научная статья по теме Исламский фактор в политическом процессе шахского Ирана и Ирана после революции 1978-1979 гг. : компаративистский анализ Философия

Текст научной статьи на тему «Исламский фактор в политическом процессе шахского Ирана и Ирана после революции 1978-1979 гг. : компаративистский анализ»

А.А. ВАРТУМЯН доктор политических наук, профессор Армавирской государственной педагогической академии*

Исламский фактор в политическом процессе шахского Ирана и Ирана после революции 1978-1979 гг.:

компаративистский анализ

Консолидация исламского режима, существующего более тридцати лет, позволяет сделать весьма актуальным анализ социально-политических и экономических рычагов «практического исламизма», идейно-политическая платформа которого основана на трех основных постулатах:

Принцип «велайате факих» (руководство богослова-законоведа, замещающего или представляющего «сокрытого» шиитского имама), который позволяет создать исламское государство в современном

л

мире даже при отсутствии наследника Пророка1;

Дихотомическое видение мира, разделенного на угнетателей и угнетенных (интересы последних, причем не только мусульман, защищает исламская революция);

Националистический по сути, хотя и панисламистский по форме призыв к борьбе против сатанинских сил, Запада и Востока (сверхдержав), стремящихся к господству над «третьим миром».

Говоря о роли и месте исламского фактора в политически процессе того или оного государства, будем исходить из того, что Ж.-Ф. Рикс и Ж Бланши делят все мусульманские страны (с точки зрения влияния ислама на их государственное право) на три группы: страны, законодательство которых полностью вытекает из светского источника (Турция); страны, применяющие шариат в частном праве и

* pragpu@mail.ru

1 Хомейни Р.М. Исламское правление. - Алматы, 1993. - С. 42-45.

стремящиеся распространить его влияние на государственное право (Саудовская Аравия, Иран, Ливия); остальные мусульманские страны, образующие промежуточную группу1.

Необходимо отметить, что Иран шахский и Иран после революции 1978-1979 гг. являются государствами, которые могут быть отнесены к разным группам в данных классификациях. Рассмотрим причины этого расхождения.

Инициировав в начале 1960-х годов в Иране реформы «белой революции», Мохаммед Реза-шах Пехлеви намеревался предстать в роли просвещенного монарха-реформатора. Изменить положение в стране, считал он, может только один человек - всесильный глава государства, общенациональный надклассовый арбитр, хорошо осведомленный о чаяниях народа. Официальная идеология «белой революции», или «пехлевизм», была разработана на основе принципов, прежде всего изложенных шахом в его книгах: «Белая революция», «Мое служение родине», «К истокам великой цивилизации»2. Монарх писал, что он «руководит духом, мыслями и сердцем народа», и это позволяет ему «осуществлять широкие и коренные реформы, возможные в других странах лишь в условиях

о

ликвидации свободы путем революционного принуждения»3. Именно вера в миссию шаха, как «отца иранской нации», дала возможность иранским пропагандистским кругам представить весь комплекс реформ, за осуществление которых взялся иранский монарх, как национальную «революцию шаха и народа».

Исламские идеалы упоминались в концепции «белой революции», однако занимали в ней подчиненное положение как по отношению к монархизму, так и к иранскому национализму. Используя исламскую

1 Политическая культура стран ислама. - Сб. обзоров. - Вып. 1 .М.: ИНИОН АН СССР, 1981. -С.234.

Пезлеви М.Р. Белая революция. - Париж, 1967. - 215 с.

3 Там же. - С. 8.

риторику, идеологи «пехлевизма» прославляли величие монархического строя и националистические принципы1.

Центральной идеей «пехлевизма», как отмечали Л.Р. Полонская и А.Х. Вафа, являлось провозглашение «вечной ценности» монархии, олицетворявшей собой «духовную крепость» иранского национального характера2. Один из теоретиков и пропагандистов «белой революции» Манучехр Хонарманд в книге «Пехлевизм - новое учение» обосновывал права иранских шахов на единоличное управление государством тем, что исторически все правившие на территории Ирана династии, начиная со времен Аббасидского халифата, обходились без вмешательства в политические дела со

о

стороны шиитских улемов3. А известный иранский филолог Али Асгар Хекмат в работе «Девять бесед по истории религии» подчеркивал, что легшая в основу шиитского учения традиция наследованной передачи власти базировалась на древних иранских представлениях о характере политического устройства государства4.

В свете успехов в индустриальном развитии и в некоторых других преобразованиях, достигнутых в ходе «белой революции», в Иране, так же как и при Реза-шахе, реанимировались представления об исключительности истории и культуры страны, а сасанидский период ее развития (224-651) был объявлен блистательной эпохой иранской цивилизации. В марте 1976 г. правительством было принято решение о переходе к новой системе летоисчисления. За исходную дату был взят 558 год до н.э. - год коронации основателя Ахеменидской империи Кира II Великого (558-530 гг. до н.э.). В соответствии с этим с 21 марта 1976 г. в стране начался не 1355 год мусульманской хиджры, а 2535 год новой эры. Был выдвинут тезис о «непрерывности иранской

Алиев А.А. Идеология «исламского национализма». - М., 2008. - С. 67.

2 Полонская Л.Р., Вафа А.Х. Восток: Идеи и идеология (Критика буржуазных и мелкобуржуазных концепций «третьего пути» развития). - М., 1982.- С. 167.

3 Алиев А.А. Идеология «исламского национализма». - М., 2008. - С.68.

4 Там же.

традиции» (эстемрар), ставший составной частью официальной культурной политики. Мохаммед Реза Пехлеви считал влияние древней иранской цивилизации и доисламских традиций на современную жизнь Ирана не менее значимыми, чем исламское вероучение. Более того, шах утверждал, что «коренные иранские

л

ценности» заложили основу исламской цивилизации1. Монарх говорил: «Коран не ограничивает иранцев на пути их социально-экономического развития и арийского возрождения»2.

Идеология «белой революции» всемерно возвеличивала роль Заратуштры и его пророческой миссии, подчеркнуто указывала на исключительность иранской нации, в основе которой лежали «арийские» корни. В книге «Белая революция» Мо-хаммед Реза Пехлеви писал: «Как древнее учение Зороастра, так и великие каноны ислама, идеи и наставления философов, мыслителей, ученых, поэтов Ирана... учили нас тому, что для жизни каждого истинного общества

о

необходима любовь, дружба и истинное понимание друг друга»3.

Обоснованность подобных великодержавных взглядов на историю собственной страны не раз подвергалась критике. Так, Дилип Хиро писал, что со времени отлучения от престола сасанидского шахиншаха Иездигерда III и до воцарения первого Сефевида, шаха Исмаила I (641 -1501), национального династического правления в Иране не существовало вовсе4. А известный иранист С.М. Алиев уточнял, что Тегеран искусственно низводил начало истории иранской государственности к Ахеменидам, хотя, «если быть верным исторической действительности, первым крупным государством, созданным иранцами в этом регионе, было Мидийское царство». Ученый объясняет мотивы, побудившие иранские власти к подобному

1 Цит. по: Полонская Л.Р., Вафа А.Х. Восток: Идеи и идеология (Критика буржуазных и мелкобуржуазных концепций «третьего пути» развития). - М., 1982.- С. 62.

2 Цит. по: Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в Иране. - М., 1975. - С. 116.

3 Пезлеви М.Р. Белая революция. - Париж, 1967. - С. 126.

4 Цит.по: Алиев А.А. Идеология «исламского национализма». - М., 2008. - С.69.

лукавству, тем, что они не желали связывать появление государственности с предками курдов, талышей, азерийцев, дейлемцев и других народов, активно содействовавших образованию более древнего

л

Мидийского государства1.

В правительственных документах шахского Ирана стало широко использоваться понятие «единая иранская нация», которое подразумевало не только самих этнических персов, но и представителей большинства нацменьшинств, которые изображались как «истинные иранцы», «дети иранской земли», а потом уже как азербайджанцы, арабы или армяне2. А о населении Иранского Курдистана тогда писали не иначе как об «ирано-курдах» являющихся неотъемлемой частью «иранской нации», или «горных иранцах», культура которых «составляет конструктивный элемент истории Ирана»3.

Ход и итоги «белой революции» 1962-1978 гг. свидетельствовали, что реформы Мохаммеда Реза Пехлеви, призванные ускоренными темпами модернизировать Иран по западным образцам, лишь разверзли пропасть между «верхами» иранского общества, с одной стороны, и его «низами» - с другой. Угрожающе быстрое и неподконтрольное изменение условий жизни, наступление «чужого», «импортированного», навязываемого извне и разлагающего «свое» вызывало отторжение не только среди этнических иранцев, но и населения национальных окраин, видевших в «вестернизации» посягательство на свою религиозную и этнонациональную самобытность.

С первой половины 60-х до второй половины 70-х гг. ХХ века темпы экономического роста Ирана были одними из самых высоких в

1 Алиев С.М. История Ирана. ХХ век. - М., 2004. - С. 595-596.

2 Трубецкой В.В. К вопросу о влиянии буржуазных реформ 60-х -первой половины 70-х годов на национальные процессы в Иране // Национальные проблемы современного Востока.- М., 1977. -С. 92.

3 Там же, с. 111.

мире: за 15 лет ВВП вырос в 13 раз, а доход на душу населения - в 8 и достиг 1600 долл.; в конце 70-х годов ХХ века Иран по социально-экономической структуре общества опережал Грецию и несколько отставал от Португалии и Испании, капиталистический уклад был и системообразующим, и господствующим1.

Характеризуя положение, сложившееся в стране, З.И. Левин писал: «Процесс оттеснения ислама светскими концепциями в официальных доктринах, в сознании значительной части интеллектуальной элиты... привел к тому, что даже модернистское направление мусульманской реформации, которая способствовала ускорению процесса «обмирщения» ислама, утратило свою привлекательность для политических лидеров технократии и либеральной интеллигенции. Постоянное обращение мусульманских

реформаторов к Корану и сунне представляется им ненужной

- 2

архаикой»2.

До «исламской революции» 1979 г. Иран был главным союзником Соединенных Штатов в регионе, который сейчас стали называть Большим Ближним Вост

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком