научная статья по теме ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. ЛИТВА, РОССИЯ, ПОЛЬША XIII-XVI ВВ. Т. VII Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. ЛИТВА, РОССИЯ, ПОЛЬША XIII-XVI ВВ. Т. VII»

m

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

Славяноведение, № 4

Исторический вестник. Литва, Россия, Польша XIII-XVI вв. М., 2014. Т. VII [154.] Март 2014. 188 с.

Издание настоящего тома «Исторического вестника» чрезвычайно своевременно и крайне актуально со всех точек зрения. Прежде всего, радует сотрудничество ученых стран, перечисленных в подзаголовке сборника. Не менее важно, что авторы в курсе современной историографии - причем не только собственных стран, но и мировой, а в сборник включены историографический обзор (Шульц Д. «Польско-литовские отношения 1385-1569 гг. в польской историографии XIX-XXI вв.») и рецензия на новую публикацию документов Городельской унии (Полехов С.В. «Го-родельская уния: взгляд через шесть столетий. 1413 m. Horodlès aktai (dokumentai ir tyrinèjimai). Akty horodelskie z 1413 roku (dokumenty i studia)» / Sud. J. Kiaupienè, L. Korczak. Vilnius; Krakow, 2013). Нельзя не упомянуть и о широкой источниковой базе большинства исследований, написанных на основе не только опубликованных, но и рукописных источников, хранящихся в архивах всех изучаемых авторами сборника стран. Наконец, возрастной состав авторов (люди среднего возраста и молодые) внушает надежду на то, что свеча историописательства не погаснет несмотря на усилия некоторых политиков, старательно создающих новые мифы вместо исследования реальных фактов прошлого.

Теперь подробнее о деталях. Подзаголовок сборника возвращает нас к историографической традиции советского времени, когда в понятие «История СССР» включалось прошлое самых разных народов, населявших ту же территорию, которую занимал Советский Союз, начиная с первобытного общества до последнего парт-съезда. Впрочем можно говорить и о более 96

ранней традиции, восходящей к первой трети XIX в. После третьего раздела Речи Посполитой в русской исторической науке началось осмысление восточнославянской истории - истории Руси. Н.М. Карамзин, опираясь на фантастические карты фра Мауро XIV в., ввел понятия Красной, Черной, Белой Руси. Польское же восстание 1830-1831 гг. подтолкнуло идеологов российской реакции к обоснованию вечного и нерушимого единства различных регионов. В текстах сборника больше всего повезло «Литве», ее авторы преимущественно и почтительно, а самое главное правильно называют Великим княжеством Литовским (ВКЛ) (впрочем тоже условно, поскольку в титул главы (князя) этого государства изучаемого периода включалось до пяти определений). Хуже дело обстоит с Польшей, ни разу не удостоившейся упоминания ее подлинного средневекового наименования - Корона Польская. Та же картина и с Речью Посполитой. Россия же фигурирует чаще всего под наименованием «Москва», иногда Московское княжество, Московское государство (Е.В. Русина) хотя ни то, ни другое, ни третье не соответствует действительности XIII-XVI вв. Традиция замены реальных наименований государственности на территории Российского царства заложена «отцом польской историографии» - Яном Длугошем и успешно утвердилась вплоть до нашего времени (вместо княжества Владимирского и Московского, княжества Владимирского, Московского ... и всея Руси или просто Великого княжества всея Руси (70-80-е годы XV в. - 1509 г.) и Российского царства (до 1721 г.)). Неточность в наименовании государственных образований допустил и российский историк С.В. Полехов.

Народы, населявшие эти государственные образования, в сборнике носят названия Литва, Польша, Москва, хотя точнее было бы говорить о литовцах, поляках и «руси». Последний термин в предисловии издателей заменен «русскими» или «русинами», хотя ни один из них не адекватен реалиям ХШ-ХУ1 вв. (Термин «русин» в источниках упоминаемого времени практически не употреблялся, хотя специального исследования на сей счет еще не проводилось. Скорее всего, это латинизированное наименование «Руси», вошедшее в историографию с легкой руки Яна Длугоша (см. его рассказ об защитниках Киева в 1416 г. в [1. Р. 65])). В конце ХУ в., точнее в 1480 г., этот же термин употреблен и в латиноязычном документе короля польского и великого князя литовского Казимира [2. С. 395]. Огорчительно, что и авторы и издатели прошли мимо факта довольно поздней этнической идентификации и, главное, самоидентификации будущих белорусов, украинцев и русских. Все они именовали себя «русью», о чем автор рецензии пишет - впрочем безуспешно -добрых два десятка лет. Казалось бы, это такой незначительный факт, однако в наших условиях начала XXI ст. заблуждение о вечности и неразрывном единстве мифических «русских» эпохи Средневековья оказывает негативное влияние на понимание судеб народов, сложивших в конце ХУ-ХУП столетий в качестве белорусов, украинцев и русских (великороссов). В результате ошибочная идея, будто все эти народы - неотъемлемая часть русской нации, становится основой мироощущения русских (без кавычек) и соответствующей внешней политики государства.

Сборник открывается статьей белорусского ученого А.И. Груши, теоретика и практика археографии, который на этот раз занялся микроисторией архива как такового, частного и государственного («общественного», как этот тип не вполне точно называет А.И. Груша), выяснением причин современной раздробленности их материалов. Статья увлекательно вводит читателя в мир землевладельца, мещанина и государственного деятеля, приоткрывает завесу над психологией разных социальных слоев Средневековья. Эту работу Груши, как и всех его предшествующих, характеризует доскональное знакомство не только с бытом Средневековья, но и англоязычной литературой, посвященной проблемам письменной культуры. Дотошного критика могут раздражить лишь некоторые стилистические огрехи (так, вряд 4 Славяноведение, № 4

ли стоит называть великого князя литовского «издателем» документов) и наличие необъясненных белорусских терминов -свирка, зольвица, шуфляды.

Вторая статья принадлежит перу известного литовского исследователя и руководителя публикации и издателя Литовской метрики А. Дубониса, собственные научные интересы которого лежат в более раннем периоде истории литовского народа Х111-Х1У вв. Автор предлагает очень интересную концепцию перерастания грабительских походов литовских дружин в завоевание соседних земель и предлагает две модели взаимоотношений с соседями - войн и мирного проникновения и распространения литовского этноса.

Белорусский ученый А.В. Казаков изучил пример обратного процесса - ассимиляции в Великом княжестве Литовском выходца из Княжества всея Руси - Ивана Тимофеевича Юрлова, принадлежавшего к роду Плещеевых. Решающую роль в успехе его карьеры, видимо, сыграла причастность Юрлова к Оршанской победе, составляющей доныне «военную славу» Польши и Литвы. Статья написана по материалам Литовской метрики, ныне активно публикуемой в основном в Литве.

Парадоксальны наблюдения В.А. Воронина, одного из наиболее серьезных ученых медиевистов Белоруссии о взаимоотношениях православных и католиков в Великом княжестве Литовском в конце Х1У - середине ХУ1 в. Он сумел если не разрушить, то подорвать миф о бытовых притеснениях православных и воссоздать некоторые реальные формы взаимодействия - вполне дружелюбного - представителей разных ветвей христианства: чего стоят собранные им по крупицам сведения о том, что католиков крестили православные священники...

Обзор молодых польских исследователей Р. Яворского и В. Шульца их отечественной литературы относительно Кревской 1385 и Люблинской уний 1569 г. вводит читателя в курс изучения этих поворотных событий, в оценке которых удивляет разнообразие мнений исследователей. Убедительной представляется точка зрения о Кревском акте как предбрачном соглашении.

Статья В. Шульца относительно влияния отношений с восточным соседом -Княжеством всея Руси и Российским царством - на литовско-польские подытожила достижения мировой, польской, российской, советской и неороссийской литературы, в которой эта мысль высказывалась

уже неоднократно. Автору же удалось установить закономерности отношений в этом треугольнике Великого княжества Литовского и Короны Польской и их зависимость от отношений ВКЛ с Княжеством всея Руси и Российским царством.

Статья С.В. Полехова о смоленском восстании 1440 г. - одна из лучших в сборнике. Точный анализ терминологии («вечники») облегчен предшествующими наблюдениями российских же исследователей (П.В. Лукина, в частности). Убедительны критика моей статьи и доказательства подложности ряда опубликованных мною документов из Румянцевского архива. Жаль, что автор не связал этот факт с идеологическими настроениями во вновь присоединенных к Российской империи земель так называемой Западной Руси (см. монографию В.П. Козлова «Колумбы русской истории», написанной под руководством А.А. Зимина) и идеологическим трендом наших дней.

Трудно принять (может быть, по старческой консервативности) вводимый автором термин «ассоциация» смольнян с литовской великокняжеской властью. Доказательством этого явления автор считает обращение горожан к польскому королю и великому князю литовскому и его представителю - воеводе, «у которого следует искать справедливости». Вряд ли подобное обращение можно истолковать как ассоциацию. Скорее можно усмотреть консолидацию городского населения, уровень которой был весьма высок - как в изучаемое Полеховым время, так и позднее в пределах Российского царства. Корпорация смольнян в России настойчиво добивалась осуществления своих требований.

Заставляет более серьезно размышлять о прошлом и статья талантливой украинской исследовательницы Е.В. Русиной «На исторических распутьях. К вопросу о социокультурном дистанцировании восточнославянских земель в XIV-XVI вв.». Тема эта отнюдь не новая. Ею занимался и американский ученый Я. Пеленский еще в 1985 г. [3], и российская ученица АА. Зимина и В.Т. Пашуто - М.Е. Бычкова [4]. Несмотря на высокую оценку Русиной работ указанных исследователей тема еще далека от полного раскрытия.

Между тем проблема различия социально-политического устройства Великого княжества Литовского и «Московии» в XIV-XVI столетиях в 2014 г. актуальна до нельзя. «Нестыковка моделей государственного устройства разных восточнославянских регионов», п

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком