научная статья по теме Исторические типы цивилизаций и их взаимоотношения Философия

Текст научной статьи на тему «Исторические типы цивилизаций и их взаимоотношения»

Д.Н. МЯСОЕДОВ соискатель кафедры философии

Липецкого государственного

*

технического университет

Исторические типы цивилизаций и их взаимоотношения

Современная цивилизационная теория признаёт наличие не одной развитой цивилизации, а нескольких самобытных цивилизаций, отличающихся друг от друга по религиозным, культурным, языковым признакам. Некоторые цивилизации погибли, а некоторые существуют и по сегодняшний день. Многообразие прошлых и настоящих цивилизаций предполагает деление их на различные исторические типы.

Русский философ Н. Данилевский был одним из первых, кто выделил различные «культурно-исторические типы», или цивилизации, и заявил о том, что кроме европейской цивилизации существуют другие самостоятельные цивилизации. Цивилизация, прогресс не составляют, по его словам, «исключительной привилегии Запада, или Европы, а застой -исключительного клейма Востока, или Азии; тот и другой суть только характеристические признаки того возраста, в котором находится народ. ...Отыскание и перечисление этих типов не представляет никакого затруднения, так как они общеизвестны... Эти культурно-исторические типы, или самобытные цивилизации, расположенные в хронологическом порядке, суть: 1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский или древнесемитический, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) новосемитический

л

или аравийский и 10)германо-романский или европейский»1. В свою классификацию он не включил мусульманский мир, что, как показало дальнейшее развитие истории, оказалось ошибкой.

Н.Я. Данилевский широко рассматривает экспансии цивилизаций как естественные явления, присущие каждой цивилизации. Исторически примерами экспансионистской деятельности греческой (походы в Индию, на славянские земли), римской (на берега Атлантического океана, на земли германских племён, в Азию), европейской цивилизации, которые привёл русский философ, указывают на то, что действительно экспансия является атрибутом цивилизации, имманентно присущим ей качеством. Главная цель экспансии у Данилевского -насильственное навязывание цивилизационных ценностей покорённым народам.

Особенно большое значение Данилевский уделяет экспансии европейской цивилизации, особенно на православный, славяно-

* Мясоедов Денис Николаевич, e-mail: denis.mjasedv@rambler.ru

1 Данилевский Н.Я. Россия и Европа // Классика геополитики XIX век. М., 2003, с. 356, 370.

греческий мир. Философ считает борьбу европейской и славяноправославной цивилизаций продолжением борьбы римской цивилизации с греческой, Рима с Византией, поскольку наследниками Рима стали западные европейцы, а Византии - православные славяне: «В этих народах должна была ожить вековая борьба, которая велась всяким

л

оружием между Грецией и Римом»1.

Весьма интересной также выглядит позиция русского философа конца XIX начала ХХ в. Владимира Соловьёва. Философ поднимает вопрос о неразрывности процесса развития цивилизаций с войной. Войну он считает проявлением конфликта культур, конфликта цивилизаций и, прежде всего, конфликта Востока и Запада. Завершение человеческой истории - последняя мировая война между цивилизациями. «Эта предстоящая вооружённая борьба между Европой и монгольской Азией будет, конечно, последнею, но тем более ужасною, действительно всемирною войною, и не безразлично для судеб человечества, какая сторона останется в ней победительницею»2.

Русские философы, представители культурного ренессанса начала XX в., в своих творческих поисках показали: возможность применения цивилизационно-культурного подхода к анализу войны; их понимание войны как конфликта различных культур, различных цивилизаций, лежащего в основе причин развязывания военных действий; отношение к такой войне, войне в интересах цивилизаций как к войне исключительно правой, имеющей свой сакральный смысл.

Следовательно, взаимодействие цивилизаций заключает в себе определённый конфликтообразующий потенциал, так как война, ведущаяся представителем какой-либо цивилизации против другой, может быть объявлена «священной».

Первым зарубежным философом, создавшим стройную теорию цивилизаций, был Освальд Шпенглер. Он продолжает развивать идеи Н.Я. Данилевского. Как и русский мыслитель, немецкий философ был убеждён, что роль цивилизаций в мировой истории очень велика.

Философия Шпенглера строится на истории самостоятельных культур, самостоятельных цивилизаций, а не на общечеловеческой культуре, под которой чаще всего подразумевают западную: «Цивилизация, охватившая ныне всю поверхность Земли, является не третьей эпохой, а всего лишь необходимой стадией исключительно западноевропейской культуры, отличающейся от всех остальных только широтой распространения» 2 .

Шпенглер выделяет следующие цивилизации в истории человечества: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийская, арабская, культура майя, мексиканская, русская (или как он

1

Данилевский Н.Я. Россия и Европа, с.490.

2 Соловьёв В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. М., 1996, с. 349. 2 Шпенглер О. Закат Европы. Мн.- М., 2000, с. 717-718.

называет, пробуждающаяся русско-сибирская). Греко-римская переходит в западноевропейскую, а арабская - в исламскую.

Каждой цивилизации присуще стремление к экспансии, полагает Шпенглер, но в большей степени западноевропейской. Именно в экспансии проявляется судьба Запада. Он считает, что экспансии не могут помешать ни сознательная воля отдельного человека, ни целых классов и народов. Она осуществляется ради захвата территорий и упрочения экономического могущества, т. е. Шпенглер называет целью экспансии приобретение, захват материальных ресурсов.

Стремление цивилизаций к экспансии находит воплощение в войнах, в том числе мировых, целью которых является завоевание территорий другой цивилизации и господство над ней. В этом О. Шпенглеру видится высший смысл существования цивилизаций. Таким образом, философ делает вывод, что история цивилизаций сопровождается «бесконечной чередой войн», ведущихся за мировое господство.

Во многом в оппозиции Шпенглеру развивает свою концепцию культурно-исторических типов английский учёный Арнольд Тойнби. Он создал наиболее полную и проработанную концепцию цивилизаций. Вслед за Н. Данилевским и О. Шпенглером он видит содержание мировой истории в развитии цивилизаций, на которые «распадается» историческое существование человечества. Учёный выделил 21 цивилизацию, когда-либо существовавшую на Земле (в 12-м т «Постижения истории» он был расширен до 23).

Одним из основных вопросов в концепции всемирной истории Тойнби предстаёт вопрос экспансии цивилизаций. Он, можно сказать, является стержневым, пронизывающим всю конструкцию «Постижения истории». Цивилизации имеют тенденцию к расширению путём подчинения и ассимиляции других обществ - главный постулат Тойнби. Более того, он считает экспансию одним из основных видов деятельности цивилизаций, что логически вытекает из его утверждения о том, что «расширение границ, пополнение рабочей силы и ассимиляция соседних варваров - эти виды деятельности свойственны любой цивилизации и, значит, они характерны для цивилизации как вида общества»1. Экспансия - одна из основных форм взаимодействия между цивилизациями.

Несомненно, Тойнби присуще понимание войны как конфликта цивилизаций. Война у него является одной из форм пространственного контакта между цивилизациями, контакта - конфликта. Причина, внутренний механизм этого перманентного конфликта заключается в следующем: когда две или более цивилизаций вступают между собой в контакт, они чаще всего обладают различными потенциальными силами, а поскольку «человеческой природе свойственно пользоваться

1 Тойнби А.Д. Постижение истории. Сб. / Пер. с англ. М., 2004, с. 105.

превосходством», то цивилизация, «осознавшая своё превосходство над соседями, не преминет прибегнуть к силе, пока эта сила есть»2. А поскольку цивилизации различны по своей мощи, то конфликт между ними есть величина постоянная.

Учёным, придавшим небывалое звучание цивилизационному подходу в анализе мировых процессов, стал С. Хантингтон. Он выделил следующие современные цивилизации: западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, славяно-православную, латиноамериканскую и, возможно, африканскую.

В своей книге он подробно рассматривает генезис и историю развития цивилизаций. Он выделяет три фазы взаимоотношения между цивилизациями. Первая фаза длится более чем 3 тыс. лет с момента, когда впервые появились цивилизации, примерно, до 1500 г. н.э. На этой фазе контакты между цивилизациями, за некоторыми исключениями, либо не существовали вовсе и были ограничены, либо были периодическими и интенсивными. Цивилизации были разделены временем и пространством. Вторая фаза взаимоотношений между цивилизациями начинается примерно с 1500 г. С этого времени случайные, непродолжительные и разноплановые контакты между цивилизациями уступили место непрерывному всепоглощающему однонаправленному воздействию Запада на все остальные цивилизации. Европейцы или бывшие европейские колонии контролировали 35% поверхности суши в 1800 г., 67% - в 1878 г., 84% - к 1914 г.3. Таким образом, в ХХ в. взаимоотношения между цивилизациями перешли в третью фазу, характеризующуюся интенсивными, непрерывными и разнонаправленными взаимоотношениями между всеми цивилизациями.

Завершилась экспансия Запада и началось «восстание» против него. За последние 90 лет баланс военного и экономического могущества, а также политического влияния изменился. Запад продолжает оказывать значительное влияние на другие общества, но взаимоотношения между Западом и другими цивилизациями всё больше обусловливаются реакцией Запада на их развитие. В результате этих изменений международная система вышла за рамки западной цивилизации и стала полицивилизационной. Одновременно с этим конфликт между западными странами, которые доминировали в системе на протяжении столетий, угас. С. Хантингтон пишет: «Наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к различ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком