научная статья по теме ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ И ИСТОРИОГРАФИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ: ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА В ДИАЛОГЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ И ИСТОРИОГРАФИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ: ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА В ДИАЛОГЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ»

150

ВОСТОК (ОМЕ^) 2009 № 6

мире и растущая зависимость от Ирана явно не может устраивать Сирию; во-вторых, в результате появления современных видов оружия значительно снизилась стратегическая значимость Голан-ских высот. Эти обстоятельства повышают вероятность успеха израильско-сирийских переговоров, в случае которого Израиль, вернув Сирии Голанские высоты, может укрепить свою безопасность не только на сирийском, но и на палестинском и ливанском направлениях - за счет прекращения сирийской поддержки террористических группировок Хамас и Хизбалла. Заинтересованность Израиля в таком урегулировании, безусловно, не ограничивается внутриполитическими соображениями, как утверждали некоторые выступившие.

М.А. Членов, отметив важность таких факторов, как фактический крах режима нераспространения ядерного оружия на Ближнем Востоке, а также явный провал концепции решения израильско-палестинского конфликта посредством создания двух государств, выразил сожаление в связи с тем, что на конференции практически не упоминалась такая важная, на его взгляд, тенденция в современном израильском обществе, как его "деромантизация", переориентация современной израильской молодежи с военных побед на построение "нормальной жизни", а также сближение позиций правых и левых политических сил и формирование центристского блока. Все это, по мнению М.А. Членова, отражает изменения самой антропологии израильского общества. При этом влияние религиозного фактора в израильском обществе сохраняется, что особенно остро проявляется в проблеме гражданского статуса.

Тему религиозного фактора и его роли в современном израильском обществе продолжила Т.В. Носенко, отметившая религиозно-националистический характер идеологии поселенческого движения в Израиле, политическое давление которого на израильское правительство и общество свидетельствует о том, что религиозно-националистический экстремизм является препятствием на пути к достижению мира не только с палестинской, но и с израильской стороны.

В заключение дискуссии И.Д. Звягельская суммировала основные моменты, благодаря которым на Ближнем Востоке в последнее время сложилась принципиально новая ситуация. Это новая роль Ирана и его возросшие внешнеполитические амбиции как в регионе, так и за его пределами, подкрепляемые ядерной программой, а также нарастание роли радикального исламизма и активизация террористических группировок, что способствовало радикальному изменению характера существующих угроз и ближневосточного конфликта в целом. Именно эти группировки, а не регулярные армии арабских государств в настоящее время противостоят Израилю.

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ И ИСТОРИОГРАФИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ: ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА В ДИАЛОГЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

© 2009 К.А. ЭДЛЕЕВА

22-24 апреля 2009 г. на Восточном факультете Санкт-Петербургского государственного университета (далее - ВФ СПб.ГУ) прошла XXV международная конференция "Источниковедение и историография стран Азии и Африки: востоковедение и африканистика в диалоге цивилизаций".

В настоящее время Восточный факультет СПб.ГУ - единственный вуз, где ведется преподавание по направлению "Востоковедение. Африканистика". Созданный в 1855 г. как факультет восточных языков по указу императора Николая I он продолжает оставаться на сегодняшний день одним из основных востоковедных центров нашей страны, признанным мировым центром обучения и изучения филологии, истории и культур Востока, где готовят специалистов, развивающих лучшие традиции классической петербургской востоковедной школы. Теоретические курсы, на которых обучается около 600 студентов по 30 специализациям, охватывают широкий круг исторических, литературоведческих, лингвистических, этнографических и религиоведческих дисциплин. Они являются продолжением исследований таких выдающихся российских востоковедов, работавших здесь, как О.И. Сенковский, А.К. Казембек, И.Н. Березин, В.П. Васильев, П.М. Мелиоранский, В.Р. Розен, В.В. Радлов, К.Г. Залеман, В.В. Бартольд, В.М. Алексеев, Н.И. Конрад, С.Ф. Ольденбург, Ф.И. Щер-батской, А.П. Рифтин, И.Ю. Крачковский, С.А. Козин, Н.К. Дмитриев, С.Е. Малов и А.Н. Кононов, Д.А. Ольдерогге, Н.Я. Марр и И.А. Орбели, В.В. Струве, Б.Б. Пиотровский и др.

На это большое научное мероприятие собрались российские и зарубежные востоковеды из 25 стран. Ими было представлено 345 докладов, в том числе: из стран Ближнего Востока - 17 докладов, Дальнего Востока - 7, Африки - 1, Германии - 3, Швейцарии - 1, Великобритании - 2, Франции - 2, Италии - 1, Греции - 2, Кипра - 1, Румынии - 1, Латвии - 2, Польши - 1, Украины - 3,

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

151

Беларуси - 1, Армении - 2, Казахстана - 3, Узбекистана - 8, Азербайджана - 5, Таджикистана - 1, Туркмении - 1.

Среди участников видные российские и западные ученые из различных востоковедных центров - Института востоковедения РАН, Института стран Азии и Африки (МГУ), Института Дальнего Востока РАН, Французского государственного института восточных языков и культуры (Париж), Ташкентского государственного института востоковедения, Казанского государственного университета и др.

Основными задачами конференции явилось исследование и обсуждение широкого спектра вопросов по истории и филологии стран Востока.

На пленарном заседании прозвучали доклады почетного декана ВФ СПб.ГУ акад. РАН М.Н. Боголюбова "Традиции Восточного факультета: современное востоковедение"; директора ИДВ РАН акад. РАН М.Л. Титаренко "Роль школы Восточного факультета СПб.ГУ в развитии отечественного китаеведения"; директора ИСАА МГУ М.С. Мейера "Востоковедение в эпоху глобализации"; акад. РАН В.С. Мясникова (ИВ РАН) "Новые задачи старого востоковедения"; декана ВФ СПб.ГУ Е.И. Зеленева "Геокультурное пространство: возвращение к образу мира".

Секционные заседания проходили в соответствии с основными научными направлениями конференции: "Источниковедение и историография арабских стран"; "Источниковедение и историография Афганистана и Ирана"; "Чтения памяти Д.А. Ольдерогге"; "Источниковедение и историография Древнего Востока"; "Источниковедение и историография Индии и Юго-Восточной Азии"; "Источниковедение и историография Кавказа"; "Источниковедение и историография Китая"; "Литература стран Азии и Африки и мировой литературный процесс"; "Монголоведение, буддология, тибетология"; "Источниковедение и историография Османской империи и республиканской Турции"; "Источниковедение и историография Центральной Азии"; "Источниковедение и историография Японии и Кореи"; "Языки стран Азии - прошлое и современность"; "Школа молодого востоковеда - 2009".

Впервые была выделена в качестве самостоятельной секция "Монголоведение, буддология, тибетология" (руководитель - П.Л. Гроховский). За три дня в ней приняло участие около 20 человек, представляющих 8 организаций: Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН (ИМБТ СО РАН), Институт востоковедения НАН Украины (ИВ НАН), Российский этнографический музей (РЭМ), Музей антропологии и этнографии РАН - Кунсткамера (МАЭ РАН), Институт восточных рукописей РАН (ИВР РАН), Институт лингвистических исследований (ИЛИ РАН), Санкт-Петербургский государственный университет (СПб.ГУ).

Доклады и сообщения секции охватывали широкий тематический диапазон, затрагивали историю формирования собраний и коллекций Азиатского музея и Кунсткамеры, проблемы исследования не введенных в научный оборот памятников монгольской и тибетской письменности, вопросы периодизации истории монгольской литературы, изучения и бытования поэтических жанров, истории китайско-монгольских отношений в XVIII-XIX вв.

С.В. Дмитриев (РЭМ) в докладе «К истории поступления в Азиатский музей одного экземпляра тибетского "Ганджур" и "Данджур"» проследил маршрут этого памятника из Лхасы в Санкт-Петербург. Он отметил большую роль в истории их появления в Петербурге заведующего этнографическим отделом рукописей и книг на восточных языках РЭМ Д.А. Клеменца, подъесаула первого Донского казачьего полка Н.Э. Уланова и штатного гелюна (монаха-ученика) калмыка Дамбо Ульянова. В течение 1909-1910 гг. буддийские священные книги поступали в этнографический отдел Музея, а в 1923 г. они под названием "Китайская энциклопедия" были переданы в Азиатский музей.

Д.В. Иванов, хранитель фондов этнографии народов зарубежной Азии (МАЭ РАН), сделал сообщение о неизвестных предметах из собраний Петра Симона Палласа и об истории формирования буддийских коллекций Кунсткамеры. Он отметил, что в ходе работы по изучению коллекции № 719, поступившей в МАЭ из Азиатского музея в 1837 г., удалось выявить около 70 буддийских статуэток, которые могут быть определены как экспонаты, собранные П.С. Палласом. По его мнению, это позволяет по-новому оценить коллекцию и лучше понять историю формирования буддийских собраний Кунсткамеры и Азиатского музея.

Е.Д. Огнева (ИВ НАН) в докладе "Тибетоязычные версии Ваджраччхедики в собраниях Украины" сделала сообщение о выявленных четырех экземплярах, представляющих рукописную и ксилографическую традиции бытования "Алмазной сутры". Первая рукопись Ваджраччхедики хранится в Институте рукописей НАН Украины в Киеве в Фонде VIII 561/11. Вторая - в составе сборника из шести сочинений - находится в собрании Одесского муниципального музея частных коллекций

152

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

А. Блещунова. Третий экземпляр, являющийся парадной монгольской рукописью из монастыря Гандан, хранится в частной коллекции в Киеве. Четвертый - китайское ксилографическое издание - также содержится в частной коллекции в г. Луцке. Как отмечает автор, данные экземпляры "Алмазной сутры" являются надежной основой для ее текстологического исследования, поскольку ксилографический и рукописные тексты представляют разные традиции создания и бытования сутры.

А.В. Попов (ВФ СПб.ГУ) в докладе "Порядок разграничения монгольских земель в цинском законодательстве XVIII-IX вв." обратил внимание на то, что законодательство, введенное цинской империей в Монголии XVIII-XIX вв., определяющее порядок распределения и разграничения населенных монголами земель, являлось не

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком