научная статья по теме ИСЛАМСКИЙ ПРОЕКТ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ИСЛАМСКИЙ ПРОЕКТ»

Социологические науки

Политическая социология

Пашков Р.В., специалитет Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина

ИСЛАМСКИЙ ПРОЕКТ

Исламский проект - потенциальный глобальный проект мира ислама по мысли мусульманских ученых, позволяющий умме (общине) занять равноправное место в мировом сообществе цивилизаций и государств, заключающийся в создании исламской государственности на землях ислама, следовании шариату и воссозданию Халифата.

1. Преемственность халифатов

Халифат как духовная политическая связь мусульман Земли не может прерваться никогда, однако не всегда духовная составляющая находит свое выражение в государственности в реальности. Халифат как праведное государство является высшим императивом мусульманина, чтобы мусульмане могли жить под богоданной властью мира ислама.

Первый халифат - исторически существовавшее единое государство мусульман на Земле, начавшееся как государство с эпохи первых халифов, объединивших народы под единой властью халифа, правившего по всеобщему согласию мусульман при поддержке исламских ученых и духовных лиц в союзе с духовным лидером шейх-уль-ислам.

Второй новый халифат - воссозданное и продолженное единое государство мусульман на основе исламской государственности союза мусульманских народов как праведное государство истинных мусульман для служения Аллаху по пути во Вселенной.

Третий галактический халифат - продолженное путем преобразования из Второго халифата государство мусульман в Галактике при расширении пределов человечества и мусульман как его части во Вселенной, построенное как союз всех мусульман для общего блага.

Фикх или исламское право - система правовых норм, исходящая в основе своей из Корана (плюс Сунны - у суннитов), считающая необходимым строительство исламского государства, включающая многие нормы религиозного характера, но и не только, выступающая как составная правовая часть шариата.

Мусульманская этика - стремление преобразовать окружающий мир по замыслу Аллаха, сделать его лучше с приходом в мир мусульман добрых дел, оставить о себе память как возвеличивающую свой род в поколениях будущих.

2. Исламский модернизм

Какова концепция и что может предложить исламский модернизм в области исламской государственности?

Разработками является концепция исламата как правового исламского социального государства для всех граждан государства, построенного на началах уважения к верховенству права, защите прав национальных меньшинств, соблюдению прав человека, демократическому устройству власти, делегированию власти общинам. В этой концепции шариат предполагается динамически изменяющейся системой права в соответствии с доктриной исторического времени.

Исламская форма правления - широкий комплекс воззрений исламских ученых и представителей духовенства на структуру и роль исламского государства, его взаимоотношения

с другими государствами, взаимодействие мусульман и национальных меньшинств в рамках такого государства.

Шариатское правление - правление, основанное на догматическом применении шариата как неизменной системы права, не подлежащей в принципе какому-либо изменению в чем-либо. Любые такие изменения объявляются нововведениями (бида) и не подлежат соблюдению. Такое государство является крайне жестким и очень быстро в нем наступает застой. Оно по сути своей враждебно к модернизму.

Изменение шариата может основываться на следующих принципах:

1. Доктрина исторического времени предполагает разное действие разных норм в разное время, то есть не все нормы шариата действуют одновременно. Необходимо понимать, что многие нормы были выработаны для того, чтобы ислам был принят конкретным кочевым обществом арабских бедуинов Аравии и начал, таким образом, распространяться.

2. Определяющим является мнение исламских ученых, а не исламского духовенства. Духовенство не может передать новое Откровение до Судного дня, а должно служить лишь отправлению культа и соблюдению религии.

3. Решение принимает представительный корпус мусульман, выражающий всеобщее согласие мусульман на изменения путем избрания представителей в Меджлис аль Умма.

В шариате можно выделить следующие механизмы изменений.

Первая группа концепций - положительная.

1. Доктрина исторического времени, согласно которой разные нормы шариата действуют по-разному в разное историческое время и могут отмирать в силу исторического прогресса.

2. Концепция социальных ценностей, в соответствии с которой возможны изменения в шариате через принятие социальных законов, то есть правил, установленных самим обществом.

3. Доктрина общего блага мусульман, по которой норма не должна действовать, если нарушает принцип общего блага. Норма не должна действовать ради нормы.

Вторая группа концепций - отрицательная.

1. Концепция необходимости нововведений. Невозможно отрицать социальные изменения и вызванные этим изменения правовых норм, требуя неукоснительного соблюдения мертвых по своей сути норм.

2. Доктрина возможности толкования норм права. «Врата иджтихада» должны снова распахнутся и дать простор исламской политико-правовой мысли.

Исламский миропорядок - концепция миропорядка, продвигаемая исламскими государствами для более равноправных отношений с западной цивилизацией. В основу концепции положена исламская солидарность - единство исламских народов на мировой арене, в отношениях между исламскими государствами надлежит придерживаться начал взаимоуважения и невмешательства.

Исламское возрождение - пульсирующий и тяжелый процесс самосознания мусульманами своей политической идентичности и выработки единой доктрины построения исламского демократического государства как блага для всех мусульман на землях ислама.

Исламское развитие представлено в теоретической концепции исламской модернизации и практической концепции исламского модернизма.

Исламская модернизация - концепция изменения политических институтов исламских государств и превращения их в государства ислама, основанные на праведном правлении лидеров и шариате как законе Аллаха, понимая под шариатом динамическую систему изменения правовых норм, а не застывший каркас права.

Исламский модернизм - концепция пути изменений по всеобщему согласию мусульман на основании мнения исламских ученых и по решению представителей мусульман.

3. Исламская государственность

Халифат - глобальный проект мусульманского мира, долг и обязанность каждого мусульманина построить лучшее и справедливое общество на Земле в Доме Аллаха, по законам Аллаха для праведной жизни.

Уровни организации власти в Халифате:

1. Верховная власть халифа при благословении и поддержке шейх-уль-ислам.

2. Союзные власти (исполнительная, судебная и представительный корпус парламента).

3. Территориальная организация союзных властей.

4. Власти федератов (членов союза).

5. Территориальные общины мусульман.

Имамат - менее значимый, преимущественно шиитский глобальный проект исламского государства во главе с имамом - религиозным лидером из духовенства, основанный на прямом религиозном руководстве мусульманами.

Исламская политико-правовая доктрина - доктрина фикха (исламского права), организация политической власти и институтов исламского общества, построенного по законам Аллаха.

Государственность - суть развитого общества и одновременно его свойство; создание политические структуры для управления социальными делами и регулирование общественных отношений данного общества.

Государство - система политических институтов общества публичного характера для упорядочивания социальных структур общества и регулирования публичных отношений.

Исламское государство - система политических институтов в исламском обществе, основанная на шариате как законе Аллаха, власть в котором носит исламский характер, права мусульман в таком государстве защищены с точки зрения религиозных свобод, во внешней политике проводится линия на создание исламского миропорядка.

Исламская государственность - развитие динамической системы политических основ исламского общества во временной перспективе.

Исламская цивилизация - система культурно-исторического развития исламского общества, обладающая уникальностью ценностей и основанная на Откровении Аллаха.

Элементы исламского проекта:

1. Халифат как всемирное исламское государство для всех мусульман.

2. Халифат как мечта каждого мусульманина о праведной жизни на земле по законам Аллаха.

3. Халифат как ядро исламской цивилизации в сообществе других мировых цивилизаций.

4. Халифат как хранитель шариата для соблюдения законов Аллаха.

5. Халифат как место развития исламского мира.

4. Лжепроект Халифата

Почему нельзя мусульманам повиноваться группировке «Исламское государство» и провозглашенному ею Халифату:

1. Праведное государство покоится на согласии и счастье каждого поданного, а не на крови и насилии над людьми другой веры, преступления «исламского государства» ужасают.

2. Организация власти в Халифате «исламского государства» не является исламской и не соответствует шариату, который пытаются использовать лишь как внешний фасад.

3. Мусульмане лишены представительства в Халифате «Исламского государства», все стороны которого носят тоталитарный и военизированный характер насилия членов группировки над мусульманами.

4. Судебная власть в Халифате «Исламского государства» построена на самых худших формах обвинительного процесса без какого-либо права обжалования.

5. Халифат «Исламского государства» абсолютно нетерпим к инакомыслию и всячески подавляет любое отклонение от официальной линии группировки.

Главная причина отказа в повиновении - деспотизм в правлении и стремление построить тоталитарное общество, основанное на вооруженном захвате власти и ее присвоении от имени мусульман, а не на согласии всех мусульман.

Главный смысл Халифата «Исламского государства» в том, чтобы дискредитировать и нейтрализовать саму идею Халифата как Дома всех мусульман. Хотя США и провозглашают это образование одной из главных мировых угроз, но в то же время там не верят в объединительную миссию такого государства, так как его главный ресурс - идея будет обрушена в ходе

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком