научная статья по теме ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ Экономика и экономические науки

Текст научной статьи на тему «ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2011, № 3, с. 67-73

= БОЛЬШОЙ БЛИЖНИЙ ВОСТОК

ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ

© 2011 г. Д. Пузырёв

В статье рассматриваются последствия усиления роли исламского фактора в мировой политике. На фоне роста численности исламских организаций радикального и экстремистского направления актуализировалась проблема исламско-христи-анского диалога. Этому во многом способствует выдвинутая исламистами альтернативная модель развития мусульманского мира, имеющая прежде всего антизападную, а, по мнению некоторых исследователей, и антихристианскую направленность. В связи с этим появилась возможность говорить о возвращении человечества в недалеком будущем в эпоху религиозных войн. Ряд аналитиков вообще утверждают, что такая война уже давно началась. Однако автор полагает, что заявления о якобы бушующих современных религиозных войнах несостоятельны, а постепенно назревающий исламско-христианский конфликт пока еще можно предотвратить.

Один из популярных лозунгов политологов 80-х годов - "ислам на марше". В последнее время он не просто подтвердился целым рядом событий, но, что важнее, стал одним из наиболее значительных факторов мировой политики1. Так, при внимательном изучении географии современных локальных конфликтов можно сделать серьезное "открытие": если не во всех, то в большинстве из

ПУЗЫРЁВ Дмитрий Александрович, политический обозреватель, Республика Беларусь (puzurek@mail.ru).

1В современной политологической науке существует множество определений исламского фактора. От понимания под исламским фактором процессов и явлений, которые способствуют возрождению и утверждению ислама в общественной жизни, определяют характер или отдельные черты такого возрождения и утверждения (см.: Мельков С. Возрождение ради реванша? (http://www.ebiblioteka.ru/ sources/article.jsp?id=2570220)), до определения И. Добае-ва, который под исламским фактором понимает возрастание значения и влияния мусульманских стран в мировом историческом процессе. При этом его идеологической базой является радикальный исламский фундаментализм (см.:

Добаев И. Экстремистские группировки в США: исламский фактор // МЭ и МО. 2007. № 1. С. 107).

Однако в данной работе мы предлагаем под исламским фактором понимать прямое и/или косвенное влияние на центры принятия политических решений и на мировую политику в целом транснациональных организаций исламского толка, а также крупнейших мусульманских государств и их организаций.

них наряду с противоречиями территориально-политического, этнического или экономического характера, присутствуют разногласия религиозного плана. При этом одна из противоборствующих сторон по своей конфессиональной принадлежности, как правило, относится к исламу. Примеры - арабо-израильский конфликт, проблемы бывшей Югославии, "территориальный" спор Индии и Пакистана и т.д.

Предложенная тема, связанная с влиянием исламского фактора на мировую политику, еще недостаточно полно освещена в отечественной научной литературе, хотя многие современные исследователи уделяют определенное внимание этому вопросу в контексте других актуальных международных проблем. Тем не менее можно утверждать, что сегодня существует практическая необходимость комплексного и всестороннего изучения той роли, которую играет ислам в мировой политике.

ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР: ОТ СОДЕРЖАНИЯ К ПРОЯВЛЕНИЮ

Небывалый рост численности разнообразных мусульманских фундаменталистских и экстремистских движений и организаций 2, основанных

2 В научной литературе до сих пор не утихают споры о соотношении таких понятий как "исламский фундаментализм" и "исламизм". Одни исследователи употребляют эти понятия как синонимы (см.: Полонская Л. Современный мусульманский фундаментализм: политический тупик или альтернатива развития // Азия и Африка сегодня. 1994. № 11. С. 22; Семенова О. Исламский фундаментализм как течение политической мысли: генезис, идеи, этапы и тенденции развития // Вестник Московского университета. Сер. 12. "Политические науки". 2007. № 1. С. 63); другие -указывают на аполитичность исламского фундаментализма (см.: Наумкин В. Исламский радикализм в зеркале новых концепций и подходов // Восток (ОЫЕ№). 2006. № 1. С. 6), что отличает его от исламизма, представляющего собой "в большей степени политическое явление" (см.: Долгов Б. Исламизм в контексте межцивилизационного взаимодействия // Восток (ОШЕт). 2007. № 4. С. 86); третьи считают термин "исламский фундаментализм" более "объемным", ибо он включает сразу три компонента: религиозный, идеологический ("-изм") и политическое действие (см.: Ма-лашенко А. Два мнения. Исламизм на все времена // Свободная мысль - XXI век. 2004. № 12. С. 16).

на идеологии исламского радикализма, а также их финансово-технологических и политико-экономических возможностей во многом привел и к становлению исламского фактора как важного аспекта мировой политики. При этом развитие идеологии и практики современного исламского фундаментализма и экстремизма оказалось под давлением взаимосвязанных причин не только внутреннего, но и внешнего характера3. К первой группе факторов следует отнести: последствия для исламских обществ экономического и политического кризиса, являющихся во многом негативным итогом бурно развивающихся процессов глобализации; а также определенное воздействие проблем демографического характера, которые отягощаются непростым историческим наследием и изменением некоторых мировоззренческих установок. Под давлением извне (исходящая из Ирана проповедь "экспорта ислама" в его радикальном варианте, некоторые тенденции разви-

Мы же предлагаем под исламским радикализмом понимать идеологию, которая характеризуется решительной интерпретацией мусульманского вероучения на фоне абсолютизации раннеисламского образа жизни, и основанную на ней социально-политическую практику, направленную на создание идеального общества, управляемого законами шариата. Данная интерпретация ислама вполне закономерно приводит радикалов к сознательному бинарному противопоставлению мира: либо ислам, либо джахилийа (невежество); в итоге весь земной шар оказывается разделенным на два "лагеря": истинные правоверные - придерживающиеся пропагандируемого радикалами вероучения, и кафиры (неверные) - те, кто не следует данной специфической интерпретации ислама. Мирное сосуществование этих двух пространств, по мнению идеологов радикализма, невозможно, поэтому, ратуя за воссоздание (создание) пропагандируемой модели идеального общества, исламские ультрарадикалы (салафиты), используют пространно толкуемый постулат джихада и призывают к священной войне с неверными. Причем к последним относят и мусульман, которые не разделяют их воззрений. Наиболее подходящим средством ведения объявленной радикально настроенными исламистами священной войны выступает терроризм.

Использование же в качестве синонимов терминов "исламский фундаментализм" и "исламизм" может быть оправданным, если при этом подразумевается политический ислам - альтернатива современным режимам исламского мира. Объединяемые термином "исламизм" разнонаправленные явления политико-религиозной жизни мусульманского мира, его разнообразные общины - это многоликий, но все-таки единый феномен, скрепляемый общей религиозной риторикой, которая опирается на авторитет Корана. Понятия же "исламского экстремизма" и "терроризма" должны рассматриваться только в качестве крайних проявлений исламизма, которые отличаются ярко выраженной "опорой на методы дестабилизации ради продвижения своих целей".

3 См. подробнее: Пузырёв Д. Рост исламского фундаментализма: причины и следствия // Вестник Московского университета. Сер. 18. "Социология и политология". 2008. № 3. С. 3-18.

тия Пакистана и Турции) фундаменталистское движение стало радикализироваться, приобретая экстремистскую тональность.

Этому во многом способствовала непродуманная внешняя политика США и некоторых европейских держав. Сходную с этой точкой зрения высказывает и известный американский политолог З. Бжезинский. Он пишет, что, несмотря на стремление Белого дома избежать антимусульманской риторики, "американская политика приобретает явную антиисламскую окраску..."4.

Однако новая администрация США во главе с президентом-демократом Бараком Обамой пытается развивать диалог с исламским миром, правда, пока безуспешно. Так, 4 июня 2009 г. американский президент в своей речи в Каире призвал открыть новую страницу в отношениях между Вашингтоном и исламским миром, подчеркнув, что Соединенным Штатам и мусульманским странам нет нужды "соревноваться", а их отношения должны основываться на взаимных интересах и уважении. Он признал политические просчеты США в Ираке. Тем не менее, излагая причины вторжения американцев в Багдад, Б. Обама возложил вину за это на экстремистов, явно подразумевая под последними представителей исламского мира. Президент Соединенных Штатов воздержался от осуждения своего предшественника Джорджа Буша, отдавшего приказ о военном вторжении в суверенное государство, в результате чего была развязана гражданская война, в которой погибло более миллиона иракцев, а около двух миллионов стали беженцами. Эта авантюра имела обратный эффект и привела к тому, что Ирак превратился в испытательный полигон международного терроризма.

Оценивая сказанное Б. Обамой в Каире, необходимо отметить, что степень взаимного неприятия США и исламского мира весьма велика, поэтому только красивыми словами положение не исправишь.

Возрастание роли исламского фактора во многом обусловлено и наличием на территории мусульманских государств крупнейших запасов минерального сырья, прежде всего нефти и газа, имеющих важнейшее значение для экономики стран Запада. Повышает значение данного фактора и постоянное наращивание военного потенциала мусульманских государств. Это достигается главным образом путем приобретения новейших образцов оружия, создания современной военной

4 Бжезинский З. Последний суверен на распутье // Россия в глобальной политике. 2006. № 1. С. 13.

инфраструктуры. Некоторые исламские государства уже имеют на вооружении ракеты; а Пакистан, где довольно сильн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком