научная статья по теме ИСЛАМСКИЙ РАДИКАЛИЗМ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В АЗИИ (НА ПРИМЕРЕ ИСЛАМСКИХ ГОСУДАРСТВ БАНГЛАДЕШ, МАЛЬДИВСКАЯ РЕСПУБЛИКА И СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА НЕПАЛ) Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ИСЛАМСКИЙ РАДИКАЛИЗМ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В АЗИИ (НА ПРИМЕРЕ ИСЛАМСКИХ ГОСУДАРСТВ БАНГЛАДЕШ, МАЛЬДИВСКАЯ РЕСПУБЛИКА И СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА НЕПАЛ)»

УДК 348.97 (549.3)(548.82)(541.35)

Исламский радикализм и конституционно-правовое регулирование в Азии (на примере исламских государств Бангладеш, Мальдивская Республика и светского государства Непал)

Н.В. Володина,

доктор юридических наук, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных, экономических и информационно-правовых дисциплин

Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации,

советник юстиции

Россия, Москва

nina_volodina@mail.ru

Рассматриваются сфера конституционно-правового регулирования в странах Азии (Народной Республике Бангладеш, Мальдивской Республике, Федеративной Демократической Республике Непал) формирования и деятельности религиозных организаций, а также особенности распространения идей радикального ислама религиозными организациями. Отмечается, что отношение государства к религии определяет развитие любой страны.

Ключевые слова: религиозные организации, исламское право, правовое регулирование, исламизм, джихад, исламский радикализм, исламский экстремизм, терроризм, светское государство.

В процессе изучения исламской правовой системы в разных странах исследователи выделили несколько уровней источников правовых норм и установок. Например, в монографии Х. Бехруза «Исламские традиции права» определено, что в основе исламского права лежат предписания Корана и Сунны (первый уровень) [2]. Второй уровень включает нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной; третий — кодифицированные своды норм традиционного мусульманского права; четвертый уровень — это светское законодательство мусульманских государств, отражающее, хотя и в разной мере, исламские начала права.

Изучение деятельности религиозных исламских организаций в Азии, особенностей конституционно-правового регулирования в странах исламского мира, исламской правовой системы имеет актуальное значение на современном этапе развития общества, так как именно страны мусульманского Востока играют важную роль в экономических, политических и других процессах международного масштаба. В период сложных отношений с западными странами и Соединенными Штатами Америки Российская Федерация активно сотрудничает с государствами Азии, в частности с мусульманскими странами. Серьезной проблемой можно считать намечающуюся тенденцию вовлечь Российскую Федерацию в противостояние с исламским миром. Для эффективного взаимодействия между Россией и странами Азии, в первую очередь с исламскими странами, необходимо рас-

смотреть специфику развития и особенности взаимодействия религиозных организаций и государства в этих странах.

Одним из наиболее важных вопросов эволюции любой страны является отношение государства к религии. Своевременная выработка механизмов взаимодействия религиозных институтов и органов государственного управления выступает необходимым условием достижения гражданского мира и политической стабильности. Важно принимать во внимание реалии процесса развития современного общества, в том числе радикализм исламского мира, и соотносить понятия «исламизм», «исламский радикализм», «исламский экстремизм» и «терроризм». Например, К.И. Поляков предлагает таким образом разделять эти понятия: «исламизм» — практика использования ислама в политических целях; «исламский радикализм» — негативное отношение к отклонениям от норм ислама в общественной жизни; «исламский (религиозный) экстремизм» — воинствующее неприятие таких отклонений, в том числе с использованием методов морально-психологического давления на оппонентов; «терроризм» — преступная деятельность, направленная против конституционных основ [5, с. 139—140].

В исламских государствах всегда существовала напряженность между светскими властями и религиозными лидерами [8]. Халифы в мусульманских странах на протяжении многих столетий управляли исламским обществом и формировали политику. В случае отхода от исламских традиций улемы возглавляли вос-

стания и бросали вызов немусульманским правителям. Чтобы отстоять исламские традиции, религиозные лидеры использовали идею «чистого ислама». Радикальный ислам имеет политическую программу, в основе которой — воссоздание идеального исламского государства, построенного на исламских догмах, он отрицает светскость государства, пренебрегает правами немусульман и склонен к насилию.

Феномен джихада связывают чаще всего с исламскими государствами (например, Пакистаном и Афганистаном), забывая о том, что ваххабитский джихад берет свое начало в Восточной Бенгалии XIX века. Анализ современного состояния радикального ислама в южноазиатских странах, таких как Народная Республика Бангладеш, Мальдивская Республика, Федеративная Демократическая Республика Непал, свидетельствуют о наличии так называемой традиционной модели джихада. Индранил Банкрджи указывает, что эти три страны — самые слабые государства в Южной Азии и наиболее уязвимые звенья в системе безопасности региона, находящиеся под давлением ваххабитского радикализма. Воздействию радикальных тенденций сильнее подвергается Бангладеш. Однако все эти три исламских государства представляют собой плацдарм для сил радикального ислама, угрожающего завоевать весь субконтинент. На потенциальную угрозу, исходящую отсюда, чаще всего не обращают особого внимания из-за небольшого размера этих стран и незначительной степени их влияния на геополитику. Невозможно правильно оценить угрозу безопасности Южной Азии и мира в целом, не принимая во внимание риск возникновения такой угрозы [1, с. 462].

Первоначально распространение радикального ислама связывают с Сайид Ахмедом (1786—1831 годы), который при совершении хаджа попал под влияние ваххабитов и создал впоследствии мощное исламское движение «Тарикат-и-Мухаммедия», охватившее территорию от Бангладеш до Афганистана и имевшее своей целью так называемое очищение ислама. На идеях этого движения впоследствии образовалась пакистанская группа «Джамаат-ул-Дава», которую возглавлял профессор, доктор исламских наук Хафиз Мухам-мад Саид (Совет безопасности Организации Объединенных Наций признал «Джамаат-ул-Дава» террористической организацией). На базе этой радикальной исламской террористической группы сформировалась известная в мире группа «Лашкар-и-Тайба» (LET), отличающаяся активностью на территории Южной Азии (например, в результате террористической атаки экстремистов LET в Мумбаи

26 ноября 2008 г. погибли более 70 человек и сотни были ранены).

Бенгальские мусульмане под руководством Пира Шариатуллы создали еще одну исламскую организацию, «Фарази», известную в мире своими радикальными идеями.

По числу совершенных исламистами террористических актов в начале 2000-х годов Бангладеш занимает восьмое место в мире. Например, с 2000 по 2006 год сообщалось о 1926 террористических инцидентах. В 1977 году бангладешский диктатор Зияя-ур-Рахман отказался от светских принципов правления и стал активно распространять ваххабизм, положив начало исламизации этой страны, что сопровождалось террористическими актами против оппозиционных ученых, политиков, государственных деятелей и религиозных меньшинств. Радикальная исламская террористическая организация, созданная в 1992 году, — «Харкат ул-Джихад-ал-Ислами Бангладеш» (НИЛ-В) — выступила с требованием преобразовать Бангладеш в исламское государство. Интернет-сайт «Терроризм в Южной Азии»» указывает: «цель НИЛ-В — установить исламское правление в Бангладеш, ведя войну и убивая прогрессивную интеллигенцию. Она черпает вдохновение в идеях бен Ладена и талибского режима Афганистана. В определенный момент ими выдвинут лозунг "мы все станем талибами и превратим Бангладеш в Афганистан". Рекрутам этой организации внушают идеи радикального ислама» [7].

В настоящее время радикальные исламские организации Бангладеш активно вовлекаются в террористическую деятельность. Финансирование подобных экстремистских, террористических организаций происходит за счет «Международного исламского фронта». Крупные финансовые средства получает и другая организация — «Ахле Хадит Андолон Бангладеш». Указанные экстремистские, террористические организации имеют связи с исламистскими группами «Джаграта Муслим Джаната Бангладеш», «Джамаат ул-Муджа-хедин Бангладеш», «Алхикма», «Харкат ул-Джихад» и др. Денежные средства расходуются на строительство большого количества мечетей и медресе, играющих роль катализаторов радикализации общества на уровне округов и деревень, а также на вербовку и подготовку новых адептов. «Джаграта Муслим Джаната Бангладеш» и «Джамаат ул-Муджахедин Бангладеш» тесно связаны между собой и следуют идеалам талибов, основанным на принципах джихада. Глава группы «Джаграта Муслим Джаната Бангладеш» утверждает: «... среди нас много исламских лидеров и ученых. Но мы возьмем от Талибана столько идео-

логии, сколько нам нужно. Политическую систему Бангладеш необходимо менять и построить общество, основанное на исламской модели, описанной в Коране и Хадисах» [9].

Итак, в ХХ веке в Южной Азии возникло несколько самостоятельных национальных государств, одним из них является Бангладеш. Название государства первоначально обозначалось как «Страна Бенгалия». На территории Бангладеш первые государства возникли еще в I тысячелетии до н. э., одним из самых крупных считается государство Ванга, от которого и произошло современное название этой страны. В течение нескольких столетий Бангладеш входил в состав индийских владений — империи Маурьев, Гуптов и др. С 1757 по 1947 год эта территория была колонией Великобритании и входила в состав Пакистана над названием Восточный Пакистан. В 1971 году Бангладеш становится независимым самостоятельным государством. Е.И. Каминская предполагает, что в настоящее время в этой исламской стране проживает свыше 162,2 млн человек, 88,3% из них исповедуют ислам [3, с. 51].

Конституция Народной Республики Бангладеш 1972 года (далее — Конституция Бангладеш) начинается словами «Во имя Аллаха Всемогущего и Милостливого». В 1977 году во время диктатуры генерала З. Рахмана в Конституцию Бангладеш были внесены значительные изменения: в тексте документа оказались нивелированы нормы о светском государстве и включены положения о приверженности ис

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком