научная статья по теме “ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ”: ТЕРМИН И СОДЕРЖАНИЕ Языкознание

Текст научной статьи на тему «“ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ”: ТЕРМИН И СОДЕРЖАНИЕ»

ИЗВЕСТИЯ РАИ. СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА, 2009, том 68, № 4, с. 3-10

"ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ": ТЕРМИН И СОДЕРЖАНИЕ

© 2009 г. В. С. Баевский

В истории литературы мы обычно бессознательно и довольно бессистемно объединяем три истории литературы. Только одна из них бывает представлена более или менее полно - история публикации произведений. Другая, история создания произведений, чаще всего бывает представлена фрагментарно и поверхностно. Третья, история переизданий, - только отдельными разрозненными упоминаниями.

In the history of literature we usually combine, unconsciously and without system, three histories of literature. Only one of them is presented in whole: it is the history of publications. The other, that is the history of the literary work creation, is mostly developed in a fragmentary and perfunctory manner. The third one, the history of reeditions, is only presented by some scattered, uncoordinated mentions.

Есть история литературы - часть бытия народа. Вхождение в литературу и уход из жизни писателей (в том числе литературных критиков) и других участников литературного движения - журналистов, издателей, книгопродавцев, читателей, меценатов; возникновение, автоматизация и деав-томатизация литературных приемов, борьба старшей и младшей линий литературного процесса, в ходе этой борьбы появление и забвение и/или переосмысление произведений, востребованных обществом; формирование, эволюция, смена, распад литературных школ, течений, направлений, больших стилей эпохи. Это - история литературы как само бытие литературы.

А есть история литературы, заключенная в книги по истории литературы. В научном фольклоре известна шутка: историю делают историки. Они стремятся собрать и упорядочить самые разнообразные сведения о бытии народов, о созданных ими государствах, культуре, в том числе литературе. В России, по-видимому, первым вполне сознательно, с пониманием значения истории литературы для осмысления как самой литературы, так и ее значения для самосознания народа, стал строить историю русской литературы Белинский. За свою короткую жизнь он не написал такой книги. Но собрание его сочинений - это труд, заложивший фундамент науки об истории русской литературы.

Он мог сказать, что "Евгений Онегин" был "актом сознания для русского общества <.. .> и после него стояние на одном месте сделалось уже невозможным." [1, т. 3, с. 566 ]. А 40 лет спустя этот исторический взгляд на роман в стихах Пушкина поддержал великий русский историк: "Он не был для нас только роман в стихах, случайное и мимолетное литературное впечатление; это было событие нашей молодости, наша биографическая черта, перелом развития, как выход из школы или первая любовь" [2, с. 84].

Слова о "Евгении Онегине" Белинского и Ключевского, как и многие труды их современников и преемников, суть явления и самого бытия литературы, и его отображение в науке о литературе. Таким образом, термин история литературы покрывает два значения: 1) само бытие литературы и 2) наука о бытии литературы. В настоящей статье предметом нашего обсуждения будет наука о бытии литературы.

***

История литературы нам видится основанной на теории литературы. Так же, как теория литературы должна основываться на истории литературы, на что указал нам своей "Исторической поэтикой" Ве-селовский. А вот современные ему истории литературы, насыщенные мыслью и библиографическими сведениями, все-таки представляют ход литературы как ряд последовательных эпизодов в мало связанных между собою медальонах. Такова и, может быть, лучшая среди них четырехтомная "История русской литературы" Пыпина [3]. Сегодня, например, нам казалось бы естественным, подойдя к вопросу о философской лирике романтизма, рассмотреть, как разрешается противоречие между сенсуализмом романтической лирики и рассудочным философствованием. Прежде, чем говорить о реалистической лирике Пушкина ("Зимнее утро", "Осень" и т.п.), остановиться на проблеме взаимодействия объективного реалистического стиля с субъективным лирическим родом творчества.

Мы всей душою против малейшего пренебрежения библиографией в историко-литературных курсах и монографиях. Невозможно себе представить, например, полноценный раздел о Пушкине, не предваренный аналитическим обзором самых разных материалов о нем: ведь пушкинистика давно стала целой огромной областью науки о ли-

тературе. Важно, чтобы в поле сознания читателей и слушателей вводилась нетрадиционная научная литература (Ахматова о "Каменном госте"; Ä. Белый о Гоголе; "Проза Пушкина" А.З. Лежнева; три статьи Якобсона о Пушкине, замечательный труд Бэлнепа [4], в котором рассмотрена иерархия рассказчиков у Достоеского в связи с иерархией повествователей в "Герое нашего времени" и многое, многое другое).

Необходимо понять также, относятся ли к истории литературы факты рецепции приемов и идей последующими поколениями писателей и критиков? Следует ли в связи с русским Оссианом рубежа XVIII-XIX вв. учитывать "Я не слыхал рассказов Оссиана..." Мандельштама? В какой степени истории русской литературы начала XIX в. принадлежит стихотворение Мандельштама "Нет, не луна, а светлый циферблат."? А его "Есть ценностей незыблемая скала."? Принадлежат ли к истории русской литературы XIX в. многочисленные прекрасные отголоски Фета в поэзии века XX?

А личности выдающихся исследователей? Следует ли их включать в историю литературы? Может показаться, что нет. Между тем, Д.С. Лихачев не случайно выбрал древнюю русскую литературу, Ю.М. Лотман - XVIII и первую половину XIX в., а А.В. Македонов - XX в. Можно даже сказать, что Лихачева выбрала древняя русская литература, Лотмана - литература пушкинской эпохи, а Маке-донова - литература советского времени. Каждый из них вдоволь хлебнул горестей - и сохранил прекрасную верность своему призванию. Понимание личности такого ученого может что-то новое раскрыть в литературе, которую он изучал.

***

В истории литературы мы обычно смешиваем, бессознательно и довольно бессистемно объединяем три истории литературы. Только одна из них бывает представлена более или менее полно, другая фрагментарно и поверхностно, третья отдельными разрозненными упоминаниями. Более или менее полно, в зависимости от задач издания, бывает представлена история публикации произведений. Это, так сказать, парадная история литературы. Фрагментарно и поверхностно представляется, чаще всего, история создания произведений. Отдельными разрозненными упоминаниями представлена бывает история переизданий произведений. А ведь переиздания нередко активно участвуют в историко-литературном процессе. Бывает, что отсутствующие переиздания становятся высоко значимы, превращаются в нулевые факторы структуры.

Поясню свою мысль примерами.

Академик Д.С. Лихачев выделил в древней русской литературе жанровые образования разных уровней: «Произведения древнерусской письменно-

сти находятся в сложных отношениях взаимопроникновения. Подобно тому, как в феодальном обществе каждая политическая ячейка составляет часть более крупной, в древнерусской письменности одни произведения входят в состав других. Соответственно и жанры не равноправны и не однородны, а составляют своеобразную иерархическую систему. Есть "жанры-сюзерены" и "жанры-вассалы"» [5, с. 322]. Летопись - жанр-сюзерен; она включает в себя воинскую повесть, хожение, житие и другие жанры-вассалы. Пчела - жанр-сюзерен; это сборник поучительных изречений, притч, афоризмов из Библии, отцов церкви, античных, византийских и русских авторов (в частности, из житий), из фольклора. Тематика Пчелы охватывала нравственность, быт, исторические сведения. Материал подбирался в главы по темам: мудрость, бедность, любовь, братство, женщина, суд, Александр Македонский и т.д. Таких глав могло быть до 70.

Подход Лихачева можно перенести, mutatis mutandis, на литературу нового времени. Замена следующая. Если в древней русской литературе летопись или Пчела материально включает в себя жанры-вассалы воинскую повесть, хожение, житие, договор Олега с греками, текст из Священного Писания, притчу и др., то в литературе нового времени жанры-сюзерены и жанры-вассалы находятся в логических отношениях рода и вида. Роман как жанр-сюзерен, как родовое понятие, включает в себя исторический роман, роман воспитания, роман в стихах, научно-фантастический роман, философский роман и другие формы как жанры-вассалы, как видовые понятия. Лирика как жанр-сюзерен, родовое понятие, включает в себя элегию, балладу, послание, сатиру и другие формы - как жанры-вассалы, как понятия видовые.

Проиллюстрируем нашу мысль о трех историях литературы, заключенных в одной, на примере пушкинской поэмы как жанра-сюзерена и книги

Пастернака "Сестра моя жизнь".

***

Творческий путь Пушкина, начавшийся в 1811 г. и завершившийся в самом начале 1837 г., длился 26 лет. За это время он написал 10, а опубликовал 8 поэм. В данном случае мы употребляем этот термин для обозначения поэмы как жанра-сюзерена, т.е. стихотворного произведения большой формы, за исключением романа в стихах. В дальнейшем нам придется употреблять термин поэма в значении и "поэма-сюзерен", и "поэма-вассал".

В начале XIX в. жанр поэмы в сознании литераторов и образованной, читающей публики стоял выше всех других жанров. В таком отношении к поэме проявлялась традиция, шедшая от классицизма, считавшего эпическую, героическую поэму высоким жанром, а эпос - наивысшим поэ-

тическим родом. И хотя в течение последней трети XVIII в. и первых двух десятилетий века XIX такое понимание жанра поэмы было сильно поколеблено, а героическую поэму потеснила поэма ирои-комическая, сатирическая, жанр поэмы на рубеже второго-третьего десятилетий XIX в. стоял выше других жанров. Напомним широко известную надпись Жуковского на своем портрете, подаренном Пушкину: «Победителю ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, когда он окончил свою поэму "Руслан и Людмила"». С точки зрения Жуковского и Пушкина, именно превосходство в поэме определило первое место Пушкина в литературе.

Первую поэму Пушкин опубликовал в 21 год, в 1820 г., и с этого времени его поэмы выходили в

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком