научная статья по теме ИСТОРИК И РЕВОЛЮЦИОНЕР ЧАН ВАН ЗЯУ (1911-2010) Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ИСТОРИК И РЕВОЛЮЦИОНЕР ЧАН ВАН ЗЯУ (1911-2010)»

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

ИСТОРИК И РЕВОЛЮЦИОНЕР ЧАН ВАН ЗЯУ (1911-2010) © 2014 П. Ю. ЦВЕТОВ

Статья посвящена жизни и творчеству крупнейшего историка современного Вьетнама Чан Ван Зяу (1911-2010). Его перу принадлежат многотомные сочинения: первые учебники на вьетнамском языке по историческому и диалектическому материализму, по новой и новейшей истории Вьетнама, монографии по истории становления и развития рабочего класса Вьетнама, освободительной войне на Юге Вьетнама, истории общественной мысли вьетнамского народа. Благодаря этим работам и педагогической деятельности Чан Ван Зяу сформировался нынешний отряд ученых-обществоведов СРВ. Первая треть жизни Чан Ван Зяу была отдана борьбе в рядах коммунистической партии за освобождение вьетнамского народа от национального и социального гнета. В период Августовской революции 1945 г. он встал во главе органов новой власти в самом большом городе Вьетнама - Сайгоне.

Ключевые слова: Вьетнам, Хо Ши Мин, коммунистическое движение, троцкизм, общественные науки.

Написать о Чан Ван Зяу хотелось давно. Человек, возглавивший в 1945 г. революционный захват власти в самом большом городе Вьетнама - Сайгоне и написавший несколько сотен тысяч страниц истории своей родины, не может не привлекать к себе внимание. И он привлекал: редкий исследователь новой и новейшей истории Вьетнама, в том числе и в нашей стране, не обращался к его трудам; в любой из книг по истории борьбы вьетнамского народа за национальное освобождение можно найти его имя. Но сделать очерк, объективно написать о жизни и творчестве классика, с которым лично общался и под обаяние которого невольно попал, достаточно сложно. Тем более что как автор Чан Ван Зяу не раз удивлял не только плодовитостью, но и частой сменой тем, объектов исследования, а значит, новых сюжетов можно было ожидать до последнего дня его жизни.

Чан Ван Зяу скончался 16 декабря 2010 г., несколько месяцев не дожив до своего столетия. Прощание с покойным прошло очень торжественно. В траурной церемонии принял участие тогдашний президент Вьетнама Нгуен Минь Чиет. Генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Вьетнама (КПВ) Нонг Дык Мань и Председатель Национального собрания Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) Нгуен Фу Чонг направили соболезнования, от их имени были установлены венки к гробу Чан Ван Зяу. Прощаясь с национальным героем, вьетнамцы вспоминали, что он был удостоен званий Народный учитель (очень уважаемое во Вьетнаме) и Герой труда, награжден орденами Хо Ши Мина и Независимости, медалью "80 лет КПВ", одним из первых получил государственную премию имени Хо Ши Мина. В конце 2012 г. одну из улиц г. Хошимина назвали именем Чан Ван Зяу.

Нельзя назвать долгий жизненный и творческий путь Чан Ван Зяу гладким и спокойным. Несмотря на то что само имя его означает "богатый", будущий революционер не стал баловнем судьбы, пережил и тюрьмы, и лишения, и материальную неустроенность. В чем было богатство прожитого им века, так это в ярких событиях, участником

которых он был, в его научном наследии и в целой плеяде учеников, составляющих ныне цвет общественных наук СРВ.

Чан Ван Зяу родился 6 сентября 1911 г. в нынешней провинции Лонган в Кохинхине, как тогда называлась самая южная часть Вьетнама. Будущий коммунист не любил акцентировать внимание на своем социальном происхождении, но некоторые факты его биографии свидетельствуют о том, что он - выходец из довольно состоятельной семьи: трудно представить сына простолюдина учеником престижного лицея "Шасселю -Лоба" в колониальной столице - г. Сайгоне. Сам Зяу в одной из своих биографий называет это учебное заведение "школой для детей богачей" \Giao su пка §1ао..., 1996, 20]. Во вьетнамской версии "Википедии" сообщается, что Чан Ван Зяу родился в семье богатого помещика \TranVan Giau, http://vi.wikipedia.org/wiki/...].

После двухлетней учебы в лицее Зяу, которому тогда было 17 лет, получил диплом бакалавра и решил уехать во Францию (что было бы не под силу бедняку), формально для продолжения образования. Он стремился получить хорошую подготовку в области права и филологии, чтобы, вернувшись на родину, основать юридическую фирму и издавать газету, таким образом защищая права соотечественников \Giao su пка £1ао..., 1996, 20]. Подобные устремления были широко распространены среди молодых вьетнамцев в начале ХХ в.1.

Патриотический порыв юного Чан Ван Зяу был предопределен и семейными традициями: его деды и дядья с оружием в руках сопротивлялись вторжению французских колонизаторов, а два старших брата состояли в "Обществе неба и земли" - антифранцузской организации с мистической идеологией, члены которой в 1913 г. попытались поднять вооруженный мятеж в Сайгоне.

В 1928 г. Чан Ван Зяу прибыл во Францию и поступил в университет в Тулузе -городе, где довольно сильным было влияние Французской коммунистической партии (ФКП). Молодой вьетнамец очень быстро сблизился с коммунистами, в мае 1929 г. вступил в ФКП2 и стал выполнять отдельные партийные поручения, в частности переводил с французского языка на вьетнамский статьи для пропагандистского листка компартии "Ко до" ("Красное знамя"), который распространялся среди солдат-вьетнамцев, находившихся на территории Франции после Первой мировой войны.

Скорее всего присоединение Чан Ван Зяу к коммунистическому движению обусловливалось не стремлением защитить бедняков и добиться социальной справедливости, а ненавистью к колонизаторам. Как и других азиатов и африканцев, оказавшихся в те годы в Европе, его подкупала линия Третьего Интернационала на поддержку освободительных движений в колониях. Аналогичный путь к коммунизму проделал и Хо Ши Мин, который, в частности, писал: "Сначала именно мой патриотизм, а отнюдь еще не коммунизм привел меня к Ленину и Коммунистическому Интернационалу. Лишь постепенно, в ходе борьбы, изучая марксистско-ленинскую теорию и участвуя в практической работе, я пришел к пониманию того, что только социализм, только коммунизм может освободить от рабства и угнетенные народы, и трудящихся всего мира" \Хо Ши Мин, 1971, с. 265].

Увлечение политической борьбой внесло коррективы в жизненные планы Чан Ван Зяу. В июне 1930 г. он был выслан обратно на родину за участие в парижской демонстрации, во время которой большая группа вьетнамцев потребовала от президента Франции помиловать участников Йенбайского восстания - еще одного вооруженного выступления во Вьетнаме против колонизаторов. По признанию самого Чан Ван Зяу,

1 Так же в 1911 г. поступил будущий первый президент независимого Вьетнама Хо Ши Мин, покинув сайгонский порт на французском корабле и отправившись в Европу "искать путь спасения родины", как отмечали многие его биографы. Однако Хо Ши Мин, выходец из небогатой семьи, смог уехать за границу, только устроившись на судне помощником повара.

2 Это было довольно распространенной практикой в то время: Хо Ши Мин тоже был членом ФКП, когда жил во Франции.

он возвращался домой с тяжелым сердцем, боялся, что появление в родном доме без диплома, даже без денег и вещей будет негативно воспринято его родителями, а родители невесты откажут ему в браке с их дочерью. Но все обошлось, и сам Чан Ван Зяу объяснял это патриотическими чувствами старшего поколения, которое, судя по всему, одобряло революционную деятельность юноши.

Вскоре после вынужденного возвращения в Сайгон состоялась церемония бракосочетания; в том же, 1930 г. произошло и другое важное событие: Чан Ван Зяу вступил в ряды только что образовавшейся Коммунистической партии Индокитая (КПИК). Его партийная нагрузка в то время была связана с пропагандистской работой: в подпольной организации молодых коммунистов он занимался разъяснением содержания "Манифеста Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса и других классических работ марксизма. Но не прошло и года, как партийная ячейка отправила его в Москву - на учебу в Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ). Как и многие другие вьетнамские революционеры, в Россию Чан Ван Зяу добирался через Францию.

Учеба в КУТВе и пребывание в Советской России (1931-1933) стали важным этапом в жизни Чан Ван Зяу. Именно тогда был заложен фундамент его знаний как историка-марксиста. В Москве Зяу написал и издал на вьетнамском языке три небольшие книги: "Организационные принципы Коммунистической партии", "Красный Нгеан" и "Буржуазно-демократическая революция"3. Дипломная работа Чан Ван Зяу называлась "Аграрный вопрос в Индокитае".

Нередко, особенно на встречах с советскими/российскими собеседниками, он вспоминал о московском периоде своей жизни. Причем рассказывал не только о тех выдающихся революционерах из разных стран, с которыми ему приходилось общаться в Москве по линии Коминтерна, - Пятницком4, Мануильском5, Морисе Торезе6, Андре Марти7, но и о более прозаических вещах - праздничных демонстрациях москвичей на Красной площади, вкусных котлетах в какой-то столовой на Тверской, о том, что платили ему по 2 рубля за страницу перевода с французского на вьетнамский и доплачивали 1 рубль за перепечатку на машинке. Полученные деньги он с удовольствием тратил на шашлык и красное вино. Товарищами Чан Ван Зяу по вьетнамской группе КУТВа тогда были будущие генеральные секретари ЦК Компартии Индокитая Ле Хонг Фонг и Ха Хюи Тап.

В начале 1933 г. через Францию и Сингапур Зяу тайно вернулся на родину, нашел товарищей по старой партийной ячейке и включился в революционную работу, основным содержанием которой были пропаганда большевистских идей и политическая подготовка товарищей по партии. Занимаясь этим, он проявил себя во всем блеске, но в специфической обстановке - в тюрьме. До начала Второй мировой войны Чан Ван Зяу трижды арестовывали.

В заключении молодой коммунист читал лекции по революционной теории и практике. По его собственному утверждению, в этом ему помогали знания, полученные в КУТВе, опыт перевода на вьетнамский язык сочинений классиков марксизма-ленинизма и хорошая память. Он свободно наизусть цитировал фрагменты из работ Маркса,

3 А.А. Соколов приводит другие названия трех работ Чан Ван Зяу, подготовленных в КУТВе [Соколов, 1998, с.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком