научная статья по теме ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭТНОЭКОЛОГИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭТНОЭКОЛОГИИ»

ЭО, 2013 г., № 4 © А.Н. Ямсков

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭТНОЭКОЛОГИИ

Ключевые слова: этноэкология, этническая экология, культурная адаптация, этноэкосистема, хозяйственно-культурный тип, история этнологии, история экологии

В статье рассматривается история развития этноэкологии после 1983 г., осуществлявшегося преимущественно силами сотрудников Института этнографии АН СССР -ИЭА РАН, с выделением и краткой характеристикой 3-х основных этапов. Представлен сжатый обзор истории появления и содержания тех областей знания, на основе которых возникла этноэкология: исследования хозяйственно-культурных типов, ан-тропогеоценозов и этноэкосистем, адаптивных функций и компонентного состава культуры, популяционного долгожительства как индикатора успешной адаптации. Сформулированы взгляды автора на возможные задачи и основные понятия этноэко-логии и ее место в системе наук.

В последние советские десятилетия Институт этнографии АН СССР ярко выделялся в ряду академических учреждений тем, что многие его сотрудники активно работали в различных направлениях междисциплинарных исследований, зачастую внося решающий вклад в их появление и первоначальное развитие в нашей стране (подробнее см.: Комарова 2012: 8-9). Но даже на этом фоне особое место занимает история становления этнической экологии, или этноэкологии. Возникновение и начальные этапы развития этой области знаний происходили практически исключительно благодаря усилиям многих ведущих ученых из ИЭ АН СССР. Более того, появление предшествовавших ей направлений исследований, создавших саму возможность для последующего формирования на их основе этноэкологии, также почти целиком связано с именами известных специалистов из Института этнографии АН СССР. Этноэкология, зародившаяся и в начале развивавшаяся, с организационной точки зрения, в рамках этнографии (этнологии), уже в конце XX в. уверенно вышла за ее пределы, заняв прочное место в ряду эколого-географических дисциплин, будь то учебных предметов в университетах (Мягков 2001: 19; Прохоров 2008: 7, 11) или же областей исследований (Рагулина 2010; Реймерс 1994: 16-17; Туровский 2001: 89).

В год 80-летия Института этнографии (с 1990 г. - Института этнологии и антропологии) и 30-летия введения в отечественную науку термина "этническая экология" и обоснования ее исследовательских задач и методов (Козлов 1983) имеет смысл подробнее рассмотреть, на каком научном фундаменте сложилась этноэкология и кто именно создавал методологические основы будущей этнической экологии, как появилось рассматриваемое нами междисциплинарное научное направление и кто стоял у его истоков, определяя первые задачи и исследовательские приоритеты. Правда, часть ответов на вышеуказанные вопросы дал сам основоположник этого направления, профессор Виктор Иванович Козлов в справочно-обзорной статье (Козлов 1988: 93-94) и монографии (Козлов 1994: 59-61, 97-112), хотя законченной и однозначной версии там

Анатолий Николаевич Ямсков - к.и.н., доцент, ведущий научный сотудник Сектора этноэкологии Института этнологии и антропологии РАН: yamskov@iea.ras.ru

нет. Ранее мне доводилось уже кратко излагать собственные взгляды на основные вехи истории этнической экологии (Ямсков 2009Ь: 139-140) и ее понятийно-терминологический аппарат, задачи и методы (Ямсков 2009а: 90-92), так что высказанные тогда положения будут представлены ниже в расширенном виде.

О недавнем прошлом или современном состоянии этноэкологии в Институте этнологии и антропологии РАН можно также узнать из историографических и аналитических обзоров, прямо касающихся этой дисциплины (Дубова 2011; Комарова 2005), а ниже речь пойдет в первую очередь об истории и даже о предыстории данного научного направления. Часть текстов, в том числе ставших классическими, и краткое изложение истории сектора этноэкологии ИЭА РАН представлены на тематическом сайте "Этническая экология": www.ethnoecology.ru (подробнее о целях создания этого сайта см.: Ямсков, Дубова 2012). Это существенное уточнение, так как я, вероятно, в недостаточной мере отразил вклад в науку коллег по Сектору (кроме В.И. Козлова), ибо десятилетия совместной работы, в том числе в поле, и товарищеские отношения мешают мне быть объективным в этом случае. В конце концов, о научном работнике лучше всего говорят его публикации, так что на нашем сайте каждый желающий может сам оценить труды и роль коллег в разработке этноэкологической тематики.

Интересно также отметить, что в конце советского периода этноэкология воспринималась все еще неоднозначно, если иметь в виду ту часть научного этнографического сообщества, которая прямо не участвовала в ее развитии. Так, некоторые известные специалисты говорили о ней как об уже сформировавшемся и важном в научном плане направлении (Тишков 1988: 3). Однако другие ведущие этнографы в обзорной статье о "советской этнографической школе" про этническую экологию даже не вспомнили, хотя при этом упомянули практически все области междисциплинарных исследований, включая, например, этническую ономастику (Вайнштейн, Крюков 1988: 122123). Тем не менее отдельная статья об "этнической экологии" в том же самом выпуске "Свода этнографических понятий и терминов" присутствовала (см.: Козлов, 1988).

Как известно, сам термин "этническая экология" и одновременно с ним и как его синоним "этноэкология" были введены в отечественную науку В.И. Козловым в его программной для этого направления статье (Козлов 1983). Но что еще важнее, в ней было также дано определение этой "научной дисциплины", очерчен круг задач и предложены методы проведения этноэкологических исследований. По мнению В.И. Козлова, этноэкология "...ставит своей задачей изучение особенностей традиционных систем жизнеобеспечения этнических групп и этносов в целом в природных и социокультурных условиях их обитания, а также влияния сложившихся экологических взаимосвязей на здоровье людей; изучение специфики использования этносами природной среды и их воздействия на эту среду, традиций рационального природопользования, закономерностей формирования и функционирования этноэкосистем" (Козлов 1983: 8). Впоследствии он практически не изменил это определение, убрав лишь из него "традиции рационального природопользования" и добавив к здоровью еще и "естественное воспроизводство" (Козлов 1994: 65). Первоначальный или, что реже, последующий варианты определения этноэкологии через ее исследовательские задачи получили самое широкое распространение и признание.

И еще одно предварительное уточнение - как и любое научное направление, в особенности междисциплинарное, этноэкология имеет довольно долгую предысторию, или этап формирования областей исследований, предшествовавших ей во времени, но связанных концептуально. Именно понятия, задачи и методы из этих областей знаний стали необходимым условием для рождения этнической экологии, так как послужили фундаментом или важнейшими элементами для создания собственно этноэкологиче-ского понятийно-терминологического аппарата и концепций и формулирования исследовательских приоритетов этого нового научного направления. Данная работа написана ради того, чтобы обратить внимание читателя на элементы интеллектуальной

преемственности между собственно этноэкологией и предшествовавшими ей областями исследований. Можно было выбрать и противоположный подход, акцентируя внимание на моментах опровержения или отторжения соперничающих или высказанных ранее положений (пример такого рода, касающийся лишь одного из научных понятий, см.: Ямсков 2009а). Однако и при такой ориентации этой статьи все равно осталось бы главное - очень большая, часто определяющая, хотя и косвенная, роль предшествующих гипотез и концепций, в спорах с которыми или отталкиваясь от которых, рождался концептуальный и понятийно-терминологической аппарат этноэкологии.

Предыстория этнической экологии

Уже в первой статье, обосновывая целесообразность выделения этноэкологии как особой "стыковой" дисциплины и определяя ее задачи, В.И. Козлов отмечал, что к сходным проблемам этнографы обращались или хотя бы частично их затрагивали и прежде (Козлов 1983: 3). Он называет при этом изучение хозяйственно-культурных типов (М.Г. Левин, Н.Н. Чебоксаров), исследования по культурной адаптации (С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей), разработку концепций антропогеоценоза (В.П. Алексеев) и этноэкосистемы (последний термин ввел И.И. Крупник, о чем пойдет речь ниже), а также изучение феномена популяционного долгожительства под его научным руководством. Собственно, это и есть перечень тех областей или направлений исследований отечественных этнографов и антропологов, из которых впоследствии выросла этноэкология, включив в себя или творчески переработав появившиеся там впервые концепции и понятия. Позднее В.И. Козлов прямо назвал их предшественниками, или "первыми подходами к" этнической экологии (Козлов 1988: 93-94).

Таким образом, предыстория этнической экологии - это разработка таких концепций, как: 1) хозяйственно-культурные типы и историко-культурные области, 2) культура как способ адаптации этнических сообществ к условиям природной и социальной среды (включая представления о культуре жизнеобеспечения, экофильных и экофоб-ных чертах культуры и т.д.), 3) атропогеоценоз или этноэкосистема (т.е. представления о местных сообществах с традиционной культурой как компонентах единой экосистемы, связанных с другими ее биотическими и абиотическими компонентами прежде всего потоками вещества и энергии, проходящими по пищевым цепям), 4) популяци-онное долгожительство как индикатор успешности адаптации местного сообщества к природным и социальным условиям (и шире - представления о медико-демографических показателях как оптимальных индикаторах степени адаптации или дезадаптации населения к сложившимся условиям жизни). До того, как перейти к истории собственно этнической экологии, стоит вкратце рассмотреть, когда и как сформировались эти области исследований и, главное, что именно они дали этноэкологии.

Концепция хозяйственно-культурных типов и историко-культурных областей во многом близка концепции или методологи

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком