научная статья по теме ИЗ ИСТОРИИ АРХИВОВ ВИЗАНТИЙСКОЙ ЦЕРКВИ XXV ВВ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИЗ ИСТОРИИ АРХИВОВ ВИЗАНТИЙСКОЙ ЦЕРКВИ XXV ВВ»

А.В. Меньшиков

Из истории архивов Византийской церкви

X-XV вв.

Приступая к изучению истории архивов Византии, нельзя не принять во внимание тот факт, что государство ромеев1 являлось христианской державой, в которой и власть, и различные стороны повседневной жизни были неразрывно связаны с церковью и религией; «вся жизнь общества носила отпечаток религиозных интересов»2. Христианство же основано во многом на письменном слове. В Византии - наследнице высокой письменной культуры древних эллинов и римлян существовало естественное уважение к книгам и понимание необходимости сохранять документы.

История архивов и архивного дела как России, так и зарубежных стран неплохо изучена. Однако столь интересная, важная и перспективная (в том числе и в общеисторическом аспекте) тема, касающаяся истории архивов Византии, до сих пор почти не исследована. Поэтому для полного представления о всемирной истории архивов и организации делопроизводства и архивного дела необходимо исследовать развитие архивного дела Византийского государства в сравнении со странами Европы и Азии.

Некоторые аспекты истории архивов так или иначе затрагивались в ряде работ по истории и организации архивов3, истории Византийской церкви, церковных учреждений и должностей, монастырей, взаимоотношений государства и церкви отечественных и зарубежных исследователей4. Довольно много сведений по организации хранения актов в византийских архивах (особенно монастырских), истории ряда архивов и хранившихся в них комплексов документов содержится в трудах по византийской дипломатике В.П. Медведева, А.Димитриу, П.А. Яковенко, М.Нистазопулу-Пелекиду, С.М. Каштанова5. Достаточно глубоко исследована история монастырей горы Афон, а также их архивов и библиотек; здесь, прежде всего, следует обратить внимание на классические труды епископа Порфирия (Успенского), П.В. Безобразова, а также исследования современных византинистов, в первую очередь М.В. Бибикова6.

До нашего времени сохранилось весьма немного подлинных византийских архивных документов, отражающих развитие архивного дела в Византии, но достаточно обширные сведения об этом имеются в других опубликованных источниках. В высшей степени ценную информацию по организации хранения и использования документов в церковных архивах содержат монастырские уставы (типики, диатаксисы и др.), а также описи монастырского имущества (бревионы, практики). В данной работе было использовано фундаментальное издание Byzantine Monastic Foundation Documents - полное собрание сохранившихся уставов византийских монастырей, переведенное на английский язык и снабженное обширным справочным аппаратом. Оно подготовлено большим коллективом авторов и выпущено в свет Dumbarton Oaks7.

Прежде чем рассматривать историю архивов Византийской церкви указанного периода, следует хотя бы кратко осветить существовавшие ранее архивы Константинопольской патриархии и рассказать об их персонале. Основой организации христианской церкви являлись епископаты, а после IV Вселенского собора (451 г.) и патриархаты. При патриархе Константинопольском, как и при императоре, состоял ряд служащих (великий протонотарий, великий ипомниматограф, логофет, иеромнимон и др.), в чьем ведении находились делопроизводство патриаршей канцелярии, библиотека и архив8. Важнейшим было ведомство хартофилакса (именуемого также «великий хартофилакс» или «хартофилакс Великой церкви», т.е. храма Св. Софии). Первые упоминания о нем относятся к VI в.

Обязанности хартофилакса заключались в управлении патриаршим архивом (акты соборов, переписка с другими патриархами и пр.). Помимо текущей переписки хартофилакс заведовал сакелой - хранилищем патриаршего архива, являвшимся одновременно и сокровищницей.

Участниками VI Вселенского собора (680 г.) проводилась проверка достоверности огромного количества документов и текстов. Противники православия в поддержку своих взглядов часто приводили цитаты из не вполне соответствовавшим принятым версиям важнейших церковных трудов. Защитники же православия нуждались в доказательствах того, что они взяты из «исправленных» (урезанных или, наоборот, дополненных, по сравнению с оригиналом) сочинений. Разумеется, источниками таких доказательств могли служить только архив и библиотека патриарха. На протяжении всего обсуждения вопросов веры хартофилакс предоставлял в распоряжение императора и участников Собора аутентичные копии актов предшествовавших соборов, труды отцов церкви, регистры патриаршей канцелярии, различные документы и грамоты. Так, когда папские легаты пожелали лично сопоставить заподозренные в искажении тексты с копиями, предъявленными патриархом, хартофилаксу пришлось принести клятву в том, что копии полностью соответствуют оригиналам и иных копий в патриаршей библиотеке не имеется. На последующих заседаниях Собора хартофилаксу вменялось в обязанность предоставление писаний лиц, подозреваемых в ереси. Ко времени проведения Собора в 869 г. хартофилакс становится уже одним из наиболее высокопоставленных чиновников в администрации патриарха; он объединял в своем ведомстве все прежние церковные службы (кроме тех, что имели исключительно священнические обязанности), рекомендовал патриарху кандидатов на церковные и монастырские должности. Особенно убедительным подтверждением высокого положения и широких полномочий хартофилакса в этот период служат исполняемые им функции официального посредника между патриархом и духовенством: «хартофилакса и патриарха можно уподобить Аарону и Моисею»9.

В X-XV вв. хартофилакс оставался правой рукой патриарха, его помощником и представителем в округе, надзирал за порядком столичного духовенства и мирян столицы, являлся «представителем закона» во всех разбираемых синодом судебных делах. Конечно же, хартофилакс по-прежнему исполнял свои обязанности хранителя документации Константинопольской патриархии, руководя также канцелярией, подготовкой официальных документов (которые, кстати, он имел право подписывать в отсутствие патриарха) и регистрацией актов синода10.

Патриаршая канцелярия считалась образцовой по уровню организации делопроизводства. В подчинении хартофилакса находился большой штат служащих (писцов и нотариев); так, во время патриаршества Филофея (1353-1354 и 1364-1376 гг.) в его канцелярии трудились 40 писцов. Вероятно, она выполняла некоторые функции императорской канцелярии; во всяком случае, в регистрационной книге - «священном кодексе Великой церкви» значатся документы, выданные императорской канцелярией. Например, император Михаил VIII Палеолог приказал внести в регистр, который вел хартофилакс Великой церкви, выданную Феодору Скутариоту жалованную грамоту11. Так или иначе, но благодаря выполнению ведомством хартофилакса своих обязанностей до нашего времени дошли тексты многих императорских актов (хрисовулов), оригиналы которых утеряны.

Документы в архиве патриархии хранились, по крайней мере, в течение нескольких десятилетий. Были и утраты: например, в 912 г. «случился пожар в кирулариях Великой церкви, при этом сгорели все ящики и ларцы с бумагами и документами патриаршей сакелы»)12. Когда в 1071 г. патриарх приказал провести расследование о порядке передачи церковных земель в аренду частным лицам, «выяснилось, что подобные вопросы решались еще полвека назад, о чем говорили документы, найденные в патриаршем архиве»13.

По мнению И.П. Медведева, ссылавшегося на известного исследователя актов Константинопольской патриархии Ж.Даррузеса, «продуктивность» канцелярии патриарха была крайне невысока, особенно в сравнении с папской канцелярией в Риме («если папская канцелярия... с XI по XV в. выпустила более 10 тыс. томов регистров, то патриаршая канцелярия Константинополя предлагает для XIV в. только два тома»)14. Вряд ли в данном случае корректно сравнивать папскую канцелярию (сфера управления которой была все же шире) с патриаршей; кроме того, известны лишь сохранившиеся тома последней.

Существовала (по крайней мере, с VII в.) и особая библиотека Константинопольской патриархии. Находилась она в Фомаитском триклинии, сооруженном патриархом Фомой (607-610), в прилегавших к храму Св. Софии патриарших палатах, где размещалось все церковное управление (там же находился и архив патриархии).

Другие патриархии (Александрийская, Иерусалимская, Антиохийская) также располагали архивами и библиотеками, очевидно, весьма богатыми по своему содержанию и имевшими глубокие исторические корни. Так, появление библиотеки Александрийской патриархии связывается с основанием Александрийской церкви святым апостолом Марком. Церковная библиотека была известна своим собранием древних манускриптов (один из самых ранних -знаменитый Codex Alexandrinus IV в.); многие кодексы и папирусные свитки были вывезены в Константинополь в период 11 -месячного перемирия перед захватом Александрии арабами в 642 г. Библиотека патриархии в 750 г. переместилась в Кесарию, в 997 г. - в Каир. Претерпев взлеты и падения, разорения и пополнения своих фондов, она сохранилась до наших дней15.

В Византии, по всей видимости, существовали церковные документохранилища, где частные лица могли оставлять свои документы на хранение16. Так, один из актов афонского Дохиарского монастыря содержит упоминание о том, что проэдр17 Никифор Вурцис сдал оригиналы своих документов под «расписку» митрополита Феодула в скевофилакий

(ризницу) храма Св. Софии Фессалоникийской митрополии, себе оставив только заверенные

18

копии .

В типике, составленном для Петрицонского монастыря (декабрь 1083 г.) его основателем Григорием Пакурианом, имеются сведения об объявлении монастыря самоуправляемым и свободным19. Для поддержания автономии и привилегий монастыря Пакуриан предпринял специальные меры предосторожности в отношении документов, подтверждавших его права на земельные владения, передав важнейшие из них на хранение в храм Св. Софии в Константинополе (неясно, правда, имеется в виду патриарший архив или особое помещение для подобных документов). Перечень документов и расписка об их хранении в храме поступили в архив Петрицонского монастыря и находились там среди различных документов

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком