научная статья по теме ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ НАРОДОВ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ ПОСТСОВЕТСКИХ ЛИБЕРАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Текст научной статьи на тему «ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ НАРОДОВ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ ПОСТСОВЕТСКИХ ЛИБЕРАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ»

ВЕСТНИК ЮЖНОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА Том 9, № 3, 2013, стр. 146-150

ИСТОРИЯ

УДК 94(470.64)084.9

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ НАРОДОВ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ ПОСТСОВЕТСКИХ ЛИБЕРАЛЬНЫХ

ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

© 2013 г. З.Х. Шомахов1

В статье рассмотрены проблемы этнокультурного возрождения в Кабардино-Балкарии в 19902000-е гг. в контексте процессов трансформации исторической памяти как важнейшего структурного компонента этнической идентичности, проанализирована роль науки, системы образования и средств массовой коммуникации в формировании базисных представлений народов республики о своем прошлом.

Ключевые слова: историческая память, глобализационные процессы, СМИ, трансформация, сознание, этнокультурная апатия.

Историческая память как воспроизводимый процесс отражения прошлого в общественном сознании, ее трансформация под воздействием внешних и внутренних факторов уже давно стали объектом пристального внимания научного сообщества. В отечественной историографии активно исследуются социальные особенности проявления и эволюции исторической памяти на разных этапах развития Российского государства [1]. Разработка концептуальных возможностей исследования различных практик и дискурсов коммеморации широко представлена в зарубежной историографии [2]. Усиление внимания к исторической памяти во многом определяется тем, что именно на базовых представлениях о самобытных традициях и осознании влияния тех или иных исторических событий на ментальность этнических групп и складывается фундамент культурной идентичности.

Историческая память - это многоуровневая система в формировании и сохранении культурных ценностей, которая включает множество взаимодополняющих элементов:

- наследование целых пластов материальной и духовной культуры в виде памятников архитектуры, произведений искусства, устного фольклора и письменных источников о прошлом своего народа, субрегиона;

- сохранение преемственности в передаче культурного и коллективного опыта от поколения к поколению, где важнейшую роль играют семейные

1 Институт гуманитарных исследований Правительства Кабардино-Балкарской Республики и Кабардино-Балкарского научного центра РАН, 360000, г. Нальчик, ул. Пушкина, 18; тел. 8 (866) 242-38-60, e-mail: shoma31@rambler.ru

традиции и образовательные институты разных ступеней;

- научная деятельность профессионального исторического сообщества, ее приоритетная роль в формировании концептуальных представлений о месте и роли исторической памяти в повседневной жизни общества и его ценностных ориентиров;

- глобализационные процессы и возросшая роль средств массовой коммуникации в формировании непрерывной динамики исторических представлений.

Все перечисленные структурные компоненты подвержены значительным, а зачастую диаметрально противоположным первичным установкам изменениям под воздействием особенностей условий их функционирования. Политическая конъюнктура, идеологические притязания властных структур, социально-экономические условия жизни представителей интеллигенции как "ретрансляторов" исторических знаний - всё это в совокупности определяет степень воздействия накопленного культурного коллективного опыта на сознание отдельного индивидуума.

Актуальность рассматриваемой темы заключается в необходимости теоретического осмысления проблемы "исторического беспамятства", анализа социального воздействия процессов девальвации прошлого на современное интеллектуальное пространство КБР. Это выдвигает перед обществом в качестве одного из приоритетов духовного развития задачу поиска путей преодоления забвения и этнокультурной апатии, проявляющихся в выкорчевывании из культурного обихода целых пластов литературы, искусства, науки, образования, не вписы-

вающихся в социально-экономическую парадигму сегодняшнего дня.

Необходимо подчеркнуть, что проблема сохранения исторической памяти у народов КБР становилась предметом научных исследований и темой круглых столов, диспутов и конференций. Эта проблема затрагивалась в работах С.И. Аккиевой [3], В.Х. Кажарова [4], А.Х. Борова [5], Дж.Я. Рахаева [6], А.Х. Абазова [7], Д.Н. Прасолова [8], Э.А. Ше-уджен [9] и др. Особо следует выделить исследование В.Х. Кажарова по историческому сознанию кабардинцев второй половины ХХ - начала XXI в., в котором автор, анализируя историографию адыгов советского и новейшего периодов, подчеркивает проблему смещения научного компонента исторического сознания на периферию общественной памяти и маргинализации сообщества профессиональных историков [4, с. 68].

Кардинальные реформы в политической и социальной сферах, ломка традиционных механизмов передачи культурных ценностей выводят на новый уровень значение комплексного взаимодействия всех сфер общественной и политической жизни для обеспечения сохранения и преемственности различных компонентов социальной памяти. Это связующее звено между прошлым и будущим, являясь коллективным опытом общества, наделено совокупностью социокультурных средств, таких как язык, знания, традиции, ритуалы, социально-исторические образы, символы и фольклор. Она осуществляет отбор и преобразование актуальной общественной информации в информацию о прошлом с целью сохранения накопленного общественного опыта и передачи его от поколения к поколению и формирует таким образом историческую память как сфокусированное диалектическое единство прошлого, настоящего и будущего в общественном сознании социума.

Эпоха либеральных преобразований конца 1980-х - начала 2000-х гг. и связанные с ней события политической и социально-экономической жизни СССР - России стали катализатором трансформации исторической памяти народов Кабардино-Балкарии в позднесоветский и постсоветский период. Противоречивость путей развития современного Российского государства во многом определила особенности, структуру, логику и динамику региональных практик коммеморации. Вкупе это позволяет в рамках очередной российской эпохи реформ выделить принципиально различные по характеру этапы развития исторической памяти народов КБР.

С середины 1980-х гг. в жизни нашей страны произошли резкие экономические и политические изменения, под влиянием которых неизбежно менялись и ценностные установки ее народов. Де-

мократизация политической жизни общества, зарождение идеологического плюрализма во второй половине 1980-х гг. в СССР в целом и в КБАССР в частности ознаменовались ростом национального самосознания. Значительно возрос интерес к традиционным соционормативным институтам, вытесненным из общественного сознания в советский период. На уровне обыденного восприятия эти процессы отразились в возрождении традиционной обрядности важнейших событий жизненного цикла - рождения ребенка, свадьбы, похорон. На научно-теоретическом уровне - в активизации национальной гуманитарной интеллигенции, усилиями которой был обеспечен настоящий бум исторических и генеалогических исследований. Значимость выхода научных и публицистических трудов по истории народов КБР, заполнявших белые пятна в исторической памяти, выражалась уже в их немалых тиражах по масштабам республики.

Переходный процесс в Кабардино-Балкарии характеризовался большей выраженностью этнопо-литических факторов. Причем "этническая мобилизация в Кабардино-Балкарии получила решающий импульс не в результате внутренних межэтнических противоречий, а в связи с общим процессом кризиса и разрушения политической системы советского социализма" [10, с. 15]. В постсоветский период в условиях приобретения политическими процессами характера этнополитических национальное самосознание стало приобретать первостепенное значение. В Кабардино-Балкарии в формировании национальных движений приняли участие представители всех этнических общностей, компактно проживающих на территории республики.

Становление кабардинского национального движения началось с создания в 1985 г. по инициативе творческой интеллигенции объединения "Ашамаз", выдвинувшего лозунг изучения истории кабардинского народа, возрождения культуры и родного языка, укрепления нравственных ценностей. Аналогичные лозунги выдвинули балкарские объединения "Ныгъыш" и "Бирлик" [11, с. 14]. В 1990 г. объединение "Ашамаз" стало общественной организацией, переименованной в "Адыгэ хасэ". Тогда же два балкарских культурно-национальных объединения создали общественную организацию "Тере".

Национальные движения выступали в качестве непосредственных и единственных представителей интересов коренных народов. Активизация кабардинской и балкарских национальных организаций способствовала развертыванию движения русскоязычного населения Кабардино-Балкарии, представленного такими общественно-политическими силами, как "Русскоязычный конгресс", "Россияне", "Славяне". В мае 1991 г. был зарегистрирован

148

З.Х. ШОМАХОВ

Терско-Малкинский отдел терского казачества. Главным побудительным мотивом возникновения казачьего объединения стало желание возродить казачество как образ жизни. Основными его целями объявлялись: объединение казаков, проживающих на территории Кабардино-Балкарии и за ее пределами, а также лиц, связанных с казачеством общими интересами и совместной деятельностью; возрождение государственной службы, общественного хозяйствования; сохранение и восстановление памятников, связанных с историей казачества. В конце 1980-х - начале 1990-х гг. в республике появились национально-культурные центры ("Тову-ши", "Нихас", "Чинсен", "Эллада" и др.) малочисленных народов, возникшие для удовлетворения их национально-культурных запросов [12, с. 275].

Эти социокультурные институты в благоприятных условиях возросшего интереса народов КБР к своей истории в начале 1990-х гг. аккумулировали энергию творческой части общества на выпуск многочисленных исторических, генеалогических работ и этнографических обозрений, проведение мероприятий, посвященных возрождению народных традиций, танцевального и фольклорного искусства. На данном этапе региональное сообщество профессиональных историков активно участвовало во многих просветительско-возрожденческих проектах. Тем самым историкам удалось значительно поднять собственный социальный статус.

Однако на смену перио

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком