научная статья по теме ИСТОРИОСОФИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИСТОРИОСОФИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»

5 Курганов Ф.А. Отношения между церковью и гражданской властью в Византийской империи в эпоху образования и окончательного установления характера этих взаимоотношений (353-566 гг.). Казань, 1880.

6 Соколов И.И. Сорокалетие учено-литературной деятельности профессора Ф.А. Курганова // Исторический вестник. 1911. Т. 123. С. 1075.

7 Лебедева Г.Е. Ученый и время: И.И. Соколов // Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской церкви с середины IX до начала XIII (842-1204). Опыт церковно-исторического исследования. СПб., 2002. С. 10-11.

8 Бриллиантов А.И. Профессор В.В. Болотов. Биографический очерк. СПб., 1910. С. 13; Сидоров А.И. Василий Васильевич Болотов // Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. М., 1999. Т. 1. Учение Оригена о Св. Троице. C. XXVI-XXVII.

9 Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. М., 2000. Т. 2. Лекции по истории древней церкви. Введение в церковную историю. С. 15-23.

10 Там же. С. 16.

11 Там же. С. 29-30.

12 Курганов Ф.А. Византийский идеал царя и царства и вытекающие отсюда, по сравнению с его идеалом церкви, отношения между церковной и гражданской властью. Казань, 1881. С. 13-14; Лебедев А.П. Церковная историография в ее главных представителях с IV по XX в. СПб., 2000. С. 452.

13 Лебедев А.П. Церковная историография в ее главных представителях с IV по XX в. СПб., 2000. С. 264-339; Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. М., 2000. Т. 2. Лекции по истории древней церкви. Введение в церковную историю. C. 229-236, 239-249.

14 ГарнакА. Церковь и государство вплоть до установления государственной церкви // Раннее христианство. В 2 т. М., 2001. Т. 1; Он же. История догматов // Там же. М., 2002. Т. 2.

15 Бродов И. Отзыв на первый том «Лекций по истории древней церкви» В.В. Болотова // Труды Киевской Духовной академии. 1908. Т. 1. С. 140.

16 Богданова Т.А. Н.Н. Глубоковский и В.В. Болотов. К истории взаимоотношений авторов «Феодорита» и «Theodoriatian'bi» // История древней церкви в научных традициях XX в. Материалы конференции памяти В.В. Болотова. СПб., 2000. С. 48; Сидоров А.И. Василий Васильевич Болотов // Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. М., 1999. Т. 1. Учение Оригена о Св. Троице. С. XXXIX; Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Париж, 1983. С. 373-376.

17 Памяти В.В. Болотова // Церковный вестник. 1875. № 16. С. 494.

18 Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Париж, 1983. С. 374.

19 Богданова Т.А. Указ. соч. С. 51.

20 Там же. С. 49.

21 Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Париж, 1983. C. 375-376.

22 Бриллиантов А.И. К характеристике ученой деятельности профессора В.В. Болотова // Xристианское чтение. 1901. Ч. 1. С. 478.

23 Мусин А. Профессор Василий Болотов. В лаборатории историка // История древней церкви в научных традициях XX в. Материалы конференции памяти В.В. Болотова. СПб., 2000. С. 96-98.

24 Лебедев А.П. Церковная историография в ее главных представителях с IV по XX в. СПб., 2000. С. 449.

25 Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Изд. Свято-Владимирского братства, 1992. С. 111.

26 Флоровский Г.В. Затруднения историка-христианина // Флоровский Г.В. Вера и культура: избранные труды по богословию и философии. СПб., 2002. С. 707.

27 Лебедев Д.А. Профессор Анатолий Алексеевич Спасский (к характеристике его ученой деятельности как историка древней церкви). Сергиев Посад, 1916. С. 74.

28 Спасский А.А. Обращение императора Константина Великого в христианство. Сергиев Посад, 1905.

29 Лебедев А.П. Константин Великий, первый христианский император // Xристианское чтение. 1912. № 7. С. 684.

30 СпасскийА.А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени). Тринитарный вопрос (История учения о Св. Троице). Сергиев Посад, 1914.

31 Лебедев Д.А. Указ. соч. С. 30.

32 Бриллиантов А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 года. Пг., 1916.

33 Соколов И.И. О византинизме в церковно-историческом отношении (вступительная лекция по кафедре истории греко-восточной церкви (от разделения церквей), прочитанная в СПбДА 1 ноября 1903 г.). СПб., 1903; Он же. Византологическая традиция в Санкт-Петербургской Духовной академии // Xристианское чтение. 1904. Январь.

34 Лебедева Г.Е. Ученый и время: И.И. Соколов // Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской церкви с середины IX до начала XIII (842-1204). Опыт церковно-исторического исследования. СПб., 2002. С. 21-26.

МАРИНА АРКАДЬЕВНА ВОСКРЕСЕНСКАЯ

доктор исторических наук, доцент, доцент кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург) Тел.: 8 (911) 786-95-31; Е-mail: marina3010@ngs.ru

В статье раскрывается специфика историософских воззрений творцов Серебряного века. Автор доказывает, что постижение истории в философской мысли и художественном творчестве Серебряного века носило культурологический характер. Культура в этих историософских построениях выступает как основной фактор общественного развития. Смысл исторического процесса видится в духовном совершенствовании человека.

Ключевые слова: историософия, Серебряный век, культурная элита.

ИСТОРИОСОФИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА*

На рубеже Х1Х-ХХ вв. в мировой науке несколько пошатнулись позиции позитивизма, претендовавшего на роль ведущей, если не единственной, общенаучной методологии. В историческом познании

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-01-00055

появляются новые исследовательские стратегии и концепции. В частности, наряду с социологическим подходом к изучению исторической действительности, получившим к тому времени большое распространение, формируются культурологические объяснительные модели. Многочисленных сторонников обретает неокантианское понимание истории как науки о духе, или о культуре. Проявляется

М.А. Воскресенская

133

глубокий исследовательский интерес к постижению культурных механизмов истории: эту тему раскрывают в своих трудах М. Вебер, Й. Хейзинга, независимо от зарубежных коллег в том же ключе ведут изыскания российские историки А.С. Лаппо-Данилевский, П.М. Бицилли, И.М. Гревс, Л.П. Карсавин, Г.П. Федотов и др.

Идея культурологического прочтения истории витала в воздухе эпохи, когда наиболее мыслящие слои образованной публики были охвачены стремлением понять причины социокультурного кризиса, в котором оказался весь европейский мир, и проникнуть в исторические перспективы человечества. Возросший в обществе интерес к истории, вполне объяснимый, учитывая переломный, кризисный характер порубежья, нашел свое выражение не только в собственно историографической практике, но и в философской мысли и художественном творчестве той поры, обнаруживших интенцию к постижению внутренних смыслов истории. В историософских рефлексиях нашло свое специфическое отражение духовное состояние российского общества переломной исторической эпохи. Кризисное переживание действительности, ощущение катастрофиз-ма не могло не сказаться на миропонимании российской культурной элиты рубежа Х1Х-ХХ столетий, составлявшей социальную базу Серебряного века. Выявление смысловых векторов историософских построений культурной элиты может способствовать новому прочтению духовных исканий того времени и более глубокому проникновению в содержание культурно-исторических процессов, протекавших накануне грандиозных общественных сдвигов.

Размышления творцов Серебряного века о прошлом и будущем человечества строились вокруг духовных основ бытия и культурных контекстов истории. Культура в их историософских построениях выступает как основной фактор общественного развития. Мыслителей и художников Серебряного века в истории интересовал прежде всего смысл человеческого бытия и связанные с ним конечные судьбы человечества, а не материальные условия и социологические закономерности. А. Блок подчеркивал, что его историческая концепция, образно представленная в поэме «Возмездие», «возникла под давлением все растущей <...> ненависти к различным теориям прогресса»1. Человеческая личность в миропонимании культурной элиты перестала трактоваться исключительно носителем и средоточием различных общественных связей, она разрасталась до метафизической всеобщности. С точки зрения А. Белого, суть исторической динамики составляет раскрытие культурных смыслов человеческого существования, становление различных форм сознания и мироощущения, разворачивающееся как эволюция «самосознающей души»2. В этом смещении эпистемологических акцентов с внешне-событийной истории на внутренне-смысловую явно просматривается следствие наблюдавшегося в то время в русском обществе процесса эмансипации личности, а также мощного развития в русской культуре того периода романтической традиции.

Историософия Серебряного века носила типично романтический характер. Исторический процесс мыслился как бесконечный ряд сменяющих друг друга уникальных культур, каждая из которых являет собой замкнутую систему, проходит завершенный цикл развития: зарождение, расцвет, угасание. История представала как цепь надчеловеческих коллизий, движение метаисторических стихий. В осмыслении художников и философов Серебряного века содержание истории составляют не социальные битвы, а извечная борьба двух абсолютных начал - Добра и Зла как метафизических величин, заложенных в неизменной природе вещей3. Историей движут предвечные, внеисторические силы. История - это нескончаемое становление и круговращение, направляемое надчеловеческой и надприродной волей, это «жизнь без начала и конца»4. Историософские и историко-художественные опусы творцов Серебряного века - это поиски вневременных смыслов человеческого существования. Не случайно их излюбленными историко-культурными формами были различные варианты традиционного общества: Восток,

античность, Средневековье, славянское язычество. Они возвращались к опыту мифопоэтических представлений, к праискусству в поисках средств, методов, художественных приемов, устраняющих ощущение конкретного времени и места. Самым существенным при этом было обнаруж

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком