научная статья по теме ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИСТОРИИ МУЗЕЕВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИСТОРИИ МУЗЕЕВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

МАРИНА ДЕВЕИКИС

и

обзор литературы

по истории музеев Санкт-Петербурга

Работы, посвящённые истории музеев Санкт-Петербурга в дореволюционный период

ПОБУДИТЕЛЬНЫМ МОТИВОМ обращения к истории музейного дела в XIX веке, как правило, являлось создание нового музея. Если в XVIII веке в Санкт-Петербурге было 6 музеев, то в XIX веке уже 18. При этом исследователи были единодушны в понимании музея как хранилища памятников «вещественных древностей и искусства» и осознании их просветительных задач. В это время публикуются очерки о возникновении и деятельности конкретных музеев и групп музеев. Сюда можно отнести «Очерки истории музеев Императорской академии наук»1 и работу Пекарского П. П. «История императорской Академии наук в Петербурге»2.

Становление демократической печати, совпавшее по времени с активным развитием музеев, породило публикации, посвящённые истории музеев, их месту и роли в обществе. Так, в монографии В. С. Иконникова «Опыт русской историографии»3 разрабатывались некоторые из основных понятий и методов музееведения (музей, факторы развития музейного дела и др.), формировались представления о профильных группах музеев и основных направлениях музейной деятельности, а также исследовались вопросы развития архивного, библиотечного и музейного дела. Эта работа стала первой, включившей труды по истории музеев в общую историографию, она охватывает период от создания русского государства до XIX века включительно.

Огромный интерес к культурному наследию, сформировавшийся в обществе в начале XX века и поддерживаемый творческой, в основном художественной интеллигенцией, породил многочисленные публикации об отдельных коллекциях, памятниках, музеях4.

Для изучения истории Петербурга и его музеев имеет значение первоисточник, захватывающая книга «Путеводитель по С.-Петербургу» (создана в 1903 г.), составленная кружком учащихся в начальных народных училищах в С.Петербурге, под редакцией Комиссии Народного образования5. Эта книга знакомит читателя с историческим прошлым столицы и известными и малоизвестными музеями. Так, Конюшенный музей, где представлены коллекции карет прежних государей: Елизаветы Петровны, Екатерины II, Павла I, золотая карета Марии Фёдоровны, возок Петра I, карета Александра II, в которой царь ехал во время покушения на его жизнь. Заслуживает внимания Лермонтовский музей, открытый для посетителей в 1883 году, основателем которого был директор училища генерал Бильдерлинг. В музее собраны: все сочинения Лермонтова, музыкальные произведения с текстом из его стихотворений, рукописи, тетради, письма Лермонтова, проекты памятников ему, портреты и вещи, принадлежащие поэту и другие экспонаты.

В это же время проводились исследования, анализирующие деятельность музеев за предыдущие временные периоды. Это, например, исторический очерк Огородникова С. В. «Модель-камера, впоследствии Морской музей имени Петра Великого».

Первые работы по истории отдельных музеев Санкт-Петербурга появились ещё в XVIII веке. Эти издания не являлись исследованиями истории музейного дела, ещё шёл процесс накопления фактов, описания явлений и событий.

Марина Викторовна Девейкис, тудентка СПбГУ философского факультета кафедры музейного дела и охраны памятников

В период с 1907-1916 гг. в Петербурге-Петрограде появились периодические издания, освещающие, наряду с другими, отдельные вопросы теории и практики музейного дела. Они адресовались разной читательской аудитории: художественной интеллигенции, коллекционерам и всем интересующимся искусством. Это журналы: «Аполлон», «Старые годы», «Столица и усадьба» и др. Основное внимание они уделяли описанию художественных музеев, частных собраний, коллекционированию, серьёзно разрабатывали проблемы собирания, сохранения, изучения и охраны русской художественной старины. Все они содержали многочисленный исторические сведения. Издание этих журналов стало определённым этапом осмысления музейной истории.

Несмотря на описательный характер, присущий большинству публикаций по истории музеев Санкт-Петербурга, отсутствие попыток создать целостную историческую картину, необходимо признать, что дореволюционные работы положили начало рассмотрению проблемы музейной деятельности в качестве самостоятельного предмета изучения. Были опубликованы работы по развитию наиболее крупных музеев, созданы исторические обзоры частных собраний и музеев отдельных групп.

Работы, посвящённые истории музеев Санкт-Петербурга в советский период

1917 г. не стал в музейном деле столь же значимым рубежом, как в политической истории страны, однако, именно в это время возник Государственный музейный фонд, было создано первое законодательство по музейному делу и охране памятников, заложены основы современной музейной сети. 11-17 февраля 1919 г. в Петрограде прошла Первая Всероссийская музейная конференция. На ней обсуждались вопросы о месте музеев в культуре и обществе, о необходимости подготовки музейных кадров, об организации реставрационных служб, о проблемах частного коллекционирования.

В 1920-1922 гг. издавался первый в России музееведческий журнал «Казанский музейный вестник». В 19231924 гг. в Петрограде вышли

2 тома периодического музееведческого издания «Музей». В журналах обсуждались роль и место музея в строительстве нового общества, наиболее эффективные методы приобщения народных масс через музей к подлинным культурным ценностям, результаты работы по созданию научно-обоснованной системы музеев. Состояние музейного дела в Петербурге, охрана памятников старины были основными темами бюллетеней. В 19191920 гг. Художественной секцией Нар-компроса издавались бюллетени «Художественная жизнь». Петроградским отделом народного образования в 19211922 гг. издавался научно-педагогический журнал «Экскурсионное дело». Вопросы организации музейной деятельности широко обсуждались в журнале «Советский музей» (1930), который сыграл положительную роль в повышении профессионализма музейных работников.

Появились первые работы по истории музейного дела советского периода. В них описывалось музейное строительство послереволюционных лет, практика создания музеев нового типа (музеев революции, музеев Красной армии). При этом, как правило, они отличались большой идеологизированностью. Таковы публикации 1920 г. Н. И. Троцкой, книга С. П. Варшавского и Б. И. Реста об Эрмитаже, опубликованная в 1939 г. С начала 1940-х до конца 1960-х музееведческие периодические издания в России не выходили.

В 1950-е гг. началась работа над «Очерками истории музейного дела», включавшими историю отдельных музеев и профильных групп, этапов разви-

тия музейного дела, правительственной политики. Группой исследователей руководил А. М. Разгон. Серия очерков охватывала историю музейного дела с XVIII в. до 1960-х гг. «Очерки истории музейного дела в России» созданные в 1961 г.6 — это сборник статей, раскрывающий принципы музейного строительства в различные исторические периоды. В работах исследователей показана история научной деятельности музеев, история собирания музейных коллекций, в том числе в Петербурге. Так, в статье В. Р. Лейкина-Свирской раскрывается история Ленинградского музея Революции. Статья А. М. Разгона посвящена истории археологических и этнографических музеев (Кунсткамера, Этнографический музей). Статья К. П. Бе-лавской «Дворцовые музеи и хранилища XVШ-первой половины XIX в.» затрагивает историю Эрмитажа. В 1962 году вышел в свет сборник «Вопросы истории музейного дела в СССР»7. Статьи написаны на основе изучения материалов, хранящихся в музеях и государственных архивах Москвы и Ленинграда. С. А. Овсянникова рассказывает об истории художественных музеев (Эрмитаж, Русский музей) во второй половине XIX-начала XX века. Другая статья А. М. Разгона освещает историю военных музеев дореволюционной России (Артиллерийский музей). Очерк Е. И.Востокова посвящён истории советских музеев, а очерк Е. И. Закса описывает историко-бытовой отдел Русского музея, составивший впоследствии основу отдела истории русской культуры Эрмитажа. Впервые была сделана попытка охарактеризовать источники по истории музейного дела в СССР за 19171941 гг., возникновение музеев связывалось с развитием науки, а тема охраны памятников — с собирательской работой музеев.

В эти же годы учёными Ленинграда были опубликованы сборники научных трудов по истории крупнейших музеев. Это, прежде всего сборник: «Эрмитаж за 200 лет» (1764-1964)8 под общей редакцией проф. Б. Б. Пиотровского. В нём всё об Эрмитаже как об одном из крупнейших в мире музеев истории культуры, который превратился в авторитетный научный центр, о первом директоре музея, его сотрудниках, учёных, первых экскурсиях, выставках, о пере-

стройке экспозиций, об организации старых отделов и образовании новых, об истории Эрмитажа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Разделы книги по истории искусства и культуры написаны коллективом сотрудников Эрмитажа.

Другая работа «Государственный Эр-митаж»9. Общая редакция и текст вступительной статьи Б. Б. Пиотровского. В работе показан долгий путь, который прошёл Эрмитаж от музея собственности двора русских императоров до Народного музея Советского Союза. Ещё одна уникальная публикация вышла в свет в 1985 г. «История картинной галереи Эрмитажа» (1764-1917)10. Её автор В. Ф. Левинсон-Лессинг работал в Эрмитаже более полувека, вся его жизнь была связана с музеем. Систематическая работа над архивными материалами позволила ему написать эту книгу, которая является не только историей Картинной галереи Эрмитажа, но в значительной мере историей всего музея. Автор прослеживает историю создания и развития коллекций картинной галереи Эрмитажа. Он рассматривает становление живописного собрания музея, а также излагает историю коллекционирования произведений искусства в России. Книга написана на основе многолетних исследований с широким привлечением научной литературы.

Как и все советские музеи, Русский музей стал не только хранилищем культурных ценностей и одним из центров научной работы, но и учреждением, ведущим большую просветительную работу. Популяризация художественного

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком