научная статья по теме ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР В ПОЛИТИКЕ РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕДЕЛЫ ВЛИЯНИЯ Экономика и экономические науки

Текст научной статьи на тему «ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР В ПОЛИТИКЕ РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕДЕЛЫ ВЛИЯНИЯ»

РОССИЯ: ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА

ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР В ПОЛИТИКЕ РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕДЕЛЫ ВЛИЯНИЯ*

© 2011 г. А. Смирнов

Мир стремительно меняется. Контуры привычного миропорядка утрачивают четкость, и перед российским государством, еще не вполне отошедшим от постсоветских геополитических потрясений, вновь встает вопрос идентификации. Без внятного ответа на него едва ли можно выбрать правильные ориентиры, курс и стратегию поведения в меняющемся мире. Как показывают социологические исследования, граждане России устойчиво соотносят себя и свою страну с Европой, прежде всего в культурно-историческом плане. Европейская идентичность россиян опирается на традиционные, глубоко укорененные в прошлом представления о сопричастности России христианскому миру или, точнее, его наиболее развитому - романо-германскому - ареалу. Разумеется, для подобных представлений имеются веские основания, которые вовсе не исчерпываются европейской ориентацией интеллектуалов.

Вообще к международному аспекту идентификации обращаются у нас как-то избирательно -обычно, когда речь заходит о взаимодействии России со странами Запада. Его обобщенный образ, внутри которого все более отчетливо обособляются образы Европы и США, по-прежнему играет ключевую роль при формировании отечественных идентификационных структур. Но евро-атлантическое измерение при всей своей значимости не является единственным. Очень многое зависит от способности и готовности нашего государства позиционировать себя в незападных обществах, в частности - найти соответствующий подход к исламскому миру. Это тем более важно, что, пожалуй, ни в одной другой сфере вопросы обеспечения внешнеполитических интересов не переплетаются столь тесно и столь крепко с требованиями внутренней безопасности.

СМИРНОВ Алексей Николаевич, кандидат политических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН (:Ю:ое11аёа@ ramb1er.ru).

* Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 10-03-00264а "Национальные интересы России в многополярном мире: субъекты формирования и тенденции эволюции".

I

В этом контексте проявляется одна из стержневых проблем российского восприятия ислама. Ее суть можно обозначить следующим вопросом: выступают ли российские мусульмане фактором, сближающим Москву с исламским миром, или, напротив, наличие многих миллионов правоверных сограждан накладывает существенные ограничения на внешнюю политику страны, порождая, в частности, перманентную опасность нежелательного зарубежного влияния? Разумеется, на уровне каждодневных политических практик обозначенная дилемма не выглядит столь прямолинейной и категоричной, но, чтобы убедиться в ее актуальности, достаточно обратить внимание на содержание общественно-политических дискуссий.

Казалось бы, российское руководство заняло вполне однозначную позицию, исключающую саму постановку вопроса о негативном воздействии исламского фактора на обеспечение государственных интересов. Ключевым событием, определившим отношения исламского мира и постсоветской России как партнерские, стало присоединение Москвы к Организации Исламская конференция (ОИК) в статусе наблюдателя. Это произошло в июне 2005 г. и стало логическим результатом процесса, начатого имевшим место полутора годами ранее визитом президента В. Путина в столицу Малайзии Куала-Лумпур. Тогда, в октябре 2003 г., глава российского государства принял участие в открытии 10-го саммита ОИК, выступив с речью перед представителями большинства исламских стран мира. В ходе многочисленных дипломатических контактов, связанных с данным визитом, была предпринята серьезная попытка завязать диалог с исламским миром как с духовно сопричастным России сообществом, а не как с внешней, непонятной и потенциально враждебной силой. Лейтмотивом нового подхода к пониманию международной действительности стали слова В. Путина о российской исламской общине, "которая уже не отделяет себя от мирового сообщес-

тва мусульман и готова к плодотворному участию в его духовной, культурной, политической жизни"1.

Однако в связи с заявкой российского руководства на участие страны в деятельности ОИК (пусть и ограниченное статусом наблюдателя) возникает вопрос о том, способно ли наше исламское общество представлять целое государство - со всеми его специфическими особенностями, многообразными проблемами и, возможно, недостатками - перед лицом мировой уммы. В зависимости от ответа на данный вопрос можно судить о преимуществах, которые получит Россия от сближения с исламским миром, хотя по прошествии семи лет после начала этого процесса они все еще не кажутся очевидными. Причем определенные сомнения в эффективности механизмов взаимодействия проистекают не из пресловутой "чиновничьей оппозиции" избранному курсу или исла-мофобских комплексов части российских элит, а из внутренних противоречий современного российского ислама.

Прежде всего, было бы наивно полагать, что вступление в ОИК автоматически обеспечит российскому государству некие преференции во взаимоотношениях с конкретными странами и народами. Сам факт членства, то есть формальное представительство в структурах ОИК, лишь открывает России "окно" для диалога с исламским миром. Содержание упомянутого диалога, его наполнение политической конкретикой всецело зависит от активности российской стороны. По словам президента Института Ближнего Востока Евгения Сатановского, "ОИК не является верховным исламским синедрионом. Это не более чем клуб, который координирует и дискутирует. Это информационное поле, потому что решения Организации Исламская конференция ни в коей мере не являются обязательными для ее членов". Основной практический смысл участия в ОИК сводится к возможности "послушать информацию, передать информацию, обсудить, скоординировать, и затем уже на национальном уровне проводить какие-то серьезные вещи". Так что присутствие России в Организации даже на правах наблюдателя представляется вполне оправданным. "Важно только, чтобы мы координировались с ними, а не они координировали нас", -замечает исследователь2.

1 Выступление Президента Российской Федерации В. Путина на Х встрече глав государств и правительств Организации Исламская конференция (http://www.ansar.ru/ со^гшеа/2006/01/22/1169).

2 СатановскийЕ.Я. ОИК - не верховный синедрион. 05.06.2006

(http://i-r-p.ru/page/stream-event/index-5747.html).

Действительно, почти формальное и лишенное строгих обязательств присоединение России к международному исламскому сообществу на самом деле означает, что российское государство становится объектом пристального внимания со стороны широкой мусульманской общественности. Разумеется, в центре этого внимания оказываются российские мусульмане. Именно в своих единоверцах, как в своеобразном зеркале, мировая умма видит отражение современной России. Так что мусульмане Поволжья и Северного Кавказа в известном смысле определяют для исламской уммы лицо российского общества, а по их положению судят о характере взаимоотношений государства с исламом внутри страны.

И вот здесь проявляется очевидная слабость, если не сказать уязвимость, всех государственных расчетов на тесное и конструктивное взаимодействие российских мусульман с международными исламскими структурами.

Во-первых, по оценкам ряда отечественных мусульманских деятелей, у нас нет сформировавшейся исламской общины, способной выступить субъектом общественных отношений как внутри государства, так и на международном уровне3. Помимо общих причин, обусловивших очевидную слабость российского гражданского общества, в мусульманской среде действуют свои ограничители, не позволяющие массе верующих стать живым и целостным социальным организмом. Глубокие этнокультурные, институциональные и мировоззренческие разломы, политические дрязги, ожесточенная борьба за власть, собственность и финансовые потоки, наконец, отчужденность рядовых мусульман от организационных структур, наделенных правом принимать решения, - вот далеко не полный перечень "болезней" современного российского ислама. В свете всего перечисленного характеристика российской мусульманской общины как вполне состоявшейся социальной реальности выглядит как минимум несколько преждевременной.

Во-вторых, среди российских мусульман очень мало авторитетных, способных и активных деятелей, готовых представлять российскую умму в международных исламских организациях. Во многом это - следствие уже упомянутых "болезней", но если конфликты между ду-

3 См.: Султанов Ш. Недостаточное развитие российско-исламских отношений говорит о слабости мусульман нашей страны / Сближение России и исламского мира: стратегическое партнерство или конъюнктура? Круглый стол мусульманской общественности. 04.10.2007 (http://www. islamnews.ru/news-7543.html).

ховными управлениями или этнополитическую ангажированность еще можно как-то объяснить дурной "советской наследственностью" и общими издержками развития, то острый дефицит духовных лидеров, формирующих коллективное самосознание уммы, уже целиком проистекает из пороков нынешней системы. С легкой руки российского руководства единственными легитимными представителями мусульман считаются исламские функционеры, занимающие руководящие посты, то есть составляющие своего рода "духовный генералитет". В 2010 г., ознаменовавшемся рядом знаковых встреч президента с исламским духовенством, такой подход, надо полагать, окончательно оформился. Возникает ощущение, что на ислам распространяется уже наработанный опыт взаимодействия государства с Русской Православной Церковью. Это делается, несмотря на явные (и принципиальные) различия, существующие в институциональном устройстве церкви и мусульманского сообщества. В исламе нет таинства священства, духовного лидера нельзя назначить "сверху" через рукоположение, его легитимность строится на авторитете, который накапливается годами. Тем не менее, выстраивая очередную властную вертикаль, российское руководство, видимо, стремится к преодолению исламской разобщенности. Вопрос лишь в том, насколько объединительный импульс, зародившийся в бюрократических недрах Духовных управлений, будет отвечать интересам верующих.

Другая характерная черта оф

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком