КРУГЛЫЙ СТОЛ ФЕНОМЕН ПЕРВОПРЕДКОВ И "ОТЦОВ-ОСНОВАТЕЛЕЙ" В СРЕДНЕВЕКОВОМ СОЦИУМЕ»*
УДК 930(420)"85/105"::Альфред Великий
Е.А. Самсонова
ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕГЕНДАРНОГО ОБРАЗА КОРОЛЯ АЛЬФРЕДА ВЕЛИКОГО В АНГЛОСАКСОНСКИЙ ПЕРИОД (конец IX - первая половина XI века)
Статья посвящена формированию легендарного образа уэссекского короля Альфреда Великого (849-899) в англосаксонский период. На основе письменных источников конца IX - первой половины XI в. рассматриваются мифы о древнем монархе, получившие своё развитие в последующие столетия и закрепившиеся в народной памяти англичан. В статье также затронуты социально-политические аспекты конструирования образа короля Альфреда Великого как народного героя и символа британской национальной идентичности.
Ключевые слова: Альфред Великий, Англия, Средние века, англосаксы, Англосаксонская хроника, Ассер, Св. Кутберт, Св. Неот, герой, миф, национальная идентичность, историческая память.
Различные аспекты формирования того или иного этноса и его национального самосознания активно обсуждаются как отечественными, так и западными специалистами. Историки, в частности, неоднократно обращались к проблеме образования английской нации на базе различных племен и народностей, а также к вопросу ее самоидентификации1. Становление национального самосознания англичан, как и любого другого этноса, тесно свя-
* Круглый стол организован в рамках гранта «Этноконфессиональные процессы и этногенетические мифы в конституировании политических идентичностей в Западной Европе Средних веков и раннего Нового времени» (Программа ОИФН РАН «Нации и государство в мировой истории»).
1 См.: Косминский Е.А. К вопросу об образовании английской нации // Вопросы истории. 1951. № 9. С. 43-55; Шервуд Т.А. От англосаксов к англичанам. М., 1988; Hastings A. The Construction of Nationhood: Ethnicity, Religion and Nationalism. Cambridge, 1997; Jones E. The English Nation: the Great Myth. Stroud, 1998.
зано с образом первопредка или героя. Среди героев, запечатленных в исторической памяти английского народа, наиболее выдающимся по праву можно считать короля Альфреда, прозванного потомками «Великим».
Несмотря на то что легендарный образ Альфреда был «продуктом» многих сотен лет английской истории, а сам англосаксонский правитель стал символом британской национальной идентичности только к концу XIX в., истоки мифов о монархе берут свое начало в период его правления.
Альфред Великий (ок. 849-899) был младшим сыном уэссек-ских короля Этельвульфа (795-858) и королевы Осбурх. После смерти своего брата Этельреда I (ок. 837-871), в возрасте примерно двадцати трех лет, Альфред взошел на престол Уэссекса2.
Следует отметить, что важную роль в развитии мифологического образа англосаксонского правителя сыграли представления о королевской власти в обществе. Именно на их основе происходила национальная идентификация жителей острова Великобритания.
К У11-У111 вв. в английском обществе начинают складываться определенные взгляды на короля и его полномочия. С укреплением англосаксонской государственности во времена правления Альфреда личность монарха заняла главенствующее место в обществе, и правитель обрел широкие властные полномочия. Христианская церковь также сыграла свою роль в формировании института королевской власти и повысила авторитет правителя как «помазанника божьего»3.
На основе этих представлений о короле и его власти в обществе, а также на фоне определенного культурного застоя и непростой политической обстановки - постоянной угрозы от врагов-язычников, происходило формирование образа «героя своего времени» и своего народа. Именно в этот момент истории был необходим человек, способный объединить земли, защитить страну и христианскую веру, способствовать распространению просвещения и науки. Поэтому нет ничего удивительного в том,
2 Глебов А.Г. Англия в ранее средневековье. Воронеж, 1998. С. 44.
3 Там же. С. 155-183; Блок МКороли-чудотворцы. Очерки о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии. М., 1998; Moorman J.R.H. A History of the Church in England. L., 1963. P. 40-43. Blair J. The Church in Anglo-Saxon Society. Oxford, 2005. P. 49-51, 84-91, 324-325, 347-348.
что полулегендарные истории об Альфреде появились еще при его жизни. Позднее англо-нормандская историческая традиция -«отражение коллективной памяти о прошлом в письменных источниках»4 - сохранила и развила ряд мифов об уэссекском монархе. Эти легенды в трудах авторов второй половины XI - первой половины XII в. были восприняты последующим поколением средневековых хронистов, историками-антикварами раннего Нового времени и учеными XIX столетия.
Интересные «факты» деяний короля представлены в «Англосаксонской хронике». Несмотря на то что данный источник описывает период У^П вв., первые его записи были сделаны в 891892 гг. в Винчестере, т.е. при дворе самого Альфреда Великого5. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в «Хронике» достаточно полно освещены события второй половины IX в. Это время представлено своеобразной вершиной всей предшествовавшей англосаксонской истории6. Авторы данного фрагмента «Хроники» (рукопись «А») неизвестны, но можно предполагать, что в работе могли принимать участие сподвижники Альфреда в культурно-просветительской политике: архиепископ Кентерберийский Плегмунд, епископ Вустерский Уэрферт, священники Гримбальд, Иоанн, Этельстан и Вервольф7.
Что же касается легенд о самом Альфреде, то в летописи в числе прочего упоминается его паломничество в Рим в 853 г. (в возрасте примерно четырех лет)8. На основе этой записи сложилась легенда о том, как папа римский Лев IV пожаловал Альфреда в консулы Рима и помазал его на царство как будущего короля. Эта история встречается в хронике Роберта из Глостера, созданной около 1300 г.9 (основана на мнении англо-нормандских
4 Мереминский С.Г. Формирование английской исторической традиции во второй половине IX - первой половине XII вв.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук М., 2006. С. 1.
5 Англосаксонская хроника / пер. с др.-англ. З.Ю. Метлицкой. СПб., 2010. С. 17.
6 Глебов А.Г. Альфред Великий и Англия его времени. Воронеж, 2003. С. 9-10.
7 Англосаксонская хроника. С. 23-25. Вопрос о происхождении, месте написания, рукописи «А», а также обобщение сведений о текстологических, палеографических и некоторых лингвистических особенностях этой части «Англосаксонской хроники», представленных в работах современных зарубежных исследователей см.: Гимон Т.В. Историописание раннесредневековой Англии и Древней Руси: Сравнительное исследование. М., 2011. С. 338-356.
8 Англосаксонская хроника. С. 66.
9 Robert of Gloucester. The metrical chronicle of Robert of Gloucester: 2 vols. L., 1887. Vol. I. P. XIX, 387-394.
авторов Вильяма Мальмсберийского (ок. 1090-1157) и Генри из Хантингдона (1088-1157)10). На базе записей «Англосаксонской хроники» «историки» Вестминстерской школы в конце XIV в. впервые выдвинули версию, что английские королевские коронационные регалии были привезены Альфредом из поездки в Рим и впоследствии были переданы Эдуарду Исповеднику11. Об этом сообщает и историк Джон Спелман в своем труде «Жизнь Альфреда Великого»12.
К «Англосаксонской хронике» восходят также представления о древнем правителе как о спасителе народа от разрушительного вторжения скандинавов13. Например, история о борьбе Альфреда с «данами». Легенда, берущая свое начало в «Истории английских королей» Вильяма Мальмсберийского (XII в.), гласит, что король проник в стан противника, переодевшись бродячим музыкантом и, развлекая врагов музыкой и пением, смог разведать их планы и расположение войск14. В дальнейшем этот миф многократно повторялся в исторических, популярных трудах15 и в искусстве16. Сохранение этой истории, отражающей политические и культурные потребности общества, подчеркивает значимость истории и национальных традиций для английского народа.
В середине XII столетия нормандский монах Ордерик Виталий (1075-1142) назвал Альфреда «первым королем, властвующим над
10 William of Malmesbury. Gesta Regum Anglorum: the History of the English Kings: 2 vols. / Ed. by R.A.B. Mynors. Oxford, 1998. Vol. 1; Henry Archdeacon of Huntingdon. Historia Anglorum - the history of the English people / Ed. by D. Greenway. Oxford, 1996.
11 Трактат Уильяма Садберийского есть в труде «Speculum Historiale» Ричарда Сайренсестерского см.: Ricardi de Cirencesiria. Speculum historiale de gestis regum Angliae. L., 1869. P. 26-39.
12 В начале 40-х годов XVII в. сундук, в котором находилась корона Святого Эдуарда (Вестминстер), был снабжен пометкой о том, что в нем лежит корона, которой венчались на царство Альфред и др. См.: Spelman J. The Life of Alfred the Great / Ed. by T. Hearne. Oxford, 1709. P. 200-201. Вероятно, «Корона Св. Эдуарда» была по ошибке записана как «Корона Альфеда Великого» при описи регалий 1649 г в период Английской республики. См.: Millar O. The inventories and valuations of the king's goods 1649-1651 // Walpole Society. 1972. Vol. 43. P. 49.
13 Англосаксонская хроника. С. 37-38, 69-81.
14 William of Malmesbury. Op. cit. P. 182-184.
15 См., например: Spelman J. Op. cit. P. 98; Hume D. History of England: from the Invasion of Julius Caesar to the Revolution in 1688. L., 1811. Vol. 5. P. 104; Graham M. Little Arthur's History of England. London, 1856. P. 48.
16 См., например: The Dictionary of Art: 34 vols. / Ed by J. Turner. Oxford, 1996. Vol. 34. P. 984.
всей Англией»17. Роджер из Уэндовера (ум. 1236 г.), рассматривая переход Лондона в руки Альфреда Великого в 886 г., упомянутый в «Хронике», приписывает Альфреду заслугу основания единого английского государства18.
Заметим, что появление историй о короле Альфреде в произведениях хронистов англо-нормандского периода не случайны. Оправдывая завоевание утверждением о всеобщем моральном упадке в среде англичан, англо-нормандцы одновременно активно использовали англосаксонское прошлое, сохраняя и распространяя возникшие в предшествующий период культы англосаксонских святых, церквей и королей19.
Мнение
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.