научная статья по теме ИСТОРИОПИСАНИЕ В АНГЛИИ В 60–80-Е ГОДЫ XI ВЕКА: ПРЕОДОЛЕНИЕ «КОЛЛЕКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ»? История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИСТОРИОПИСАНИЕ В АНГЛИИ В 60–80-Е ГОДЫ XI ВЕКА: ПРЕОДОЛЕНИЕ «КОЛЛЕКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ»?»

УДК 94(420)"1060/1090"::82-94

С.Г. Мереминский

ИСТОРИОПИСАНИЕ В АНГЛИИ В 60-80-е годы XI века: ПРЕОДОЛЕНИЕ «КОЛЛЕКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ТРАВМЫ»?

Нормандское завоевание 1066 г., повлекшее за собой смену династии и значительные трансформации светской и духовной элит, оказало значительное влияние и на позднейшие представления англичан о своем прошлом. Согласно гипотезе, впервые выдвинутой Э. ван Хоутс, крах англосаксонского государства привел к своего рода психологическому шоку, травме, сделавшей тему завоевания табуированной по крайней мере на четверть века. Однако комплексный анализ источников свидетельствует, что реальная картина восприятия событий 1066 г. была гораздо более пестрой, более того, сам тезис об «историографическом молчании» в Англии последней трети XI в. скорее всего неверен.

Ключевые слова: Англия, XI век, Нормандское завоевание, историописание, Вильгельм Завоеватель.

В двух новаторских статьях, опубликованных в 1996 г.1, известная нидерланско-британская исследовательница Э. ван Хоутс выдвинула гипотезу, согласно которой «историографическое молчание» английских авторов на протяжении первого поколения после Нормандского завоевания объяснялось «шоком, последовавшим за совершенно неожиданным поражением и капитуляцией» лидеров англосаксонского государства2. Якобы, лишь к 90-м годам XI в. англичане смогли отчасти примириться со случившимся, благодаря чему Завоевание перестало быть табуированной темой3. В этом «молчании» ван Хоутс находила аналогии с первоначальной реакцией европейских историков на Первую и Вторую мировые войны4. В целом, эта гипотеза была положительно воспринята большинством исследователей, тем более, что прекращение историографической активности сразу после Завоевания отмечалось и прежде5. Позднее М. Оттер в результате де-

1 Houts E.M.C., van. The trauma of 1066 // History Today. 1996. Vol. 46. P. 9-15; Eadem. The memory of 1066 in written and oral traditions // Anglo-Norman Studies. 1997. Vol. 19. P. 167-179.

2 Houts E.M.C. van. The trauma. P. 14.

3 Ibid.

4 Ibid. P. 10.

5 Galbraith V.H. Historical research in medieval England. London, 1951. P. 24; Southern R.W. Aspects of the European tradition of historical writing: 4. The sense of past // Transactions of the Royal Historical Society, 5th ser. 1973. Vol. 24. P. 247-250.

тального анализа двух отдельных текстов (анонимного «Жития короля Эдуарда» и «Жития св. Вульфстана», переведенного Вильгельмом Малмсберийским с древнеанглийского на латынь) показала, что, хотя события 1066 г. в них прямо почти или вовсе не упоминаются, они играют, тем не менее, ключевую роль в повествовании6. Но причины такого «молчания» о самих событиях, по мнению исследовательницы, следует искать не только в личном выборе того или иного автора, но и в общем характере средневекового историописания7.

На мой взгляд, можно пойти еще дальше и поставить под вопрос гипотезу о «коллективной психологической травме» как причине отсутствия английских текстов второй половины XI в., описывающих Нормандское завоевание. Прежде всего надо отметить, что в источниках не сообщается о каком-либо организованном сопротивлении нормандцам сразу после битвы при Гастингсе. Создается впечатление, что по крайней мере часть англосаксонской элиты, особенно церковной, рассчитывала на повторение сценария полувековой давности, когда датское завоевание не привело в итоге к коренному изменению политических структур английского государства. С учетом этого, исход битвы при Гастингсе, возможно, далеко не всем современникам казался однозначной катастрофой, тем более, что и претензии Гарольда на корону были далеко не бесспорны.

Что касается отдельных религиозных центров, то их участь сразу после Гастингса зависела прежде всего от политической позиции их прелатов. Хотя после коронации Вильгельм увез в Нормандию в качестве заложников группу знатных англосаксов, открытую политику репрессий и конфискации имущества нормандцы поначалу практиковали лишь по отношению к наиболее активным сторонникам убитого короля Гарольда. Так, с серьезными трудностями столкнулись аббатства св. Августина в Кентербери, Гластонбери, Питерборо, Абингдон, Малмсбери, аббаты которых либо погибли при Гастингсе, либо были смещены Вильгельмом вскоре после победы. Монахи именно этих корпораций первыми испытали посягательства на свои владения со стороны завоевателей и, соответственно, сразу должны были негативно отнестись к смене власти. Примечательно, что первые исторические тексты, созданные в Англии после 1066 г., в которых Нормандское завое-

6 Otter M. 1066: The moment of transition in two narratives of the Norman conquest // Speculum. 1999. Vol. 74. P. 565-586.

7 Ibid. P. 566.

вание прямо не упоминается - анонимное «Житие короля Эдуарда» и рукопись С «Англосаксонской хроники» - происходят, соответственно, из окружения жены Эдуарда Исповедника и сестры Гарольда Эдиты и из монастыря Абингдон8. Что касается других религиозных центров, то, конечно, присутствие иноземных войск не могло не наносить определенный урон их собственности, но на первых порах он, видимо, был сравнительно невелик. Однако для того, чтобы обеспечить себе относительную безопасность, было необходимо как можно быстрее дистанцироваться от старого режима. Этим объясняется обнаруженное Р. Флеминг удаление из синодиков кафедрального приората Кентербери имен короля Гарольда, его родственников и активных сторонников9. Тогда же, очевидно, из «Книги жизни Дарема» были стерты имена эрлов Годвине и Тости, которые прежде, в знак их особых заслуг перед общиной, были записаны золотыми буквами10. Стоит учитывать, что правление Эдуарда Исповедника, вопреки позднейшей идеализации, было не самым спокойным временем для английского духовенства, испытывавшего ощутимое давление со стороны светской знати, в том числе и из окружения Гарольда. Вполне вероятно, что для обитателей многих монастырей на первом плане поначалу по-прежнему стояли события чисто локального масштаба. Например, создателей первого картулярия кафедрального приората Кентербери, работавших уже при Ланфранке, около 1073-1083 гг., по-видимому, особенно волновали обострившиеся в этот период отношения с соседним аббатством св. Августина (в частности, в картулярий был включен небольшой трактат, рассказывающий, при каких обстоятельствах место погребения архиепископов было перенесено оттуда в кафедральный монастырь Иисуса Христа). При составлении картулярия активно использовались синодики, с которыми он был снабжен системой

8 В «Житии короля Эдуарда» содержатся лишь смутные намеки на недавние бедствия и смерть большинства героев повествования (Эдуарда, Тости, Гарольда) (The Life of King Edward. Р. 84-86). Рукопись С обрывается на рассказе о победе Гарольда при Стэмфорд-бридже, что может быть вызвано как сознательным отказом автора продолжать хронику, так и потерей листов с продолжением (The Anglo-Saxon Chronicle: A collaborative edition. Cambridge, 1999. Vol. 5: MS C: A semi-diplomatic edition with introduction and indices / Ed. K. O'Brien O'Keeffe).

9 Fleming R. History and liturgy at pre-conquest Christ Church // Haskins Society Journal. 1995. Vol. 6. P. 76.

10 Liber Vitae Ecclesiae Dunelmensis / Ed. A.H. Thompson. London, 1923. Р. 2, n. 3. (Surtees Society; Vol. 136).

своеобразных перекрестных ссылок, что может указывать на его литургическую функцию. Таким образом, забота о сохранности своих владений как будто не была главной целью создания картулярия11. В 1073 г. в кафедральном приорате Кентербери началось ведение кратких анналов (до 1110 г. - на древнеанглийском), посвященных, главным образом, событиям внутри общины. Нормандскому завоеванию в них отведена всего одна фраза в короткой записи под 1066 г.: «Тогда умер король Эдуард, и тогда пришел Вильгельм»12.

Волна антинормандских выступлений 1068-1071 гг. вынудила Вильгельма перейти к политике полномасштабных репрессий, апогеем которых стало печально знаменитое «разорение Севера». Практически одновременно произошел перелом и в церковной политике: в 1070 г. были смещены и заключены под стражу архиепископ Стиганд (державший в своих руках также епископат Винчестера) и его брат, епископ Восточной Англии Этельмер13. Незадолго до того, в 1069 г., скончался и архиепископ Йорка Эаль-ред, пожалуй, наиболее авторитетный церковный деятель эпохи Эдуарда Исповедника14. В 1071 г. был также смещен и арестован епископ Дарема Этельвине, принимавший участие в восстании на острове Или15. Тем не менее политика Вильгельма в отношении высшего духовенства была, в целом, более осторожной, чем по отношению к светским магнатам. Как правило, он предпочитал выдвигать на ключевые посты прелатов континентального происхождения по мере того, как умирали прежние епископы и аббаты. В результате, целый ряд видных деятелей церкви, получивших свои посты еще при Эдуарде Исповеднике, сохраняли их на протяжении 10-15 лет после Завоевания. До 1072 г. оставался на своем посту епископ Эксетера Леофрик, до 1077 г. - аббат Ившема

11 Fleming R. Christchurch's sisters and brothers: An edition and discussion of Canterbury obituary lists // The Culture of Christendom / Ed. M.A. Meyer. London, 1993. P. 99-107.

12 "Her forSferde Eadward kyng. 7 her com Willelm" (Liebermann F. Ungedruckte Anglonormannische Geschichtsquellen. Strassburg, 1879. S. 6).

13 Cm.: Smith M.F. Archbishop Stigand and the Eye of the Needle // Anglo-Norman Studies. 1994. Vol. 16. P. 199-219.

14 Cm.: Lapidge M. Ealdred of York and MS. Cotton Vitellius E. XII // Yorkshire Archaeological Journal. 1983. Vol. 55. P. 11-25; King V. Ealdred, Archbishop of York: The Worcester Years // Anglo-Norman Studies. 1996. Vol. 18. P. 123-137.

15 The Anglo-Saxon Chronicle: A collaborative edition. Cambridge, 1996. Vol. 6: MS D: A semi-diplomatic edition with introduction and indices / Ed. G.P. Cubbin. S.a. 1071.

Этельвиг, до 1078 г. - епископ Рамсбери Герман, до 1088 г. -епископ Уэллса Гизон, до 1095 г. - епископ Вустера Вульфстан, до 1097 г. - аббат Бери Сент-Эдмундс Балдуин. Есть данные, свидетельствующие, что представители англосаксонского

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком