научная статья по теме ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ США: В 6 Т. М.: НАСЛЕДИЕ, 1997-2013 Языкознание

Текст научной статьи на тему «ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ США: В 6 Т. М.: НАСЛЕДИЕ, 1997-2013»

ИЗВЕСТИЯ РАН. СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА, 2015, том 74, № 3, с. 59-64

= РЕЦЕНЗИИ ==

ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ США: В 6 т. М.: НАСЛЕДИЕ, 1997-2013

Завершился самый крупный российский литературоведческий проект 1990-2010-х гг.: из печати вышел последний том "Истории литературы США", охватывающей три столетия, в течение которых состоялось становление и выдвижение американской литературы в качестве явления мирового масштаба. Эта фундаментальная работа выполнена большим коллективом авторов, представляющих ведущие научно-исследовательские центры и университеты России, Украины и некоторых других стран, в рамках исследовательского проекта Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН. Главный редактор издания -патриарх советской и российской американистики, профессор Я.Н. Засурский. Огромный труд по редактированию материалов "Истории..." выполнили главный научный сотрудник ИМЛИ, доктор филологических наук М.М. Коренева (зам. главного редактора) и заместитель директора ИМЛИ по научной работе, доктор филологических наук Е.А. Стеценко.

Подобного масштабного академического издания (6 томов, из них шестой состоит из двух книг в 114 печатных листов) не существует ни в одной стране за пределами США, где на протяжении последних семидесяти лет вышли "Литературная история Соединенных Штатов Америки" под ред. Р.Э. Спиллера и др., "Колумбийская литературная история Соединенных Штатов" под ред. Э. Эллиотта, "Кембриджская история американской литературы" под ред. С. Берковича и "Новая литературная история Америки" под ред. Грейла Маркуса и Вернера Соллорса. Вышло также несколько авторских историй литературы США, в основном ориентированных на студенческую аудиторию. Разница в подходах обнаруживается даже в названиях книг. Р.Э. Спиллер и Э. Эллиотт четко выделяют ориентацию именно на литературу США, в то время как С. Беркович, Г. Маркус и В. Соллорс дают более широкую трактовку понятию "американская литература", включая многочисленные отсылки к явлениям в других литературах американского континента.

Цели изданий значительно отличаются друг от друга, что связано как со временем их создания, так и приоритетами американского литературоведения на том или ином этапе. В трехтомнике под ред. Р.Э. Спиллера (1946) история литературы США прослеживается со времени основания пер-

вых колоний на североамериканском континенте; авторы останавливаются на наиболее значительных явлениях и персоналиях, показывая их во взаимосвязи с общественно-историческим процессом в стране. Это серьезное издание, которое на много лет оказало влияние на исследования американской литературы в разных странах, став своего рода эталоном для последующих попыток дать всесторонний взгляд на литературу США. Естественно, оно отражало состояние литературоведческой мысли своего времени, и потому целый ряд явлений и имен не нашел своего отражения в этом, безусловно, важном проекте.

"Колумбийская история" (1988) вышла четыре десятилетия спустя, в новой историко-литературной ситуации, отмеченной влиянием постструктурализма и постмодернизма, когда происходил пересмотр литературного канона. Авторы этого тома представляют плюрализм взглядов на ход литературного процесса в США, рассматривая его не только с культурно-исторической, но прежде всего с теоретической точки зрения. Анализ литературных явлений с позиций "новой критики", мульти- и транскультурализма, марксизма, теории феминизма и других направлений в современном литературоведении во многом обогатил наше представление о состоянии изучения литературы США за океаном. Вводится большой пласт произведений, которые до того времени не становились предметом анализа, благодаря чему исследование истории развития литературы США поднялось на новую высоту. Однако, демонстрируя новые подходы в американском литературоведении, книга выявила и уязвимое место - отсутствие общей концепции, на что обратил внимание Я.Н. Засурский: «Эта множественность не сводимых воедино концепций и представлена в "Колумбийской литературной истории Соединенных Штатов"» (т. 3, с. 7).

8-томная "Кембриджская история американской литературы", публикация которой заняла целое десятилетие (1994-2004), представляет междисциплинарный подход к литературе, основанный на использовании результатов этнических, гендерных, феминистских, постколониальных, культурологических исследований, теории массовой культуры, которые активно разрабатывались в конце ХХ века. Литература выступает во взаимосвязи с различными направлениями

гуманитарных наук. Участие ведущих ученых и специалистов в области литературоведения, истории, антропологии, философии в данном проекте обеспечило не только высокий научный уровень, но также разнообразие и широту представленных взглядов. (Кстати, некоторые из них явились авторами разделов в "Колумбийской истории"). Все же и в этом случае остается вопрос о цельности видения литературного процесса. При всей аналитической насыщенности текста, точности характеристик сменявших друг друга направлений, знаковых для американской литературы произведений, а также эмпирическими наблюдениями, возникает впечатление фрагментарности, увлеченности идеей разноголосия, что сказалось даже в структуре и содержании отдельных томов. Так, в специальные тома выделены поэзия и литературная критика (4-й, покрывающий период с 1800 по 1910 г., 5-й - с 1900 по 1950 г. и 8-й -с 1940 по 1995 г.). Анализу развития американской прозы посвящены остальные тома, однако возникает вопрос о периодизации литературного процесса. Второй том завершается 1865 годом, а третий начинается 1860-м и завершается 1920-м; шестой начинается 1910-м и завершается 1950-м, а седьмой начинается 1940-м. Хотя речь идет о 5-10 годах, они оказываются существенными, поскольку включают или исключают важнейшие исторические события (Гражданская война, Первая мировая война, Вторая мировая война), серьезно повлиявшие на литературу.

Опубликованная в 2009 г. "Новая литературная история Америки" оказалась новой даже по концепции, поскольку вместо показа развития литературы в контексте времени в ней выхватываются только наиболее значительные, по мысли авторов, явления в истории, культуре, литературе, общественно-политической жизни страны в каждый год истории США, начиная с 1507 г. Их комментируют писатели, драматурги, поэты, художники, литературоведы из США и других стран для того, чтобы "вызвать любопытство читателя, поставить вопросы, а не закрыть сложные случаи"1. Анализ романа Ричарда Пауэрса "Время, когда мы поем" соседствует со статьей об урагане "Катрина", за которой следует статья художницы Кары Уокер об избрании Барака Оба-мы Президентом США, представляющая собой коллаж из 9 черно-белых силуэтов человеческих фигур, снабженных фрагментами из автобиографии Обамы. Цель этой необычной книги, какой

1 Marcus, Greil; Sollors, Werner. Introduction // A New Literary History of America / ed. Greil Marcus, Werner Sollors. -Cambridge, MA; London: Belknam Press, 2009. P. XXVI.

ее видят редакторы, - "пересмотр американского опыта, каким он видится в литературном зеркале, где в центре внимания - речь в различных формах. На протяжении всей книги мы искали те точки во времени и воображении, где происходили изменения: когда появлялась новая идея или форма, поднимались новые вопросы, когда то, что раньше казалось невозможным, становилось необходимым или неизбежным"2. Понятно, что книга не носит энциклопедического характера, но свою задачу спровоцировать интерес к ходу развития культуры и литературы США она выполнила, вызвав бурную дискуссию среди литературоведов.

Российская "История" концептуально иная. Безусловно, ее авторы учли уроки своих американских коллег. Это действительно история литературы США, которая прослеживается на огромном фактическом материале. Один указатель имен и названий насчитывает тысячи наименований. Важно и то, что проект развивает многолетние наработки советских американистов в виде монографических изданий, диссертаций, книг по истории американской литературы разных периодов и по творчеству отдельных авторов, которые в той или иной степени послужили основой издания.

"История литературы США" отличается четкой периодизацией литературного процесса, вытекающей из основных этапов его развития, которое определялось как особенностями исторического формирования страны, так и спецификой вызревания и утверждения литературных направлений и методов, с особой силой проявившихся в конкретный период. Вполне логично, что главе о литературе XVII века предшествует блестяще написанная безвременно ушедшим из жизни А.В. Ващенко статья о культуре североамериканских аборигенов доколониальной эпохи, которая, по его мнению, является "первоисточником важных тенденций развития американской культуры" (т. 1, с. 39), что имеет принципиальное значение. Действительно, с одной стороны, это длительный по времени период, который в большинстве подобного рода изданий отсутствует: история литературы США, как правило, начинается с первых поселений иммигрантов на американском континенте. С другой - доколониальная культура изучена недостаточно глубоко, и А.В. Ващенко заполняет существенную лакуну, показывая значение аборигенной культуры для формирования национального своеобразия литературы США.

2 Там же. P. XXIV.

Следуя логике литературного процесса в США, авторы пошли по верному пути, предпослав каждому тому методологически тщательно обоснованную вводную статью, раскрывающую контекст, в котором начинают проявляться особенности рассматриваемого периода, тенденции в развитии литературного процесса, происходит смена направлений и художественных парадигм (Я.Н. Засурский, А.М. Зверев, М.М. Коренева, Е.А. Стеценко, П.В. Балдицын). Это программные статьи, которые задают тон всем материалам тома и призваны восполнить естественный недостаток персоналий, вызванный объемом издания. Такими представляются вводная статья ко всему изданию (Я.Н. Засурский), глава об американском романтизме (А.М. Зверев), о литературе XVII и XVIII веков (М.М. Коренева), путях развития реализма (П.В. Балдицын).

Статьи А.М. Зверева об американском романтизме носят подчеркнуто кон

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком