научная статья по теме ИСЦЕЛЕНИЕ В СРЕДЕ ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИСЦЕЛЕНИЕ В СРЕДЕ ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ»

E.S. Piterskaya. Anthropology of Consciousness and Medical Anthropology: Crossing of the Interests or Possibilities for Interaction?

Keywords: medical anthropology, anthropology of consciousness, mental health, healing, psychological therapy, Ayahuasca

The paper explores the history, research area and theoretical principles of anthropology of consciousness - one of the youngest anthropological directions that was formed and developed in the USA in the second half of the 20th century. From its start anthropology of consciousness as an independent discipline within the anthropological knowledge has raised multiple concerns and disputes. Leading research centers, prevailing thematic domains and most prominent academic works are characterized in the article.

ЭО, 2011 г., № 3 © Е.Е. Ермакова

ИСЦЕЛЕНИЕ В СРЕДЕ ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ

Ключевые слова: христиане веры евангельской - пятидесятники, Тюменская обл., исцеление (целительство), отношение к знахарству, способы исцеления, случаи исцеления, исцеления в лоне Церкви, практика молитвы, наложение рук, елеопомазание

В статье рассматривается место и роль духовного исцеления в вероучительной и бытовой практике христиан веры евангельской (пятидесятников), чьи организации зарегистрированы на территории Тюменской обл. Анализ осуществлен на основе собранного автором полевого материала (интервью и официальные документы, "основы Вероучения"), которые свидетельствуют о конфессиональной значимости духовной составляющей целительства. В случае с пятидесятниками исцеление выступает как доктринальное положение, идеологический постулат в рамках конфессии, отличающий ее от других религиозных объединений, маркирующий ее право на самостоятельность и собственные внутренние законы, свое понимание души и тела человека как создания Божьего. В доктрине христиан веры евангельской акцент делается на религиозное исцеление, допускающее своеобразное духовное целительство при разрешительной политике в отношении официальной медицины и даже народной медицины, но прямом запрете магико-мистической и собственно магической составляющих народных магико-медицинских практик.

Религиозные верования в настоящее время занимают важное место в жизни определенной части наших сограждан (Народы России... 2009: 232). Они играют не последнюю роль в культурном развитии человека, являются для него актуальной "жизненной программой", одним из важнейших идентификаторов личности. Религиозно ориентированные личности в большинстве своём связаны с конкретными религиозными организациями. Любая религиозная организация стремится к тому, чтобы ее последователь, во-первых, усвоил основные положения учения и, во-вторых, совершал определенные ее вероучением культовые действия. Один из самых важных моментов в обрядово-догматической деятельности - религиозные каноны организации, связанные с духовной и физической сущностью человека. Эти каноны в значительной степени

Елена Евгеньевна Ермакова - кандидат филологических наук, доцент Тюменского государственного университета; e-mail: elenaprema@mail.ru

формируют отношение человека к сохранению его физического и духовного здоровья, идею возможности духовного исцеления, а также в связи с этим влияют на отношение к профессиональной и народной медицине, целительству, или религиозному врачеванию. Всё это подтверждают как современные материалы, так и сведения прошлых лет.

Факт из истории. Члены существовавшей на территории Тюменской обл. "мистической" секты "Странствующие христиане", или "красноподушечники", как свидетельствуют материалы доклада "О развитии сектантства в округе и городе Тюмени" от 1927 г., «избегают обращения при различных болезнях к помощи врача, а лечат следующим образом. Каждого больного, какой бы то ни было болезнью он ни болел, его накрывают красной подушкой, в силу чего среди населения они и получили название "красноподушечников"» (Цит. по: Чернышов 2005: 69).

Факт из современности. Один их постулатов Свидетелей Иеговы - отрицание современных исцелений верой: "Иисус Христос и его апостолы совершали чудеса, в том числе исцеляли людей. Однако Библия ясно дает понять, что эта способность, данная христианам первого века, была временной. Она перестала быть отличительной чертой христианства (1 Коринфянам 12: 30; 13: 8)" (Свидетели Иеговы в России). Эта конфессиональная группа четко определяет и свое отношение к медицинскому лечению: "Свидетели Иеговы обращаются за медицинской помощью, и многие сами работают в лечебных учреждениях. Мы соглашаемся на большинство доступных сегодня диагностических и лечебных процедур (от Луки 5: 31). Мы хотим жить и как можно дольше оставаться здоровыми. Наша вера побуждает нас ценить жизнь и помогает избегать многих проблем со здоровьем. Если мы заболеваем, то, как и все люди, обращаемся к врачам. Мы не признаем исцеление верой. Метод лечения каждый Свидетель Иеговы выбирает по своему усмотрению" (Свидетели Иеговы в России). Свидетели Иеговы -противники переливания крови, и это также постулируется как одна из доктрин организации (Там же; Государственно-конфессиональные отношения... 2009: 167-169).

Несмотря на многочисленные факты значимости религиозного врачевания, особенности целительства в кругу различных конфессиональных групп (в первую очередь относительно новых для нашей страны, а также маргинальных) остаются малоизученными. Среди монографических исследований, освещающих данный феномен в последние годы, можно назвать, например, работы А.А. Ожигановой и Ю.В. Филиппова (Ожиганова, Филиппов 2006), В.И. Харитоновой, А.А. Ожигановой и Н.А. Купряши-ной (Харитонова и др. 2008), А.С. Зубаировой-Валеевой (2010).

Предлагаемое вниманию читателей исследование основано на полевых материалах автора, собранных на территории Тюменской обл. среди представителей одного из протестантских течений - христиан веры евангельской (ХВЕ, пятидесятников) в 2006 г. В специальную выборку для углубленного интервьюирования мною были включены 12 человек. Наиболее типичная и репрезентативная информация от четырех верующих приведена в данной статье: двое из них занимают руководящие посты в организациях ХВЕ, а двое других - рядовые верующие1. Целью исследования было выявление отношения к медицине и практике целительства в рамках этой позднепро-тестантской деноминации (Пучков, Казьмина 1998; Народы и религии мира 2000: 811), а также функций религиозного врачевания в среде пятидесятников.

На территории Тюменской обл. пятидесятники создавали свои общины с 1920-х годов. Так, к 1933 г. "в Омской области, в которую входила территория современной Тюменской области, уже насчитывалось 255 пятидесятников" (Протестантизм в Тюменском крае... 2006: 136). По состоянию на 2009 г. на юге Тюменской обл. действовало 21 зарегистрированное и незарегистрированное объединение пятидесятников (Государственно-конфессиональные отношения. 2009: 103). Как сообщил Е.Н. Ше-стаков, ректор Тюменской библейской семинарии ХВЕ, председатель правления Союза миссий ХВЕ в Тюменской обл., в регионе есть нерегистрирующиеся и регистрирующиеся пятидесятники. По его сведениям, численность пятидесятников в области

(включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) на 2006 г. была 8 тыс. человек (ПМА: Шестаков). При этом на территории России, по данным на 2000 г., было зафиксировано свыше 340 тыс. пятидесятников разных течений (Народы и религии мира 2000: 812). Если говорить о национальном составе, то традиционно среди них много украинцев, поляков, русских, а также - вследствие мощной политики прозелитизма - представителей других национальностей.

В целях координации действий разных миссий ХВЕ в начале 1999 г. был образован Союз миссий ХВЕ с центром в Тюмени. Вскоре эта организация приняла "основы вероучения" и сформулировала положения единой религиозной практики. Они включают следующие пункты: отношение к семье и браку, образованию, здоровью и ограничения в гражданских правах для участников и священнослужителей (Юбилейный сборник... 2005). Так, в п. 3, "Отношение к здоровью", обозначены следующие постулаты: "- необходимость Крещения Духом Святым со знамением иных языков (глоссолалии) для верующих. Однако данная молитва и практика совершается по желанию самого верующего; - возможность совершения молитвы об исцелении или облегчении страданий больного (в том числе с Елеепомазанием и/или возложением рук священнослужителя), однако, это не налагает никаких препятствий для обращения к врачу или в лечебно-профилактические учреждения; - мы не налагаем запреты в отношении методов оказания медицинской помощи кроме применения: а) гипноза; б) биоэнергетики, экстрасенсорики и т.п.; в) искусственного прерывания беременности и средств контрацепции за исключением тех случаев, когда жизнь матери находится под угрозой" (Юбилейный сборник... 2005: 59).

Включение в религиозную практику пятидесятников пункта о здоровье свидетельствует о его конфессиональной значимости, тем более что возможность получить божественное исцеление - один из постулатов деноминации. В п. 13, "Об установлениях Господа нашего Иисуса Христа и священнодействиях в церкви", среди священнодействий, которые "Господь Иисус Христос оставил для своей Церкви", обозначена "молитва о больных", которая совершается согласно Евангелию (Марк. 16: 18; Иак. 5: 14-16) "с возложением рук или Елеепомазанием" (Юбилейный сборник. 2005: 50). Кроме того, исцеление, как отмечается в доктрине пятидесятников (п. 9 "О вере"), достигается верой: "Вера необходима для исцеления и получения всякого блага и духовного обогащения" (следует ссылка на Библию: 1 Кор. 1: 5-7; Марк. 11: 22-24; 10: 47-52; Иак. 5: 14-15; 1: 5-8).

Как отметил Е.Н. Шестаков, в отношении к здоровью среди разных групп пятидесятников нет различий. Догмат о возможности исцеления верой во Христа присутствует в каждом из объединений, а какие-либо запреты на обращение к официальной медицине, кроме абортов (об исключении см. выше), отсутствуют (ПМА: Шестаков). Очевидно религиозное исцеление ставится этими людьми на первое место. Например, информант Е.М. Рожнова на вопрос, как она лечится сейчас, после то

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком