научная статья по теме ИСТОРИЯ ИСПАНИИ. Т. 1. С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА ХVII ВЕКА. М., 2012 История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИСТОРИЯ ИСПАНИИ. Т. 1. С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА ХVII ВЕКА. М., 2012»

страктность мышления, возникает феномен авторства, появляется индивидуализм. В образовании начинает доминировать не личное воздействие, но абстрактное знание и информация. Также возникает и феномен массовости. И наконец сегодня мы имеем дело с электронной культурой. В ней доминирует образ, картинка. Происходят сжатие времени, ускорение темпа. Осуществляется окончательное разрушение локальности культур и становление общего коммуникативного пространства. Глобализация - это процесс одновременно и интеграции, и дезинтеграции (национальной, культурной, психологической). В нем таится угроза жизненному миру человечества, если интеграция не синтезирующая. Возникает угроза создания Глобальной Империи, тоталитаризма нового типа, с невиданными прежде возможностями манипуляции. Прежде диалог культур складывался как пересечение смысловых пространств этих культур, теперь же коммуникация унифицирована, пронизывает все культуры. Происходит заражение национальных культур медиа-вирусами (пример - поп-культура западного типа в Китае). Прежние культуры статичны, стабильны в сравнении с динамикой современных глобальных процессов, лишающих людей устойчивого жизненного фона. Однако в этом преобразовании есть и положительные черты. Кризис связан с тем, что мы находимся на переходном этапе от локального состояния культуры к интеграционному. Это сложный противоречивый процесс, который невозможно остановить.

В выступлениях академиков и членов-корреспондентов РАН исследовались и общие вопросы понимания человеческой культуры в ее историческом развитии. Так, например, о динамичности мышления в области осмысления культуры говорил в своем докладе "Философия и универсалии культуры" академик В.С. Степин. Он утверждал, что культура зиждется на особых культурных универсалиях, наборы которых определяют специфику того или иного культурного типа. Универсалии культуры не являются философскими категориями, поскольку действуют и творчески развиваются также и в тех культурах, в которых нет философского знания. Они определяют их развитие. Цель философии - осуществление рефлексии над универсалиями культуры. Это позволяет культуре развиваться и преодолевать кризисы. А, следовательно, именно в моменты перехода от одной культурной парадигмы к другой, в кризисные моменты, философская мысль оказывается наиболее необходимой и актуальной, именно она позволяет преодолеть кризисы и выйти к новым рубежам.

Таким образом, представленный трехтомник выступлений членов РАН в СПбГУП освещает большой круг важнейших вопросов современности, от конкретно-практических проблем до общетеоретических обобщений, и показывает специфику их толкования отечественной научной мыслью.

С.Б. Никонова, кандидат философских наук

ИСТОРИЯ ИСПАНИИ. Т 1. С древнейших времен до конца XVII века. М.: изд-во "Индрик", 2012, 694 с.

В феврале 1977 г. Советский Союз и Испания подписали протокол о восстановлении дипломатических отношений. В том же году на историческом факультете МГУ открыли новую специальность "Новая и новейшая история Испании". Учиться было крайне увлекательно, но сложно из-за нехватки материалов и учебной литературы. К тому времени уже вышли академические издания по истории Франции и Италии, Швеции и Венгрии, позже появилась "История США", были изданы труды по истории стран Востока и даже Австралии. Отсутствовала только история Испании. Студенты добывали знания по крупицам из "Античной Испании" А.В. Мишулина, "Готской Испании" А.Р. Корсунского, "Испании XIX века" И.М. Майского, ряда работ по истории XX в.,

серии монографий по Гражданской войне и франкизму С.П. Пожарской.

Шли годы. Повзрослели и стали видными учеными студенты 1970-х, выросло новое поколение их учеников-испанистов. Однако в российской испанистике по-прежнему не было обобщающего труда по истории Испании.

И вот в середине 2000-х годов инициативная группа ученых из Института всеобщей истории РАН под руководством С.П. Пожарской приступила к реализации проекта по созданию труда "История Испании". К участию были приглашены ведущие испанисты из ИВИ РАН, МГУ, РГГУ и других российских университетов. Неоценимую помощь в реализации проекта оказал директор ИВИ РАН академик А.О. Чубарьян.

Прошло почти 10 лет, прежде чем в самом конце 2012 г. наконец-то увидел свет первый том "Истории Испании" (отв. ред. В.А. Ве-дюшкин и Г.А. Попова), включивший в себя период античности, средних веков и раннего Нового времени. Авторы предисловия справедливо утверждают, что со времен "Истории Испании и Португалии" (1902 г.) В.К. Пис-корского в России почти 100 лет не выходила обобщающая "История Испании" (с. 23). Хотя здесь, наверное, следовало бы уточнить: собственно испанской истории в труде Пискорского посвящено всего лишь около 120 страниц, да и сам он называл свою книгу "кратким обзором" (с. 1). Так что две эти работы трудно сравнивать, они имеют лишь схожее название.

Предлагаемая читателям "История Испании", помимо научной значимости, это еще и увлекательное чтение. Здесь римляне и вестготы, рыцари и инквизиторы, короли и конкистадоры. Краткие сведения о католических королях - Фердинанде и Изабелле, об Исидоре Севильском, кардинале Мендосе, Хуане Австрийском, Томасе Меркадо, графе-герцоге Оливаресе и многих других исторических персонажах представлены в специальных врезках. Издание обильно снабжено иллюстрациями и картами, что позволяет читателю окунуться в атмосферу Испании далеких столетий.

Однако, создавая увлекательный текст, авторы ни на йоту не отступили от строгой академичности в построении концепции и использовании исторических фактов. В издании удачно сочетаются хронологический, проблемный и региональный подходы, что позволило последовательно и логично осветить наиболее важные проблемы испанской истории.

Структурно том разделен на три части: "Древняя Испания", "Средневековая Испания", "Испания в начале Нового времени". Нельзя не отметить интересные трактовки материала, стройность изложения, присущие первым двум разделам. Их авторы используют либо совсем новый материал, либо новые подходы к рассмотрению уже изученных проблем. В.И. Козловская представила компактный общий очерк античной Испании, Г.А. Попова на примере истории Астурийского и Леоно-Кастильского королевств показала феномен Реконкисты в его современном понимании. Особый интерес вызывает трактовка Испании как страны трех религий - христианской, мусульманской и иудейской. Соответственно излагается история христиан (Г.А. Попова), мусульман (И.И. Варь-яш) и евреев (Г.С. Зеленина). При этом следует отметить, что роль иудеев в истории Испании впервые в российской исторической науке прослеживается столь подробно - на протяжении более чем тысячелетия. Однако в целом, на наш взгляд, стоило бы уделить большее

внимание взаимодействию и взаимовлиянию представителей разных вероисповеданий в мусульманской Испании.

История Испании на протяжении столетий была неразрывно связана с судьбами еще одной пиренейской державы - Португалии. А.П. Черных, не углубляясь собственно в историю Португалии, тем не менее показывает, что на протяжении веков Португалия была неотъемлемой частью Испании либо ее важнейшим партнером-соперником. Хотелось бы отметить еще ряд удачных находок авторского коллектива. В работе рассмотрена история испанской геральдики, вписанная в контекст истории страны (А.П. Черных); впервые предлагается очерк развития культуры Арагонской короны во всем ее многообразии (М.А. Астахов); достаточно компактным, но вместе с тем абсолютно завершенным является историографический обзор российской испанистики (И.С. Пичугина при участии В.А. Ведюшкина), который только подтверждает, что авторы тома следуют контексту определенных историографических традиций.

Сюжеты раздела, посвященного истории Испании раннего Нового времени, несомненно, привлекут внимание читателей журнала "Новая и новейшая история". Главное бремя написания этого раздела легло на плечи В.А. Ведюшкина, который является автором глав об Испании XVI - начала XVII в., материалов, освещающих конец XV - начало XVI в. (совместно с Н.В. Фоминой) и культуру Испании Золотого века. Главы об испано-португальских отношениях написаны А.П. Черных, об Испании эпохи Карла II - Е.Э. Юрчик, раздел о праздниках - Д.Г. Федосовым.

Впервые в отечественной исторической науке история Испании конца XV - XVII в. изложена так всесторонне. "Именно с этого времени мы можем говорить об Испании как об определенном целом, а не просто как о сумме нескольких королевств Пиренейского полуострова, - подчеркивают авторы и продолжают: - Решающий шаг в этом направлении был сделан именно в конце XV в. Именно в те десятилетия были заложены основы испанской колониальной империи, Испания начала играть как никогда большую роль в истории Европы и всего мира" (с. 369).

На суд читателей выносится ряд новых сюжетов, а также в русле новейших тенденций западной испанистики трактуются те из них, которых ранее уже касались советские медиевисты-испанисты. Так, впервые в нашей литературе показана специфика испанского XV в., дана более современная и глубокая трактовка взаимоотношений короны и знати; изложены во всей полноте реформы Фердинанда (который, правда, непонятно почему именуется "Фернандо") и Изабеллы. Хрестоматийный сюжет о

взаимоотношениях католических королей и Колумба анализируется в новом ракурсе. Колумб предстает не только великим мореплавателем, но и неудачливым администратором, что делает понятной политику католических королей.

В главах по XVI и XVII вв. предлагается решение ряда проблем, активно дискутирующихся в мировой испанистике. Так, В.А. Ведюшкин пишет о том, что пора отбросить крайности "черной легенды" и посмотреть на этот период не под углом зрения врагов Испании. Он предлагает новый взгляд на проблему так называемого упадка Испании, утверждая, что "кризисные явления, под знаком которых прошла значительная часть века, проявились в самых разных сферах: демографической, экономической, социальной, политической, военной" (с. 553). При этом автор отмечает, что в современной историографии существуют различные трактовки данного процесса - "упадок", "

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком