научная статья по теме ИСТОРИЯ СМУТЫ В ФОНДАХ РИМСКИХ ЦЕРКОВНЫХ АРХИВОВ: СОСТОЯНИЕ ИСТОЧНИКОВ И НОВЫЕ ПУТИ ИССЛЕДОВАНИЙ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИСТОРИЯ СМУТЫ В ФОНДАХ РИМСКИХ ЦЕРКОВНЫХ АРХИВОВ: СОСТОЯНИЕ ИСТОЧНИКОВ И НОВЫЕ ПУТИ ИССЛЕДОВАНИЙ»

УДК 930.25(450)"16":=03.133.1

Л. Татаренко

ИСТОРИЯ СМУТЫ В ФОНДАХ РИМСКИХ ЦЕРКОВНЫХ АРХИВОВ:

СОСТОЯНИЕ ИСТОЧНИКОВ И НОВЫЕ ПУТИ ИССЛЕДОВАНИЙ

После неудачной миссии Антонио Поссевино (1581-1582) римская курия отказалась от идеи церковной унии в пользу более прагматических переговоров (о перспективах антиоттоманского союза, возможности миссионерской деятельности, определении восточных границ латинского христианства). Неожиданные потрясения периода Смуты и усиление польско-литовского влияния, породили новую волну информации о России, направляемой в Рим. Донесения нунциев и монашеских орденов оставили богатую документацию в римских архивах. С конца XIX в. эти архивы тщательно исследовались историками, занятыми восстановлением событийной канвы. Но, если задаться вопросом о механизмах распространения информации и о составе той аудитории, на которую эта инструкция была рассчитана, то римские архивы по-прежнему таят в себе много нового. Кроме того, донесения, отсылаемые представителями монашеских орденов с московских земель, являются любопытным источником, отражающим отношение Рима к Восточным церквам в условиях посттридентского католицизма.

Ключевые слова: Смута, архивы Ватикана, Речь Посполитая, церковная уния.

В июне 1998 г. в Москве состоялся международный коллоквиум, посвященный отношениям Святого Престола и России в период между понтификатами Льва XIII (1878-1903) и Пия XI (1922-1939). Хотя этот сюжет формально относится к периоду новейшей истории, он позволил вспомнить основные вехи и имена основоположников историографии, развитие которой было тесно связано с постепенным открытием папских архивов с конца XIX в.1 Действительно, тема контактов папы Римского и главы христианского, но не католического, а в коммунистический период сознательно атеистического государства давно привлекла внимание ученых и по-прежнему остается объектом новых исследований2. Публикации источников и отдельные исследования

1 Santa Sede e Russia da Leone XIII a Pio XI: Atti del Simposio organizzato dal Pontificio Comitato di Scienze Storiche e dall'Istituto di Storia Universale dell'Academia delle Scienze di Mosca, 23-25 giugno 1998. Città di Vaticano, 2002.

2 Недавняя общая работа по этой теме посвящена истории новейшего времени: Pettinaroli L. La politique russe du Saint-Siège (1905-1939): [Thèse soutenue à l'Université Lyon 2]. 2008.

стали появляться с 30-х годов XIX в., однако первая настоящая монография, основанная на систематическом анализе римских источников, была написана лишь 40 лет спустя. Ее автором был иезуит Павел Пирлинг3. Его труд «Рим и Димитрий, по новым документам» послужил отправной точкой целой серии исследований, обобщенных в работе «Россия и Святой Престол», 4 тома которой выходили с 1896 по 1912 г.4 XVI век и особенно эпизод с Лжедмитрием оказались центральными сюжетами этих первых работ в силу важности внутренних изменений в Московском государстве и быстрого роста его политического влияния в Европе в период между Флорентийским Собором (1439) и восшествием на престол династии Романовых5. К тому же непродолжительность правления того, кто называл себя последним оставшимся в живых сыном Ивана IV, не умаляет уникальность того факта, что московский престол занимал католик. С 90-х годов XIX в. новаторские разыскания Пирлинга были дополнены трудами Е.Ф. Шмурло, профессора кафедры русской истории Юрьевского (Тартуского) университета и в 1903-1918 гг. ученого-корреспондента в Риме при историко-филологическом отделении Императорской Академии наук6. Пирлинг и Шмурло смогли заложить основы рассмотрения темы и собрать значительный документальный материал для своих продолжателей7. Их работы сегодня хорошо известны; они по-прежнему остаются фундаментальными трудами при изучении соответствующих исторических периодов. Однако Первая мировая война и особенно революция 1917 г. выглядят цезурой,

3 Григорович И.И. Переписка пап с российскими государями в XVI в., найденная между рукописями в Римской Барбериниевой библиотеке. Издана, с переводом актов с латинского на русский язык. СПб., 1834; Акты Исторические, относящиеся к России, извлеченные из Иностранных Архивов и Библиотек / Изд. А.И. Тургенев: в 2 т. СПб., 1841-1842; Vetera monumenta Poloniae et Lithuaniae gentiumque finitimarum historiam illustrantia / Ed. A. Theiner. Roma, 1860-1864:

4 vol.; Fiedler J. Ein Versuch der Vereinigung der russischen mit der römischen Kirche im XVI. Jahrhunderte. Wien, 1862.

4 Pierling P. Rome et Démétrius, d'après des documents nouveaux. P., 1878; Idem. La Russie et le Saint-Siège: Études diplomatiques. P., 1896-1912. 4 vol.

5 Pierling P. Lettre de Dmitri dit le Faux à Clément VIII. P., 1898; Idem. Dmitri dit le Faux et Possevino. P., 1914; Idem. Dmitri dit le Faux et les Jésuites. P., 1913.

6 Результаты его исследований опубликованы: Россия и Италия: Сборник исторических материалов и исследований, касающихся сношений России с Италией / Изд. Е.Ф. Шмурло: в 4 т. СПб.; Л., 1907-1927.

7 См.: Jakovenko S.G. Pavel Pierling (1840-1922), Evghenij Smurlo (1854-1934) e le loro ricerche sulla storia dei rapporti tra la Russia e la Santa Sede (secoli XV-XIX) // Santa Sede e Russia... P. 33-44.

за которой предмет рассыпается по причине политических барьеров, возникших внутри научного сообщества, принятия более ограниченного взгляда на национальное прошлое и спада в изучении истории церкви на территории бывшей Российской империи, которая стала советской. До недавнего времени в большинстве монографий, посвященных истории Московского государства начала XVII в., документы римских архивов цитировались по работам П. Пирлинга, оригинальные документы не использовались. Таким образом, это наследие, став традицией, вот уже более века оставляет впечатление, что тема исчерпана. Нужно ли отсюда сделать вывод, что в результате разысканий П. Пирлинга и Е.Ф. Шмурло все богатства римских архивов уже открыты? Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к типологии архивных фондов, в которых те работали, и напомнить главные начинания, могущие косвенным образом дополнить исследования по истории международных отношений начала XX в. Следует также рассмотреть возможность иной трактовки уже опубликованных документов, чтобы в новом свете увидеть то десятилетие, на протяжении которого Московия стала местом, где сталкивались люди, политические амбиции, религиозные и культурные модели, долгое время разобщенные в мире представления.

АРХИВЫ ВАТИКАНСКОГО ДВОРЦА

И ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ПАПСКОЙ ДИПЛОМАТИИ

Ватиканская апостолическая библиотека (Biblioteca Apostolica Vaticana = BAV), история которой восходит к XIII в., и Секретные архивы Ватикана (Archivio Segreto Vaticano = ASV) издавна привлекают внимание историков, занимающихся историей Восточной Европы, и в настоящее время они остаются в числе архивных хранилищ, наиболее посещаемых исследователями8. В силу определенной случайности институциональной истории складывание этих учреждений совпало по времени со Смутным временем. Действительно, только в 1611 г., в понтификат папы Павла V, архивы, призванные хранить бумаги, которые находились у членов различных ведомств или были разбросаны в разных местах, собрали в папском дворце и отделили от других докумен-

8 Cm.: Platania G. Le fonti per la storia dell'Europa orientale: la Polonia e la Santa Sede // Gli archivi della Santa Sede come fonte per la Storia moderna et contemporanea / Ed. M. Sanfilippo, G. Pizzorusso. Viterbo, 2001. P. 133-235.

тов, переданных библиотеке9. Однако эта перегруппировка происходила постепенно и так никогда не была доведена до конца. В частности, наиболее ценные документы, хранившиеся в замке Святого Ангела, были объединены с другими фондами Секретных архивов только в 1798 г., и немало ведомств папской курии по-прежнему имело свои собственные архивы. В библиотеке среди рукописей также сохраняется множество частных фондов, попавших туда по завещанию или купленных. В составе этих фондов - документы, оставленные разными важными представителями папской администрации.

Исследование отношений Римской церкви и иностранных государств, в том числе в периоды Средневековья и Нового времени, не может не опираться на фонды обоих учреждений, которые взаимно дополняют и объясняют друг друга. Тесная связь этих хранилищ отражается также в административном устройстве. Оба учреждения опекает кардинал архивист и библиотекарь Святой Римской церкви.

До конца XIX в. доступ ученых в Ватиканские архивы был ограничен. Если Ватиканская библиотека была открыта для читателей, вероятно, с момента ее основания, то в архивы Ватикана долгое время допускались лишь единицы - те исследователи, которые получили специальное разрешение10. Эта практика смягчилась при папе Льве XIII, в 1880 г. разрешившем доступ в Ватиканские архивы тем ученым, которые могут подтвердить свою ученую степень и тему, соответствующую заказываемым документам11. 18 августа 1883 г. папа официально объявил об открытии для публики Ватиканской библиотеки на тех же условиях.

Особый интерес этим фондам для истории Московии в конце XVI и начале XVII в. придает дипломатическая переписка между курией и апостольскими нунциями, поставленными на восточных

9 Poncet O. Les archives de la papauté (XVIe - milieu du XVIIe siècle): La genèse d'un instrument de pouvoir // Offices, écrits et papauté (XIIIe-XVIIe siècles) / Ed. A. Jamme, O. Poncet. Rome, 2007. P. 737-762. В 1612 г. в архивы были назначены первые смотрители-кустоды (custodes).

10 Так, списки выдачи книг Ватиканской библиотеки сохраняются с конца XV в. См.: Bertola M. I due primi registri di prestito della Biblioteca Apostolica Vaticana, codici Vaticani latini 3964, 3966. Città di Vaticano, 1937; Grafinger C.M. Die Ausleihe Vatikanischer Handschriften und Druckwerke (1563-1700). Città di Vaticano, 1993.

11 В это время открытие касалось фондов до 1815 г. В настоящее время для читателей открыты все фонды до 10 февраля 1939 г. (конец понтификата Пия XI), а также фонды военнопленных 1939-1947 гг. (ASV, Uff. Inf. Vat.) и фонд II Ватиканского собора (ASV, Conc. Vat. II).

ру

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком