научная статья по теме ИСТОРИОГРАФИЯ ГРУППЫ НЕМЕЦКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ «БЕЛАЯ РОЗА» История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИСТОРИОГРАФИЯ ГРУППЫ НЕМЕЦКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ «БЕЛАЯ РОЗА»»

ИГОРЬ ВАЛЕНТИНОВИЧ ХРАМОВ

(Оренбург),

Президент Оренбургского благотворительного фонда «Евразия»

ИСТОРИОГРАФИЯ ГРУППЫ НЕМЕЦКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ «БЕЛАЯ РОЗА»

Антифашистской группой, ставшей в Европе своеобразным символом студенческого Сопротивления, был тайный круг друзей - студентов Мюнхенского университета им. Людвига и Максимилиана, выступивших в 1942-1943 гг. против нацизма под именем «Белая роза». Снискавшая за последние четыре десятилетия огромную популярность не только в самой Германии, но и в других странах Западной Европы, «Белая роза» оказалась наименее исследованной в Советском Союзе и России. В то же время, наряду с большим количеством немецких научных публикаций, рассматривающих историю возникновения и деятельность этой группы, на настоящий момент нет работы, обобщающей разрозненные исследования. Кроме того, в тени остается и существенный фактор, на наш взгляд, повлиявший на мировоззрение и поступки участников «Белой розы» -присутствие в группе выходца из России уроженца города Оренбурга Александра Шмореля. В послевоенные годы было издано множество биографий, дневников и писем всех, кто принимал активное участие или просто помогал в деятельности группы, Исключением стал лишь один из двух фактических организаторов «Белой розы», автор текста второй и соавтор остальных пяти листовок, инициатор ночных акций по нанесению антигитлеровских лозунгов на стены общественных зданий Мюнхена Александр Шморель.

Слух об аресте и казни в феврале 1943 г. мюнхенских студентов, занимавшихся антигитлеровской пропагандой, прошел по Германии сразу же по следам событий. Отголоски суда над членами группы «Белая роза» разлетелись по всему миру. Об этом свидетельствует участник

Национального комитета «Свободная Германия» граф Генрих фон Айнзидель, находившийся тогда в плену в Красногорске1. Это событие нашло отражение в листовке НКСГ «Склоните знамена над свежими могилами немецких борцов за свободу!»2. Об этом говорил Томас Манн в регулярной передаче БиБиСи из Лондона «Немецкие слушатели!» 27 июня того же года3. Но это были лишь отголоски трагедии. Листовка НКСГ, так же как и выступление Манна, изобиловали неточностями. Так, например, в листовке говорилось о манифестациях, которых «Белая роза» в действительности никогда не организовывала, а в радиовыступлении было ошибочно указано имя одного из казненных - Кристофа Пробста - Адриан. Эти неточности вполне объяснимы как самими источниками, так и способом передачи информации в страны антигитлеровской коалиции. В случае с Пробстом, по нашему мнению, имеет факт неправильного акустического восприятия, когда место рождения «Альдранс», упомянутое в нацистской печати4, превратилось в имя «Адриан».

Широкую известность в послевоенной Германии и в мире история «Белой розы» получила благодаря вышедшей в 1952 г. в свет книге «Белая роза», написанной Ингой Шоль - сестрой казненных в феврале 1943 г. участников группы Софи и Ганса Шоль5. Книга, изданная спустя десять лет после мюнхенских событий, вызвала большой общественный резонанс, неоднократно переиздавалась и, таким образом, определила образ «Белой розы» на ближайшие десятилетия. В своем ярком публицистическом произведении сестра казненных по понятным причинам заострила внимание читателя на образах Ганса и Софи Шоль. Такая расстановка акцентов была подхвачена средствами массовой информации, авторами книг о «Белой розе» и оставила в тени других участников группы. В то же время в работе Инги Шоль присутствует довольно яркий портрет Александра Шмореля и однозначное указание на его роль в деятельности подпольной группы: «Я уверена, что инициатива акций Сопротивления "Белой розы" исходила от него и Ганса»6. Здесь же мельком упоминается российское

происхождение Александра. Далее И.Шоль приводит идею Шмореля разбрасывать с самолета стихотворение Готтфрида Келлера, в строках которого прослеживались явные параллели с ситуацией в Третьем рейхе. Этот пассаж можно отнести к авторскому вымыслу, но дальнейшие ссылки на то, что Софи Шоль узнавала о первых листовках, об антигитлеровских лозунгах, вне дома, впоследствии неоднократно подтверждались документально. Поэтому тезис о некоторой необъективности произведения, который начал проскальзывать в последнее время в дискуссиях вокруг истории «Белой розы», представляется нам весьма спорным. Истина заключается, на наш взгляд, в том, что не столько сама книга, сколько ее интерпретация другими авторами привела к массовому искаженному освещению роли каждого из мюнхенских подпольщиков. Публикация этого произведения, с одной стороны, создала для общественности Германии символ немецкого (студенческого) Сопротивления, с другой - дала ученому сообществу тему для дальнейших исторических, философских, политических исследований.

По нашим данным, первое упоминание группы «Белая роза» в отечественной историографии относится к 1959 г., когда Е.А.Бродский писал, что за передовыми представителями рабочего класса Германии на борьбу с фашизмом поднимаются и «лучшие люди из непролетарских слоев народа». В частности, автор имел в виду и «возглавлявшееся Гансом и Софи Шоль антифашистское выступление студентов Мюнхенского университета, открыто поднявшихся в феврале 1943 г. против гитлеровской войны»7. Как следует из обзора Я.С.Драбкина и Б.Г.Тартаковского, на международной конференции историков в Берлине, Бродский в подробностях сообщал о деятельности на юге Германии организации советских граждан «Братское сотрудничество военнопленных» (БСВ) и о работе «Антинацистского немецкого народного фронта», организаторами которого выступили Ганс и Эмма Гутцельман и Карл Циммет. Ни в выступлении Бродского, ни в других докладах, сделанных в Берлине, мы не находим упоминания группы «Белая роза»8.

Впервые краткая, недостаточно емкая и, главное, объективная информация о «Белой розе» в СССР была дана Л.И.Гинцбергом и Я.С.Драбкиным в 1961 г.9 Основываясь на материалах книги И. Шоль и сборника «К истории немецкого антифашистского движения»10, авторы совершенно четко определили Г.Шоля и А.Шмореля как инициаторов распространения листовок «Белой розы» в Германии. В книге упоминалось, что оба молодых человека были на Восточном фронте и видели происходившее там собственными глазами. Говорилось в ней и о том, что поражение вермахта под Сталинградом подтолкнуло Шоля, Шмореля и их друзей к написанию антигитлеровских лозунгов на улицах Мюнхена. К сожалению, по вполне понятным причинам, Драбкин и Гинцберг не отметили тогда российское происхождение Александра. Ссылка на этот факт в книге И.Шоль была поверхностна и не могла найти отражения в исследовании этих известных ученых.

По нашим сведениям, в последующие десять с лишним лет к теме «Белой розы» в отечественной историографии никто не обращался. В 1974 г. в работе, посвященной покушению на Гитлера 20 июля 1944 г., К.Финкер упоминает группу в своеобразном контексте. «Разъяснительная работа коммунистов находила все больший отклик, - пишет автор. - Примером служит "Белая роза" - буржуазная студенческая группа, образовавшаяся в Мюнхенском университете. Ее руководители Ганс Шоль и Александр Шморель сумели избавиться от антисоветских и антикоммунистических предрассудков»11. В настоящее время доподлинно известно, что «Белая роза» не испытывала никакого влияния коммунистов, а ее участники, не питая теплых чувств к большевистской идеологии, с большой любовью и уважением относились к русскому народу. В книге А.С.Бланка, изданной в том же 1974 г., «Белой розе» (автор называет ее «группа Шоля») посвящается одна страница. Здесь автор подчеркивает то обстоятельство, что Шоль был беспартийный. Читатель должен был понять, что даже те, кто не был членом компартии, пришли к мысли о необходимости антифашистской борьбы12.

Еще пять лет спустя в СССР была опубликована работа К.Дробиша, в

которой достаточно подробно освещалась история «Белой розы». В основу документального очерка была положена вступительная статья автора к сборнику «Мы не молчим! Брат и сестра Шоль и их друзья. Документация антифашистской борьбы мюнхенских студентов 1942/43 гг.», написанная в

13

1977 г. Первая редакция самого сборника вышла в свет в 1968 г. В статье дается подробный анализ становления группы Сопротивления, краткий жизненный путь ее участников14. Здесь указывалось на оренбургское происхождение Шмореля и его особое отношение к России. Автор показывает работу Г.Шоля и А.Шмореля над текстом листовок, то, как меняется характер листовок после пребывания друзей на Восточном фронте, влияние поражения вермахта под Сталинградом на настроение группы. Детально рассмотрены события, связанные с арестом, тюремным заключением и казнью основных участников группы. Дробиш осветил и последствия акций «Белой розы» -распространение перепечаток мюнхенских листовок в других городах, проникновение текстов в страны антигитлеровской коалиции.

В то же время автор руководствовался лишь теми источниками, которые были известны в 1979 г. Так, Дробиш не мог знать о том, что часть текста второй листовки принадлежала перу Шмореля. Не обращалось внимания на то, что во второй листовке поднимался принципиальный вопрос о геноциде нацистским режимом еврейского и польского народов: тема Холокоста стала актуальной лишь в 90-е гг. Идеологическая подоплека, на наш взгляд, скрывается и за словами о том, что «пройдет совсем немного времени, и "Белая роза" более четко определит свое отношение к Советскому Союзу и коммунистам»15. Участники «Белой розы», испытывавшие самые добрые чувства к России, никогда не симпатизировали советскому режиму. Не находят подтверждения и утверждения автора о том, что «мюнхенские коммунисты тоже давали студенческому кружку Шоля советы по ведению

" 16 ц

подпольной деятельности и ее политическому содержанию» . В остальном автором была проведена большая работа по анализу доступных архивных материалов, включая некоторые личные архивы близких и родных

участников «Белой розы».

Одновременно с появлением работы Дробиша в ГДР, в Мюнхене вышла книга К. Петри «Студенты на эшафоте "Белая роза" и ее провал», в основу которой были положены материалы из кн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком