научная статья по теме «ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ» В «ЧЕРНО-БЕЛЫХ» ТОНАХ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему ««ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ» В «ЧЕРНО-БЕЛЫХ» ТОНАХ»

воспоминания участников тех или иных событий, а также материалы из личных коллекций самой Н.Мизь и ее единомышленников.

Отдельно отметим хороший язык и стиль книги, она читается легко и с интересом. В книге очерчен единый историко-популярный сюжет с элементами научно-публицистического изложения.

Информация о малоизвестных фактах и событиях актуальна для современного изучения Дальнего Востока, его историко-социальной и культурной па-

норамы. Предполагаемый круг читателей книги очень широк: от профессионалов - историков, филологов, культурологов и искусствоведов - до любителей, интересующихся историко-культурными связями Приморья и Японии.

Е.А. ИКОННИКОВА, доктор филологических наук Сахалинский государственный университет

(Южно-Сахалинск)

«ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ» В «ЧЕРНО-БЕЛЫХ» ТОНАХ

Сборник статей «Черное и белое в мировой истории и культуре» (Материалы региональной научной конференции. Ярославль, 2014. 131 с.) подготовлен и издан Лабораторией африканистики и востоковедения Кафедры всеобщей истории Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова.

В сборник вошли статьи и доклады ученых, аспирантов и студентов разных гуманитарных дисциплин, но объединенные общей темой, которая ставит целый ряд проблем перед исследователями региональной, всемирной, интеллектуальной, культурной, гендерной, социальной, политической истории, а также культурологии, этнологии, психологии. При этом большинство статей содержат исторический контекст; их тематика связана преимущественно с вопросами и сюжетами социальной антропологии. Поднятые авторами проблемы лежат в лоне междисциплинарных, историко-культурных и истори-ко-литературоведческих исследований.

Нет необходимости подробно пересказывать содержание этого основательно фундированного коллективного исследования, кажущегося, на первый взгляд, жанрово эклектичным. Но лишь на первый взгляд, т.к. уже в предисловии к работе, подготовленном Т.М.Гавристовой, поясняется, что содержание сборника выстраивается в строгом соответствии с отношением к «черному» и «белому» как «устоявшейся дихотомии, образы которой присутствуют в истории и культуре с давних времен» (с. 7). Автор Предисловия подчеркивает, что восприятие черного и белого не было чем-то неизменным во времени и пространстве, оно эволюционизировало, изменяя, в свою очередь, не только морально-нравственные нормы и эстетические эталоны, но и системы права (с. 8).

Первая часть сборника связана, в основном, с проблемой презентации и интерпретации «черного» и «белого» в истории и культуре. В известном смысле эту часть, в которую включены статьи Т.М.Гаври-стовой «Джо и Пегги Аппиа: этюд в черно-белых тонах», Н.С.Найденовой «Хронотоп в африканской мигрантской прозе» и др., можно отнести к отрасли историко-культурологического знания, получившего в научном сообществе название «история повседневности», в котором предметом изучения становится сфера человеческой обыденности на фоне ее этнокультурных, политико-событийных, брачно-се-мейных и иных практик, окрашенных в «черно-белые» тона.

В этом разделе вполне закономерно присутствуют африканистские исследования. Т.С.Денисова в статье «Черная и белая магия в африканской политике» указывает, что стойкость веры в колдовство в Африке придает концепции власти и ее проявлени-

ям дополнительные оттенки. Колдовство, как предполагается, может наделять силой или отнимать ее, а также предоставлять тайные средства захвата власти и ее сохранения.

Особому значению белого и черного цветов в одежде догонов (проживающих в Мали), других предметов традиционной культуры этого народа, отражающих важнейшие элементы его мировоззрения и религии, посвящена статья А.С.Шаровой «Символика черного и белого в традиционной культуре догонов».

Ряд статей освещает проблематику, так или иначе связанную со смешением культур и производного от него явления - метисации. О «скандальности» черно-белой супружеской пары в представлениях русской и европейской эмиграции, осевшей в странах Африки в первой половине ХХ столетия, и эволюции отношения к расово-смешанным бракам в сознании современного россиянина рассказывается в статье Н.Л.Крыловой «Супружество под «черно-белым» флагом. Российский опыт». Автор подчеркивает, что подобные браки и адаптация к ним - процесс обоюдный, и вхождение в новый культурный мир супруга другой расы и цвета кожи может быть существенно облегчено встречным соблюдением правил разнорасового общежития и толерантностью.

Многосложное восприятие чернокожих в британском обществе в период Ренессанса анализируется в работе Е.В.Блиновой «Перцепция черных в обществе белых». Известным продолжением (прежде всего, в хронологических рамках) и отражением (взгляд на проблему извне) тематики, поднимаемой в этой статье, стало исследование Н.Ш.Каркозашви-ли «Чернокожие американцы в восприятии британских путешественников в первой половине XlX века». По-разному описываемая англичанами, путешествующими по Америке, жизнь американских негров все же сводилась к общему знаменателю: в основе непримиримости противоречий между белыми и черными американцами лежала утвердившаяся в общественном сознании система ценностей, основанная на прагматических интересах и возводившая преграды на пути сплочения американского общества начала позапрошлого века.

Историко-культурный анализ движения «Black is Beautiful» («Чернокожий - это красиво»), отметившего в 2012 г. свое 50-летие и постепенно преобразовавшегося в общественную организацию, направленную на защиту прав и интересов чернокожих женщин, проведен Н.Е.Хохольковой, которая в заключение своей статьи «Black is Beautiful: Say it Loud, I'm Black and I'm Proud» отмечает, что, несмотря на провозглашение господства толерантности в обществе,

№6 2014 АЗИЯ И АФРИКАсегодня 75

афроамериканцы все еще видят необходимость в существовании движения, где цвет кожи воспринимается как ценность и особая судьба (с. 44).

О процессах смешения, только уже музыкальных культур - европейской музыкальной традиции и африканских ритмов - и их взаимовлиянии, - пишет в своей статье «Афробит: черное или белое?» Н.А.Захарова, указывая, что современная музыка Африки -словно бумеранг, «будучи альтернативной по отношению к европейской культуре, возвращается и интегрируется в нее, рождая множество новых интерпретаций» (с. 49).

Вторая часть сборника иллюстрирует и насыщает проблему конкретными образами, осуществляя попытку - пусть и в ограниченных изданием объемах - показать разнообразный, многомерный, тонко структурированный мир «черного» и «белого» в его визуальном восприятии: фотографии и кино, гравюре, фалеристике и даже в истории шоколада.

Эре черно-белой фотографии посвящено две статьи сборника. Образ Сары Бернар, одной из самых фотогеничных актрис начала прошлого века, ее роль и эстетическое значение в истории черно-белой фотографии отражены в статье О.Х.Исмаиловой. Здесь, в этих строгих черно-белых изображениях, в контрасте черного и белого особенно выразительна, многогранна в дихотомии гармонии и противоречия галерея фотопортретов великой драматической актрисы.

Возможности черно-белой фотографии, тиражирующей идеи социального равенства и справедливости на разных этапах исторического развития Советского Союза, - тема статьи А.Ю.Городецкого «Советский Союз в объективе фотокамеры: черно-белая фотография». Грандиозное черно-белое фотонаследие, оставленное потомкам советскими фотокорреспондентами, сегодня формирует визуальный образ уже не существующего государства.

Второй раздел сборника завершается историей ... шоколада, возникновение которого уходит в далекое прошлое человека. Черный (а позже и белый) сладкий символ богатства и власти пережил эпоху Майя, открытия Христофора Колумба, империю Ацтеков. Первое знакомство с «пищей богов» европейцев связано с монашеским орденом Капуцинов. Меняясь во времени и пространстве, формах, состояниях и консистенциях, шоколад, как подчеркивает автор статьи «Вкус черного и белого: история шоколада» А.А.Горбунова, является сегодня одним из самых распространенных черно-белых лакомств.

* * *

Что же до собственно феномена сосуществования «черного» и «белого» в человеческой истории, это явление имело место задолго до появления термина, его обозначающего. Стихийные бедствия, эпидемии, войны, завоевания, военные и политические конфликты, этнорелигиозные преследования всегда стимулировали перемещения громадных людских масс, естественно, сопровождавшиеся смешением этносов, племен и народов, причудливо видоизменяя этнокультурные, антропоэстетические представления человека о гармонии и противостоянии «черного» и «белого».

Сегодня эти процессы приобретают планетарные масштабы. И это - объективное явление. Такое же объективное, как и сопротивление инкорпорации иноплеменника в принимающую среду в попытке последней любыми средствами сохранить собственную этнокультурную, расовую «чистоту», не подрывать единство и сплоченность нации, не размывать

целостность национальной культуры. И еще - провоцировать ответные реакции, выражающиеся в углублении этносоциальной, этнополитической поляризации, в возникновении расизма одного цвета в ответ на расизм другого цвета. Этими явлениями можно возмущаться, можно их осуждать, а можно -исследовать.

Именно в этих параметрах, заданных самой человеческой историей, авторы сборника описывают, анализируют и прогнозируют историко-культурный потенциал человеческого типа в «черно-белых» тонах и полутонах, отношение самого человека к этой дихотомии цвета, присутствующей в истории и культурах разных народов с незапамятных времен. Причем исполняют это чрезвычайно аккуратно и академически корректно.

Поднятая проблема сложного и противоречивого сосуществования «черного» и «белого» как явления социально-нравственного в современном мире становится все более актуальной. Ведь одной из важных характеристик «расколотой цивилизации» является социокультурная маргинализация. Стремительный рост международных миграций, их мощное воздействие на социальные отношения, культуру, неизбежно приводит к расовой и этнокультурной распыленности внутри государства. Новые правил

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком