научная статья по теме ИСТОРИОПИСАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ В ВЕСТГОТСКОЙ ИСПАНИИ КОНЦА VII ВЕКА: «ИСТОРИЯ КОРОЛЯ ВАМБЫ» ЮЛИАНА ТОЛЕДСКОГО История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИСТОРИОПИСАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ В ВЕСТГОТСКОЙ ИСПАНИИ КОНЦА VII ВЕКА: «ИСТОРИЯ КОРОЛЯ ВАМБЫ» ЮЛИАНА ТОЛЕДСКОГО»

УДК 930(460)"6"::04Юлиан Толедский

И.М. Никольский

ИСТОРИОПИСАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ В ВЕСТГОТСКОЙ ИСПАНИИ КОНЦА VII века: «ИСТОРИЯ КОРОЛЯ ВАМБЫ» ЮЛИАНА ТОЛЕДСКОГО

Статья посвящена последнему крупному памятнику вестготского историописа-ния - сочинению Юлиана Толедского, известному под названием «История короля Вамбы». В контексте главной цели этого труда конца VII в. - создания новой политической доктрины - рассматриваются особенности структуры текста, отбора источников и приводимых сведений.

Ключевые слова: Испания, вестготы, историописание, раннее Средневековье, королевская власть, политическая идеология.

«История короля Вамбы» была написана в конце VII в. Юлианом, епископом Толедским (680-690). Небольшое историческое произведение рассказывает об избрании и вступлении на престол короля Вамбы (672-680), произошедшем в 672 г., мятежах в землях васконов (басков) и в Галлии (к одному из восстаний присоединился военачальник Павел, отправленный как раз для его подавления), триумфе законного правителя, поражении, пленении и наказании узурпатора, объявившего себя королем.

Само заглавие весьма условно - последний издатель текста В. Левисон употребляет его по отношению не к одному произведению Юлиана, а целому комплексу текстов, посвященных Галльскому мятежу 672 г., куда, помимо основного текста -«Книги об истории Галлии», известного также под названием «История мятежа дукса Павла против Вамбы, короля готов», встречающегося в рукописях, которые легли в основу издания текста Э. Флоресом в серии «España Sagrada», позже воспроизведенном в «Латинской патрологии» Ж.-П. Миня, - входят два документа: письмо Павла Вамбе, в котором мятежник называет себя королем и объявляет последнему войну, протокол судебного заседания и уникальное в своем роде небольшое произведение -«Инвектива скромного историка против галльского мятежа», чисто риторическое по своему характеру; его истоки выявить в настоящее время не удалось.

«История короля Вамбы» стала вторым после «Истории готов» Исидора Севильского крупным памятником вестготского ис-ториописания VII в. Впрочем, и сам писатель, и его сочинение оказались в тени фигуры севильского энциклопедиста, как и многие другие произведения вестготской эпохи, став уделом узких специалистов по истории раннесредневековой Испании. Лишь к концу XX в. «Историю короля Вамбы» стали воспринимать как ценный, сам по себе, материал для анализа. Но и на сегодняшний день ученых, поставивших текст Юлиана в центр исследования, крайне мало. Можно назвать имена лишь трех историков, занимавшихся им специально: С. Тейе, Р. Коллинз, Й. Гарсия-Лопес. Основная дискуссия в историографии развернулась вокруг жанра произведения и определения целей, которые ставил перед собой автор. Например, по мнению французской исследовательницы С. Тейе, «История короля Вамбы» имеет троякий характер: это одновременно панегирическое, дидактическое и историографическое произведение1. С ее точки зрения, этот текст, сконцентрированный на одном конкретном событии (подавление мятежа Павла), главной своей целью имел создать в лице Вамбы образ идеального правителя, таким, каким его представляла себе церковь в конце VII в.; образ правителя-христианина, помазанника Божьего, близкого по своим чертам библейскому царю или епископу.

Испанская коллега С. Тейе, Й. Гарсия-Лопес, с ней не согласна. По ее мнению, произведение Юлиана сугубо панегирическое. Выводы этой исследовательницы были определены спецификой ее работы: поставив перед собой цель установить точную дату написания «Истории короля Вамбы», она сравнивает произведение Юлиана с нормативными источниками второй половины VII в. - «Вестготской правдой», постановлениями XII и XIII Толедских соборов - и приходит к выводу, что Юлиан написал «Историю короля Вамбы» уже при следующем правителе -Эрвигии (680-687), якобы попытавшись воплотить в образе Вам-бы его черты и создать портрет идеального правителя, применив его к Эрвигию2. Рассматривая текст исключительно как панегирический, Й. Гарсия-Лопес не учитывает возможных дидактической или историографической составляющих, о которых говорила до этого С. Тейе3.

1 Teillet S. Des Goths à la nation gothique: les origins de l'idée de nation en Occident du Ve au VIIe siècle. Paris, 1984. P. 586.

2 García López Y. La cronologia de la Historia Wambae // Anuario de estudios medievales. 1993. P. 121-139.

3 Ibid. P. 122.

Особенно тщательно к изучению текста произведения Юлиана подошел Р. Коллинз в своей работе «Юлиан Толедский и образование королей»4. «Историю короля Вамбы», по мнению ученого, невозможно с полным основанием назвать ни историографическим, ни панегирическим произведением5. С одной стороны, аргументирует Коллинз, текст резко выделяется из общего историографического ряда сконцентрированностью на одном предельно узком событии и чрезмерным для этого жанра количеством риторических оборотов6. С другой стороны, по его словам, сочинение Юлиана не подходит полностью под определение «панегирик» из-за отсутствия специфических стилистических особенностей. Довольно подробно разбирая структуру текста, исследователь делает вывод, что повествование по своему характеру - дидактическое, написанное с пропагандистскими целями и обращенное к представителям наиболее знатных и могущественных родов, из которых в будущем должен быть избран правитель.

По большому счету, заявленные исследователями задачи нельзя назвать полностью решенными: установить ни жанр, ни датировку им с точностью не удалось. Однако они взглянули на «Историю короля Вамбы» не просто как на источник сведений о политической жизни в вестготской Испании конца VII в., но как на памятник средневековой политической мысли, автор которого целенаправленно создавал образ идеального правителя, а также наметили возможные истоки этого образа: в Священном Писании и концепции «христианского правителя» Исидора Севильского.

Помимо этих проблем, немало внимания уделяется учеными вопросу о том, какое место занимала «История короля Вамбы» в контексте раннесредневековой литературы и культуры. Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, как оценивается этот текст с точки зрения жанра и целей. Так, Р. Коллинз, считающий, что «История короля Вамбы» - произведение дидактическое по своему характеру, включает его в ряд других сочинений, имеющих отношение к образованию и воспитанию представителей вестготской аристократии, таких как «Наставления в воспитании»

4 Collins R. Julian of Toledo and the Education of Kings // Idem. Law, Culture and Regionalism in Early Medieval Spain. Brookfield, 1992. Т. III. P. 1-22.

5 Ibid. P. 22.

6 Ibid. Довольно спорное утверждение: во-первых, пусть даже в центре повествования стоит одно событие, оно включает в себя череду других, более мелких, подавление мятежа и война против Галлии слишком подробно описываются в «Истории короля Вамбы», чтобы не замечать этого; во-вторых, изобилие риторических оборотов не может, на мой взгляд, сделать текст менее «историографическим».

(Institutiones Disciplinae), «Этимологии» Исидора Севильского, «Зерцало» (Speculum) Евгения II, и расценивает его как важнейший пласт в идеологическом аспекте образования представителей знати в Вестготском королевстве7. Й. Гарсия-Лопес, делая вывод о том, что Юлиан Толедский манипулировал событиями прошлого, чтобы придать большую основательность событиям настоящего, оправдать и поддержать авторитет королевской власти, находит аналогичные мотивы в «Церковной истории» Беды Достопочтенного, «Жизни Дезидерия», сочинениях Исидора Севильского8. С. Тейе видит параллели с «Историей короля Вамбы» в произведениях Григория Турского, переводе «Церковной истории» Евсе-вия, выполненного Руфином, сочинениях Орозия, Библии9.

Однако при этом подробный анализ структуры «Истории короля Вамбы», необходимый для того, чтобы вписать ее в литературный контекст, в работах исследователей фактически отсутствует - как правило, их интересует сюжетная, содержательная составляющая. Цель же данной работы состоит как раз в том, чтобы проследить, как построено сочинение Юлиана и каким образом организация структуры связана с возможными задачами, которые ставил перед собой Юлиан Толедский.

Как уже отмечалось, «История короля Вамбы» представляет собой комплекс из четырех текстов, объединенных общей темой. Центральная часть этого комплекса, собственно нарративный текст, «Книга об истории Галлии»10, предварена «Письмом неверного Павла, который, собираясь захватить власть, поднял мятеж в Галлии против Вамбы, великого толедского правителя»11. Это обращение королю Вамбе дукса Павла, отправленного в Галлию для подавления мятежа, но вместо выполнения этой задачи присоединившегося к бунтовщикам. Помимо этого, текст «Книги...» сопровожден рядом приложений: «Инвективой скромного историка против Галльского мятежа»12, уникальным в своем роде произведением, риторическим по своему характеру, вся полемика которого направлена не против отдельных мятежников, а против всей мятежной провинции, Галлии; «Приговором, вынесенным

7 Ibid. P. 10, 12, 13; см. также: Collins R. Literacy and the laity in early medieval Spain // The Uses of Literacy in Early Medieval Europe. Cambridge, 1998. P. 116.

8 García López Y. Op. cit. P. 137, 138.

9 Teillet S. Op. cit. P. 585-635.

10 Liber de historia Galliae, quae tempore divae memoriae principis Wambae a domino Iuliano Toletanae sedis episcopo edita est // MGH. SRM. T. 5. P. 501-526.

11 Pauli Perfidi Epistula // Ibid. S. 500.

12 Insultatio vilis storici in tyrannidem Galliae // Ibid. S. 526-529.

бунтовщикам за измену»13, фактически представляющим собой протокол судебного заседания, на котором, в качестве обвиняемых, присутствовали Павел и другие зачинщики мятежа.

Своеобразная структура позволяет выделить «Историю короля Вамбы» на фоне произведений, относящихся к раннесредневеково-му историописанию. Среди них сложно найти какое-либо другое сочинение, которое помимо основного повествования содержало бы в качестве приложений документы, призванные подтвердить реальность описываемых событий. Определенные параллели, впроч

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком