научная статья по теме ИЗ ИСТОРИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛЕНИНГРАДСКОМ/САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИЗ ИСТОРИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛЕНИНГРАДСКОМ/САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

Янчук 1914 - Янчук H.A. Народная песня и ее изучение // ЖМНП. 1914. < 6. Июнь (Отд. 4: "Современная летопись"). С. 33-47.

Янчук 1915 - Янчук H.A. [Автобиогр. сведения] // Императорское Московское археологическое общество в первое пятидесятилетие его существования (1864-1914 гг.). T. II. М., 1915. С. 423-424.

Янчук 1916 - Янчук H.A. Знаменитый зодчий Василий Иванович Баженов и его отношение к масонству // ЖМНП. 1916. < 12. Декабрь (Отд. 3: "Народное образование"). С. 167-238.

Янчук 1919 - Янчук H.A. О музыке былин в связи с историей их изучения // Русская устная словесность. T. II: Былины. Исторические песни / Под ред. М.Н. Сперанского. М., 1919. С. 527-554.

Янчук 1920а - Янчук H.A. Новейшая белорусская литература и ее деятели. Краткий очерк // Очерки белорусской литературы. Вып. 1: Новейшая литература. М., 1920. С. 53-83.

Янчук 19206 - Янчук H.A. Этнографический очерк Белоруссии // Курс белоруссоведения. Лекции, читанные в Белорусском народном университете в Москве летом 1918 года. М., 19181920. С. 152-184.

Янчук 1989 - Янчук Мшалай Андрэев1ч // Этнаграфш Беларусь Энцыклапедыя. Мшск, 1989. С. 554.

Bialokozowicz 1996 - Bialokozowicz B. Mikolaj Janczuk (1859-1921). Olsztyn, 1996.

Iancuk 1910 - Iancuk N. Musée ethnographique Dachkov au Musée Public et Musée Roumianzov à Moscou. Catalogue illustré а l'usage des étrangers. Moscou, 1910.

Список сокращений

ЖМНП - Журнал Министерства народного просвещения.

ИАН - Императорская академия наук.

ИМАО - Императорское Московское археологическое общество.

ИОЛЕАЭ - Императорское Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии.

МЭК - Музыкально-этнографическая комиссия.

ОСК - Общество славянской культуры.

ЭО - Этнографическое обозрение.

K.M. Turyinskaia. N.A. Yanchuk: At the Beginnings of "Ethnographic Review"

Keywords: history of Russian ethnography, historiography, Slavic studies, museum studies, ethnographic journals, professionalization of scholarship in Russia

The article discusses the life and career of Nikolai Andreevich Yanchuk (1859-1921), ethnographer, philologist, folklore scholar, writer, social activist, who made a significant contribution to the professionalization of scholarship and museums in Russia. Yanchuk is also remembered as one of the founders and the first editor of the Ethnographic Review ("Etnograficheskoe obozrenie") journal.

ЭО, 2009 г., № 4 © В. А. Козьмин

ИЗ ИСТОРИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛЕНИНГРАДСКОМ/САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Ключевые слова: кафедра этнографии и антропологии, учебный план, выпускники, историческая этнография

В 2008 г. исполнилось 40 лет со времени восстановления этнографического образования в Санкт-Петербургском государственном университете. В настоящее время

Валериан Александрович Козьмин - кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой этнографии и антропологии исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета; e-mail: ethnodepartment@mail.ru; kozminva@mail.ru

практически отсутствуют свидетельства современников о том, как это происходило. Поэтому следует обратиться к документальным материалам, которые фактически подводят итог процессу подготовки открытия на историческом факультете ЛГУ кафедры этнографии и антропологии, призванной обеспечить подготовку специалистов в сфере этнографии.

На основании приказа Министерства высшего и среднего образования РСФСР от 14 июля 1967 г. за № 326 и приказа по ЛГУ от 29 июля 1967 г. за № 234-Д "в связи с увеличением подготовки специалистов и развитием учебной и научной работы в области этнографии и антропологии на историческом факультете организована кафедра этнографии и антропологии" (ЦГА СПб.: 7240, 22).

Год спустя, 20 июня 1968 г., Ученый совет исторического факультета в соответствии со штатным расписанием формирует преподавательский состав кафедры: заведующий кафедрой, проф. Р.Ф. Итс - востоковед (АН СССР), доцент И.И. Гохман - антрополог (АН СССР), ассистенты А. В. Гадло - археолог (исторический факультет ЛГУ), Д.Г. Савинов - археолог (АН СССР). Этими актами было восстановлено этнографическое образование в Ленинграде.

Этнография/этнология и физическая антропология как отрасли научной деятельности и как предметы преподавания в СПбГУ существовали с 80-х годов XIX в. В настоящее время можно выделить несколько этапов их структурно-методического кон-ституирования.

Первый связан с комплексом наук, прежде всего естественных, исследующих древнейшие периоды человеческой истории в границах "доисторической археологии". В университете происходит сложение основ палеоэтнологического направления, представителями которого были И.С. Поляков, К.С. Мережковский, А.А. Иностранцев (Тихонов 2003: 99-109).

В 1887 г. на физико-математическом факультете проф. Э.Ю. Петри образовал кафедру географии и этнографии. Он начинает читать систематические курсы по антропологии, которую он понимал как науку о развитии человеческой культуры. Большую роль в становлении науки о человеке в университете сыграло созданное при нем в 1888 г. Русское антропологическое общество (РАОПУ), которое в 1894 г. возглавил Э.Ю. Петри. С образованием общества можно наблюдать обособление предметной области физической антропологии. Сохранилась общая установка на неё как на науку, средствами которой возможно "изучение человеческих рас вообще и преимущественно населяющих или населявших Россию в антропологическом, т.е. биологическом, этнографическом и археологическом отношениях" (Там же: 112).

Судя по всему процесс первоначального оформления этнографического образования в университете соответствовал процессу, протекавшему в МГУ, в котором под влиянием деятельности Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии Д.Н. Анучин в 1884 г. открывает кафедру географии и этнографии (Марков, Соловей 1990: 79).

В СПбУ это время было связано с деятельностью Д.Г. Коропчевского и Ф.К. Волкова. Последний занимался палеоэтнологическим направлением и едва ли не первым предпринял попытки разделения антропологического знания по предметной сфере. В частности, он предлагал создать на историко-филологическом (обществоведческом) факультете кафедру археологии и исторической географии с преподаванием палеоэт-нологии (доисторической археологии) и собственно этнографии, а на физико-математическом (естественном) - кафедру антропологии с преподаванием анатомической антропологии, палеоэтнологии и этнографии/этнологии (Тихонов 2003: 124).

Эта программа так и не была реализована, и в течение первой половины XX столетия подготовка этнографов продолжала осуществляться в различных структурных подразделениях университета. Такое положение объясняется многими причинами -это и дань предшествующей традиции, и взгляды ученых, занимавшихся преподава-

нием этнографии, на ее место в системе наук, а также потребность общества в этнографических кадрах и, наконец, проблема кадров, которые были бы в состоянии обеспечить учебный процесс.

Следующий этап истории этнографического образования в Петроградском/Ленинградском университете был связан с географическим факультетом (Станюкович 1971: 123-138).

Основателями факультета/отделения являются Л.Я. Штернберг (с декабря 1918 г. -декан) и В.Г. Богораз, считавшие этнографию "венцом всех гуманитарных наук, ибо она изучает всесторонне все народы, все человечество в его прошлом и настоящем" (Гаген-Торн 1975: 175; Памяти 1930: 30).

Фактически не будучи профессионалами, но имея огромный опыт полевой работы в традиционных культурах, они, по сути, стали основателями отечественной школы подготовки этнографов. Разработанная и реализованная ими технология подготовки специалистов в значительной части актуальна и в настоящее время.

В августе 1937 г. на базе литературного и лингвистического факультетов закрытого ЛИФЛИ в ЛГУ был организован филологический факультет, а в июне 1938 г. на факультете восстановлено отделение этнографии (Балашов и др. 1999: 81).

Этнографическое образование на филфаке возглавил выпускник этнографического отделения географического факультета этнограф, востоковед-арабист, проф. И.Н. Винников. Вероятно, именно это обстоятельство предопределило организацию учебного процесса на этнографическом отделении. В 1938 г. И.Н. Винников публикует учебный план специализации, который во многом как стратегически, так и структурно повторял учебный план географического факультета (Винников 1938: 232-233; 1940: 212-214; 1941: 175-176). В частности, основу профессиональной подготовки составили восемь "циклов", или "уклонов", с введением предмета "Основной язык", который соответствовал специализации студента в частной этнографической проблематике.

В послевоенный период кафедра этнографии переводится на восточный факультет. В 1949 г., в связи с упорядочиванием специализаций, с исторического на восточный факультет переводится кафедра истории Востока (Балашов и др. 1999: 206), а с восточного на исторический - кафедра этнографии, которая объединяется с кафедрой археологии в кафедру археологии и этнографии (Там же: 190).

В 1952 г. истфак окончили последние студенты, специализировавшиеся по этнографии, и этнографическое образование в ЛГУ прекратило свое существование. Причиной тому, по мнению А.В. Гадло, послужили идеологические основания (Фроянов 1998: 55). Судя по всему главной причиной "затухания" этнографии в университете явился дефицит кадров. Практически все преподаватели в это время были сотрудниками Академии наук (Тихонов 2003: 292). Р.Ф. Итс считал, что "кафедра этнографии на историческом факультете со специфическим набором востоковедческих дисциплин оказалась инородным телом и прекратила свое существование" (Итс 1984: 126-127).

Таков путь этнографического образования в университете к середине XX в. (Козьмин 2004а: 317-341).

Эта ситуация, конечно же, не осталась без внимания. Уже в период структурного объединения этнографии и археологии на историческом факультете ЛГУ заведующий кафедрой проф. М.И. Артамонов воспринимал этот перевод как явление временное (Тихонов 2003: 286). Он считал, что "этнографы восприняли переход на кафедру археологии ка

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком