научная статья по теме ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРЕНЕРА ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ Физическая культура и спорт

Текст научной статьи на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРЕНЕРА ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ»

ТРЕНЕР

УДК: 796.077.5

ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРЕНЕРА ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Ректор ГЦОЛИФК, доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН А.Н. Блеер Доктор педагогических наук, профессор, Ю.М. Бычков Соискатель А.И. Балыкин

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва Т.В. Балыкина-Милушкина

ООО Академия развития способностей «Гармония», Москва

Abstract

STUDY OF CREATIVE POTENTIAL OF ELITE TRAINER

A.N. Bleer, professor, member of the Academy, Dr. Hab. Yu.M. Bychkov, professor, Dr.Hab. A.I. Balykin, postgraduate Russian state university of physical culture, sport and tourism, Moscow

T.V. Balykina-Milushkina Academy of powers' development «Harmony», Moscow

Key words: creative thinking; elite trainer; creativity; factors; divergent thinking; fluency; flexibility; singularity.

The purpose of the present study

was to allocate in a group of elite trainers indices of divergent thinking: fluency; flexibility and singularity.

Methods and organization of the research. The studies were carried our using such methods as questionnaire, J. Gilford's technique of research of divergent thinking and Z. Zivert's technique of estimation of creative abilities. There were investigated such factors of creative thinking as fluency; flexibility; singularity. The studies were conducted in the training camp of youth fencing national team in a group of elite trainers (16 persons). Conclusion.

Trainers of the group 1, whose athletes won 1, 2 and 3 places on the Olympics, had higher marks in the tasks characterizing fluency, practical and figurative flexibility and practical singularity, compared to other groups. The combination of development of three factors of divergent thinking gives trainers of the groups 1 and 2 an advantage in training athletes, who win first places in world championship and Olympic games. The data received can be used for development of creative potential of elite trainer, promoting expansion of thinking limits, development of skill to look at things from different sides and see unusual in usual. It will result in creation by trainers of new original methods techniques and principles, facilitating achievement of high sports results by their athletes.

Ключевые слова: творческое мышление, тренер высокой квалификации, креативность, факторы, дивергентное мышление, беглость, гибкость, оригинальность.

Введение. Стремительные перемены в современном мире и во всех областях жизни коснулись и такой важной сферы деятельности общества, как спорт высших достижений. Быстроменяющиеся условия требуют от тренера высокой квалификации, продуктивных методов деятельности, нестандартных решений. Поэтому наличие у тренера творческих способностей имеет большое значение.

Существует ряд отечественных и зарубежных теоретических соображений по поводу понимания творческой деятельности, творческого потенциала, творческого мышления, изложенных в работах [1, 3-5, 7, 11 и др.].

Так, Б.Г. Ананьев считает, что творчество — это процесс объективации внутреннего мира человека, а творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности. Л.С. Выготский и др. в основе любого творческого процесса выделяли способность к образному мышлению. Творческое мышление охватывает мыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм. В.Н. Дружинин отметил, что «формирование креативности как личностной характеристики в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно-личностном, затем на продуктивном (поведенческом)уровне».

Творчество в спорте в основном исследовалось в рамках профессиональной подготовки тренера [2, 8, 12], изучения его личности [10] и определения успешности профессионалов тренеров и спортсменов в конкретных видах профессиональной деятельности [6, 9].

Однако сфера креативности и дивергентного мышления тренера высокой квалификации изложена лишь в единичных работах и только обобщенно. Поэтому данная тема была выбрана авторами для исследования.

Как основу концепции креативности авторы избрали теоретические воззрения Д. Гилфорда, который выделял принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией и считал операцию дивергенции основой креативности, которую объяснял как «тип мышления, идущего в различных направлениях». Д. Гилфорд также выделил четыре параметра креативности: 1) оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы; 2) семантическую гибкость - способность выявить основное свойство объекта и предложить новое свойство его использования; 3) образную адаптивную гибкость - способность изменять форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования; 4) семантическую спонтанную гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей в нерегламентированной ситуации.

Целью исследования было определение в группе тренеров высокой квалификации показателей дивергентного мышления: беглости, гибкости и оригинальности.

Методами исследования выступали анкетирование, методика исследования дивергентного мышления Дж. Гилфорда (субтесты: «эскизы» и «семантические единицы»), методика определения творческих способностей Х.Зиверта. Исследовались следующие факторы творческого мышления: беглость (семантическа, практическая, образная), гибкость (практическая, образная), оригинальность (практическая, образная).

Исследования проводили на учебно-тренировочном сборе (УТС) молодежной сборной по фехтованию (специализация шпага и сабля) в группе тренеров высокой квалификации (16 человек).

На первом этапе исследования проводилось анкетирование, позволившее выявить достижение учеников разных тренеров, далее - субтест «эскизы», в котором тренерам необходимо было превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), помещенные в квадратах. В субтесте «семантические единицы» следовало придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом. Методикой определения творческих способностей Х. Зиверта предлагалось перечислить как можно больше необычных способов использования предмета. Результаты выполнения тестов оценивались в баллах.

Анализ полученных результатов. После проведения анкетирования были выделены 4 группы тре-

неров по характеристикам достижений их учеников на спортивных соревнованиях.

После проведения исследования и обработки данных были получены результаты дивергентного мышления, которые представлены средними показателями групп по факторам беглости, гибкости и оригинальности.

Беглость - этот фактор характеризует легкость и продуктивность творческого мышления и определяется общим числом ответов на предложенные задания. Задания были построены на основе семантических символов, практических использований предметов и образной визуализации и определяли семантическую, практическую и образную беглость.

Семантическая беглость - это способность легко продуцировать символические единицы за единицу времени с помощью дивергентного мышления, определяется по количеству быстрого подбора слов по заданию, например, подобрать как можно больше слов, начинающихся со слога за: закат, заря, запонки и т.д.

Практическая беглость - это способность быстро находить различные типы использования знакомых предметов, применяя дивергентное мышление, характеризуется количеством придуманных способов использования предметов за определенное время.

Образная беглость - это способность быстро находить различные типы образов. Она характеризуется количеством придуманных и завершенных композиций (рисунков).

После проведения тестирования, тренеры, входившие во 2-ю группу, были разделены на подгруппы: 2 и 2а по полученным при тестировании разным результатам.

На рис. 1 представлено соотношение показателей беглости мышления.

Средние значения показателя семантической беглости в 1, 3 и 4-й группах отличаются незначительно. 2-я группа по полученным данным разделилась на две подгруппы, так как показатели семантической беглости у части тренеров были в 1,5 раза меньше, чем у остальных. Такая же картина наблюдалась по практической беглости. На рис. 2 представлено соотношение показателей гибкости мышления.

Гибкость - это фактор творческого мышления, определяющийся как способность быстро переключаться с одной области знаний на другую и переноса «знаний-операций» с одной, уже решенной, задачи на другую; определяется числом классов (групп) данных ответов.

Практическая гибкость - это способность во время поиска переходить из категории в категорию при нахождении и использовании знакомых предметов.

Образная гибкость - это способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования.

Таблица 1. Характеристика групп тренеров, баллы

Группа Достижения учеников

1 - призеры Олимпийских игр

2 - призеры чемпионатов мира

3 - призеры чемпионатов Европы

4 - достижения отсутствуют

Таблица 2. Показатели творческого мышления групп тренеров высокой квалификации, баллы

Группы Беглость Гибкость Оригинальность

семантическая практическая образная практическая образная практическая образная

1 29 12 20 11 10 6 3

2 23 11 17 7 8 3 6

3 28 14 15 8 6 4 4

4 32 11 16 8 8 4 4

Среднее значение, определяющее практическую и образную гибкость в 1-й группе, на 20% выше, чем во 2, 3 и 4-й группах.

На рис. 3 представлено соотношение показателей оригинальности мышления.

Оригинальность - это фактор, характеризующий своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме. Он определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа. Исследовалась практическая и образная оригинальность.

Рис. 1. Соотношение показателей беглости мышления у тренеров

Рис. 2. Соотношение показателей гибкости мышления у тренеров

Рис. 3. Соотношение показателей оригинальности мышления у тренеров

Практическая оригинальность - это способность продуцировать необычные варианты испол

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком