научная статья по теме ИСЛАМСКИЙ МИР: “ОТСТАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ” И МУСУЛЬМАНСКИЙ РАДИКАЛИЗМ Экономика и экономические науки

Текст научной статьи на тему «ИСЛАМСКИЙ МИР: “ОТСТАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ” И МУСУЛЬМАНСКИЙ РАДИКАЛИЗМ»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2008, № 1, с. 89-103

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

ИСЛАМСКИЙ МИР: "ОТСТАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ" И МУСУЛЬМАНСКИЙ РАДИКАЛИЗМ*

Предлагаемая публикация - итог работы очередного, третьего1 научного семинара "Современные проблемы развития", проведенного в Центре модернизации и развития ИМЭМО РАН. Руководитель семинара - д.и.н., зав. Центром В.Г. Хорос, участники: д.и.н главный научный сотрудник ИМЭМО Г.И. Мирский, д.и.н., зав. отделом ИВ РАН

B.Я. Белокриницкий, д.и.н., главный научный сотрудник ИМЭМО

C.И. Лунев, д.п.н., ведущий научный сотрудник ИМЭМО Д.Б. Малышева , к.э.н., зав. отделом ИВ РАНН.М. Мамедова, научный сотрудник ИМЭМО А.С. Прозоровский, к.и.н., ведущий научный сотрудник ИВ РАН P.P. Сикоев, к.и.н., старший научный сотрудик ИМЭМО А.Ю. Умное.

Г.И. Мирский. (Основной доклад). Два противоречащих один другому тезиса, относящихся к миру ислама, весьма распространены в последние десятилетия: первый гласит, что этот мир переживает возрождение, новый неслыханный с давних времен подъем, а второй - что происходит его кризис. Оба эти утверждения являются неточными, неопределенными и способны ввести в заблуждение прежде всего потому, что происходит смешение двух понятий - ислама как религии и мусульманского сообщества ("мир ислама").

Термин "возрождение" по отношению к исламу как религии вообще неприменим хотя бы потому, что ислам никогда не умирал и поэтому не может возродиться. Правда, надо отметить, что этот термин употребляется только в публикациях на русском языке, по-английски говорится о revival, то есть оживлении, что гораздо ближе к действительности. В таком случае следует констатировать, что в течение нескольких последних десятилетий в мире вообще происходит усиление роли религии, особенно после того, как закончилось "великое противостояние двух систем", основанное формально на классовых критериях (социализм против капитализма). Фактически "борьба двух систем на мировой арене" имела геополитический и - во вторую очередь - идеологический характер, но преподносилась, по крайней мере с нашей стороны, именно как борьба классов. Это уводило в тень, затушевывало сейчас уже вполне очевидное обстоятельство, а именно: на самом деле в сознании подавляющего большинства людей классовый фактор вопреки

* Исследование выполнено при финансовой поддержке

РГНФ в рамках проекта 06-03-02042а Материалы первого заседания см.: МЭ и МО. 2007. < 2; второго - МЭ и МО. 2007. < 6.

марксистской теории не является наиболее важным. Гораздо серьезнее воспринимаются факторы этнические, национальные, конфессиональные. Речь идет именно о сознании, поскольку в реальности материальные проблемы, различия в жизненном уровне, проблемы, связанные с нищетой, обездоленностью, эксплуатацией и т.д. всегда находятся на переднем плане. Но сейчас заметно, что люди, особенно в бедных странах Третьего мира, чаще всего склонны смотреть на свои невзгоды не сквозь призму противостояния "наших бедных с нашими же богатыми", а через противостояние "своих" и "чужих". А поскольку такие понятия, как капитализм, социализм, борьба бедных классов против богатых эксплуататоров и пр., утратили свое прежнее значение (в немалой степени именно ввиду дискредитации основанных на данных понятиях социалистических идей, а это явилось результатом поражения "мирового социализма" в борьбе двух систем), неудивительно, что национализм и религия вместо того, чтобы уходить в прошлое как "пережитки" якобы умирающих эксплуататорских формаций, стали приобретать гораздо большее значение в сознании людей, чем это было в XIX и большей части XX в. Этноконфессиональные противоречия и конфликты в наше время существенно преобладают по сравнению с "чисто классовыми", поэтому и стали говорить, в частности, о новом подъеме религии, вернее - религиозной самоидентификации. "Оживление ислама" - это лишь часть общей картины.

Если с терминами "оживление" или "подъем" можно согласиться, то ни о каком кризисе ислама - именно как религии - говорить, естественно, не приходится. Наоборот, ислам можно, пожалуй, назвать самой сильной религией в сегодняшнем

мире по степени его укорененности в умах и душах людей. И все же широко распространен термин "упадок" (decline) применительно уже не к религии, а к состоянию исламского мира. Не ислам переживает кризис или тем более упадок, а мусульманское сообщество ("умма"), и то не все, а лишь его арабская часть (и тоже далеко не вся -разве можно не принимать во внимание процветание стран Аравийского полуострова?) Но, говоря об упадке, часто смешивают два различных явления: одно - это несомненное и кардинальное уменьшение, ослабление роли исламской "уммы" в мире по сравнению с временами халифата, и второе - отставание стран мусульманского сообщества от развитой части современного мира.

Первый из этих феноменов вполне закономерен и не представляет собой ничего необычного и тем более трагического: все огромные империи древности и средневековья рано или поздно рушились, и арабо-мусульманский халифат не мог быть исключением. Правда, в глазах мусульманских богословов крушение исламского владычества в мире выглядит как совершенно незакономерное и несправедливое - ведь Аллах сказал о мусульманах: "Вы - лучшая из общин, которые выведены пред людьми" (Коран, сура 3), следовательно, они и должны быть господствующей силой на земле. Для богословов эта несправедливость состоит не в нынешнем экономико-технологическом и научном отставании мусульманских стран (они об этом в своих трактатах даже не упоминают), а именно в крушении политического господства государств "уммы" на мировой арене.

Другое дело - ярко проявившееся за последние десятилетия отставание мусульманских стран в экономическом, технологическом, научном плане. Валовой внутренний продукт всех арабских стран уступает ВВП одной Испании. По данным Международного банка, общий экспорт арабских стран, если исключить из него нефть и газ, уступает экспорту Финляндии с ее пятимиллионным населением. По такому показателю, как продукция обрабатывающей промышленности, передовая арабская страна - Египет - занимает в мире 35-е место наряду с Норвегией. В течение последних 20 лет XX в. рост дохода на душу населения в 22 арабских странах составлял 0.5% в год, что ниже, чем где-либо за исключением Африки южнее Сахары. Каждый пятый араб живет менее чем на 2 долл. в день. Примерно 12 млн. человек (15% трудоспособного населения) являются безработными, и к 2010 г. эта цифра может вырасти до 25 млн. Среди ученых в мире всего 1% мусульман; в одном Израиле больше ученых, чем во всем мусульманском мире. В арабских странах ежегодно переводится около 330 иностранных книг (в пять раз меньше, чем в одной Греции). Капиталовложения в научные исследования в арабских стра-

нах составляют одну седьмую от общемирового уровня2.

Причины такого отставания следует искать отнюдь не в новой истории, и в частности не в колониальном гнете. Собственно говоря, если иметь в виду арабский мир, входящие в него страны не были колониями Запада, за исключением захваченных Францией стран Магриба и колонизированного Англией Адена. Египет долгое время был полуколонией Англии, но нельзя утверждать, что если бы не англичане и французы, Египет, Алжир, Тунис и Марокко сегодня были бы передовыми развитыми государствами - ведь судьба других стран, находившихся под властью не западных держав, а османского султана, оказалась ничуть не лучше. Поэтому более важным фактором исторического отставания арабских стран скорее следует считать социально-экономическую систему, установленную в Османской империи, с ее засильем государственной власти, подавлением частной инициативы, отсутствием правовых гарантий для предпринимательства и т.д. В начале XX в. Турция, давно уже считавшаяся "больным человеком" Европы, точно так же отставала от развитых государств, как и управлявшиеся ею арабские страны, и лишь осуществленная Кемалем Ататюрком секуляризация дала толчок к реальной модернизации страны. Следовательно, причины исторического отставания арабского мира, равно как Турции, Ирана, Афганистана, нужно искать в более ранней истории, в особенностях развития мусульманской цивилизации.

Живший в XIV в. арабский историк Ибн Халь-дун писал, что экономика халифата была подорвана потому, что права собственности систематически нарушались правителями, считавшими себя вправе распоряжаться имуществом подданных. "Нарушение прав частной собственности убивает в людях желание заработать больше, так как они опасаются, что их усилия будут вознаграждены экспроприацией" . Все это продолжалось и в султанской Турции с ее, по определению Ф. Энгельса, "хищнической экономикой", теоретической основой которой была концепция визиря Низама аль-Мулька: "Земля государства и ее обитатели принадлежат султану ... а ему сам Аллах дал в обладание мир" . Такой порядок не мог не тормозить процесс, аналогичный тому, который развивался в Европе - возникновение самостоятельных городских общин, становление защищенного в правовом отношении рынка, создание плацдарма для формирования буржуазии.

2 См.: Lewis B. The Crisis of Islam. L., 2003. P. 88, 89; A Survey of Islam and the West // The Economist. 13.09.2003. P. 6.

3 Ibn Khaldun. Discours Sur l' histoire Universelle. P., 1978. V. II. P. 384.

4 Nizam al Mulk. Traite du gouvernement. P., 1984. P. 72, 76.

Было надолго задержано и технологическое развитие: "Когда сдерживалась частнопредпринимательская инициатива, государственная промышленность не имела стимулов для технического обновления, и это было решающим фактором

индустриального упадка государства"5. Есть и другая сторона проблемы. Как отмечает Л.С. Васильев, "арабская культура, прославленная именами аль-Газали, Аверроэса, Авиценны и многих других, немало внесла в сокровищницу мировой цивилизации. Но все это мало отразилось на жизненном стандарте и интеллектуальном потенциале мусульман, веками воспитывавшихся в русле арабо-мусульманского знания. Мало потому, что в основе стандартизированного исламского знания лежали не вершины арабской средневековой мысли, а священная книга мусульман

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «Экономика и экономические науки»