научная статья по теме ИСТОРИЯ И НАСЛЕДИЕ РУССКОЙ АМЕРИКИ Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Текст научной статьи на тему «ИСТОРИЯ И НАСЛЕДИЕ РУССКОЙ АМЕРИКИ»

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 2011, том 81, № 12, с. 1090-1099

ОБОЗРЕНИЕ

Статья подготовлена по результатам поисковой научно-исследовательской работы в рамках реализации федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009—2013 гг. Авторами предпринята попытка обобщить основные данные, полученные при изучении истории и наследия Русской Америки, подвести итоги первого опыта полевых междисциплинарных исследований и обозначить перспективу в изучении русского влияния на всё многообразие жизни и деятельности в регионе. Статья не претендует на всеобъемлющий и подробный анализ источников и литературы по заявленной теме — эта цель ставится в монографии, над которой работает коллектив.

ИСТОРИЯ И НАСЛЕДИЕ РУССКОЙ АМЕРИКИ

А.Ю. Петров, митрополит Климент (Капалин), М.Г. Малахов, А.Н. Ермолаев, И.В. Савельев

В 1867 г. Россия продала США полуостров Аляску и прилегающие к ней острова. Америка получила огромную территорию со значительными природными ресурсами, суровым климатом, на которой обитает один из самых крупных хищников планеты — кадьякский бурый медведь. Удивительно, но всё это — и обширная территория, и природные богатства, и климат, и медведь — стало для американцев символом Советского Союза, а потом и современной России. Другими словами, Аляска перед жителями американских континентальных штатов предстала своего рода Россией в миниатюре.

Долгое время в российско-американских отношениях превалировали стереотипы, они распространились и в научной среде. Так, некоторые учёные тему Русской Америки полагали незначительной, при этом затруднялись отнести её к отечественной или к американской истории. В школьных и вузовских учебниках практически ничего не говорится о великих русских географических открытиях в северной части Тихого океана и об истории Русской Америки. В то же время распространено множество мифов. Лишь в последние

ПЕТРОВ Александр Юрьевич — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. Митрополит КЛИМЕНТ (КАПАЛИН) — кандидат исторических наук, председатель Издательского совета Русской православной церкви. МАЛАХОВ Михаил Георгиевич — кандидат медицинских наук, Герой России, почётный полярник, руководитель Рязанского отделения Русского географического общества. ЕРМОЛАЕВ Алексей Николаевич — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института экологии человека СО РАН. САВЕЛЬЕВ Иван Вячеславович — кандидат исторических наук, доцент Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова.

годы, благодаря усилиям учёных-специалистов и участников научно-исследовательских экспедиций на Аляску, изучение Русской Америки вышло на новый уровень.

Наследие Русской Америки как историко-культурный феномен мы предлагаем рассматривать в разных аспектах. В узком смысле — это Аляска, группы Алеутских островов, поселения в Калифорнии, на Гавайских, Курильских и Командорских островах. Это район деятельности Российско-американской компании, управлявшей данными территориями в 1799—1867 гг. В широком смысле мы понимаем Русскую Америку как Новый Свет, новые рубежи в сознании наших предков. "Америка" — термин, который обозначает не столько континент, сколько новую, неизвестную землю, границу. Только в первой половине XIX в. из России отправилось более 50 кругосветных экспедиций. Они составили гордость отечественного флота, привели к качественным изменениям в науке, ведь было сделано немало крупных географических открытий. Важно подчеркнуть, что конечной целью практически всех экспедиций была Аляска, а снаряжены они были на средства Российско-американской компании (РАК). Без понимания этого фактора и должной оценки финансово-хозяйственной деятельности РАК в России и за её пределами крайне сложно составить "русский глобус" и изучать российское наследие за рубежом. Поэтому в широком смысле под Русской Америкой мы подразумеваем страны и регионы, которые посетили участники российских кругосветных экспедиций.

Предлагаем краткий обзор некоторых итогов отечественных исследований в данной области.

Исторические исследования. Основу изучения Русской Америки и Российско-американской компании заложили отечественные историки

П.А. Тихменёв и С.Б. Окунь [1]. Позднее сформировалось несколько направлений в историографии. Одно из них связано с изучением географических открытий. Значительное количество работ посвящено продвижению русских к тихоокеанскому побережью в конце XVII — первой половине XIX в., отечественным экспедициям, организации пушного промысла и картографии Аляски и Алеутских островов [2].

Признанным лидером второго направления, связанного с изучением дипломатических отношений стран в северной части Тихого океана, был академик Н.Н. Болховитинов. В серии работ, по-свящённых русско-американским связям, он детально изучал все аспекты дипломатических контактов между США, Россией, Испанией, Великобританией и другими державами в этом регионе. Русско-испанские отношения на Тихом океане в последней трети XVIII в. отражены в трудах М.С. Альперовича [3].

Третье направление можно назвать историко-этнографическим. Ряд учёных написали монографии и опубликовали сборники документов по истории взаимоотношений русских с местным населением Аляски и Калифорнии (алеутами, эскимосами, атапасками, тлинкитами, помо и др.). В их работах прослежены также проблемы культурного развития народов Аляски в период российской колонизации этого региона [4].

Накопленный материал, устоявшиеся методические принципы исследований позволили современным учёным создать капитальный труд по истории Русской Америки, в котором получили освещение многие стороны почти полуторавеко-вого процесса российской колонизации Аляски [5]. Исследовательская работа авторов книги пришлась на начало 1990-х, когда было мало известно о влиянии русских на внутренние районы Аляски, ограниченными были знания по археологии и лингвистике Русской Америки. Вообще работали по этой теме почти исключительно историки и историки-этнографы. Изучение финансово-хозяйственной деятельности РАК, организация специальных научных исследовательских экспедиций во внутренние районы Аляски были ещё вопросами будущего. Основываясь на тогдашнем источниковом и научно-исследовательском багаже знаний, Н.Н. Болховитинов высказал мысль о том, что русское наследие исчезло: «От некогда обширных американских владений России не сохранилось ничего. Последние остатки русского наследия в конце XIX века смыла гигантская волна авантюристов и золотоискателей, хлынувшая в район Клондайка, а затем и на саму Аляску. Призрак русского влияния рассеялся "как дым, как утренний туман"» [5, т. 1, с. 5].

По инициативе Н.Н. Болховитинова в Институте всеобщей истории РАН был создан центр по изучению истории Русской Америки, куда вошли многие известные учёные. Основные направле-

ния работы центра легли в основу образованной им же ведущей научной школы, поддерживаемой Президентом РФ. В настоящее время получили развитие региональные центры, действующие в основном при университетах. Учёные этих центров ведут специальные курсы по истории Русской Америки, проводят конференции и семинары, публикуют монографии и статьи в отечественных и зарубежных изданиях. Развитие связей с этими центрами — часть большой программы Центра по изучению исторического, культурного и духовного наследия Русской Америки, который возглавляет академик А.О. Чуба-рьян.

Современные тенденции в изучении Русской Америки характеризуются попыткой обобщения имеющихся знаний, в то же время появляются новые направления исследований, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности РАК, развития колониального права в Русской Америке и деятельности РАК в Сибири и на Дальнем Востоке. В последние годы прилагаются усилия по формированию международной ассоциации учёных — специалистов в данной области.

Православие в Русской Америке. Частью исторических исследований и одновременно самостоятельным направлением стало изучение деятельности на Аляске Русской православной церкви. По мнению отечественных и зарубежных исследователей, именно распространение православия стало существенным подтверждением русского культурного влияния на жизнь аборигенов в этой части Нового Света. Православные миссионеры тесно взаимодействовали с паствой и в своей духовной деятельности опирались на изучение и сохранение особенностей культуры коренных народов. Их стараниями сложилась письменность основных этнических групп Аляски, переводились на туземные языки книги Священного писания, богослужебные и вероучительные тексты. В русский период РПЦ оказала цивилизационное воздействие на автохтонное население колонии, внеся значительный вклад в развитие самосознания, культуры и оздоровление социальных отношений в местной среде. В отличие от РАК Русская православная церковь продолжила свою деятельность на Аляске и после того, как та стала американским штатом. Проводя пастырскую работу в многоконфессиональной стране с резко отличающимся от России государственно-политическим и общественно-экономическим строем, православное духовенство защищало интересы своей паствы перед органами власти всех уровней, а также перед американскими коммерческими структурами и представителями иных конфессий. Н.Н. Болховитинов отмечал, что именно православная церковь стала главной хранительницей русского наследия в Северной Америке. Но этот уникальный опыт пока мало отражён в исследовательской литературе.

Ново-Архангельск — столица Русской Америки

В подлиннике (Российский государственный архив Военно-морского флота. Ф. 1331. Оп. 3. Д. 61) под рисунком подпись: Ново-Архангельск. Рисовал креол Ольгин. 1837 г.

Публикации о православии на Аляске в XIX — начале XX в., в том числе книги святителя Иннокентия (Вениаминова), очерки о первой духовной миссии, походные журналы миссионеров, имели в основном описательный характер. В советское время по идеологическим причинам данная тема была запретной, неугодные властям сведения изымались даже при публикации архивных документов, слово "святой" исключалось из названий кораблей и даже из географичес

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком