научная статья по теме ИЗ ИСТОРИИ ХИМИИ АРАБСКИЙ ПЕРИОД АЛХИМИИ Энергетика

Текст научной статьи на тему «ИЗ ИСТОРИИ ХИМИИ АРАБСКИЙ ПЕРИОД АЛХИМИИ»

Ф

Ф

ИЗ ИСТОРИИ ХИМИИ

Арабский период алхимии

I

VII

ф

ф

ф

ф

Cyan process 15.0° 120.0 LPI

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Проанализировав боль, поняв ее давние причины и расставшись с нею, вы вдруг обнаруживаете, что горькие сожаления о несбывшемся уже не столь остры, как прежде, и жизнь - такая, какая она есть сегодня, не так уж плоха. Главное - понять, что наряду с несбывшимися мечтами у нас есть множество сбывшихся, и все они идут рядом, образуя собой прекрасную и противоречивую канву жизни.

А как быть тем, кому хочется всего и сразу: головокружительной карьеры с кучей денег и одновременно - семью, детей, причем семью в том виде, в каком мы ее представляем на примере наших мам и бабушек, то есть такую, которая держится в основном на женщине (большинство современных мужчин также радостно соглашается с тем, что "настоящая" семья бывает только такой)? Как сочетать творческое безумие и страсть к порядку, веселую бо-гемность и склонность к скрупулезному логическому анализу и строгому самоконтролю? А извечные дилеммы работающей женщины "муж или карьера", "ребенок или работа", "работа творческая или денежная" и т.д.?

Обязана ли женщина, успешная в науке, бизнесе и занятая с утра до вечера, неизбежно испытывать смутное чувство вины (за что? за собственную успешность?) за то, что она не выполняет своего главного "предназначения" - не выращивает денно и нощно детей и не дает "чувство дома" своему мужу (если таковой имеется)?

Может быть, мы зачастую видим дилемму там, где ее нет, - жесткое "или-или" гораздо чаще встречается в наших представлениях, чем в реальной жизни. Действительность же гораздо богаче и разнообразнее наших самых смелых предположений, и в наших силах превратить необходимость выбора, порой мучительнейшего и связанного с непременными потерями, в увлекательное и творческое приключение. Главное - перестать жалеть себя и начинать строить жизнь сегодня, сейчас, помня о том, что мы, конечно же, можем испортить жизнь себе (и другим), а можем сделать ее счастливой и удачливой, любя и уважая себя и свой выбор.

72

Сергей ВАЛЯНСКИЙ, Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ

век - пора становления арабо-язычной культуры. Центрами химических знаний стали Эдем в Месопотамии, Эмез в Сирии. Какое-то время ученые осваивали византийские, в том числе александрийские достижения. Халид ибн Азид (VII век) занимается имитацией золота; в его трактатах впервые записано слово алхимия. Появляются алхимические тексты под именем монаха Мариана; переписка Халида и Мариана считается первым арабским алхимическим текстом, переведенным на латинский язык.

Внимательно изучая предшественников, особенно теорию Аристотеля, и сопоставляя их указания со своим опытом, арабские алхимики натолкнулись на разительные несоответствия между теорией и практикой. К IX веку появляются собственно арабские теоретические сочинения.

Что показывала практика превращения металлов - скажем, свинца? Из руды с помощью огня выплавляли свинец, который затем, если расплав продолжали подвергать действию огня, превращался в глет. А что говорила об этом теория? К земле, состоящей, по Аристотелю, из сухости и холода, добавляли огонь, состоящий из той же сухости и теплоты, и получали воду, состоящую из холода и влажности. Откуда взялась влажность? Потом к этой воде добавляли еще огня, и вместо того чтобы превратиться в воздух (влажность плюс теплота), вода снова превращалась в землю!

Надо было искать объяснение. Его нашли, сопоставляя свойства веществ с их составом. Каковы главные свойства металлов, теряемые ими при обжиге? Блеск и плавкость. Какие первоэлементы могут сообщить металлам эти свойства? Конечно, не земля, не вода, не

© Сергей Валянский, Дмитрий Калюжный

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

воздух, не огонь, которые входят в состав множества неблестящих и неплавких тел. Стали искать вещество, обладающее этими свойствами наиболее полно, и нашли - ртуть! Действительно, ртуть обладает прекрасным металлическим блеском и даже без подогрева находится в расплавленном виде. К тому же она растворяет любой металл, который затем вновь "рождает". Так было найдено первое "начало" всех металлов.

Второе "начало", придающее металлам свойство обжигаемости, было найдено тем же методом. Веществом, в котором это свойство выражено наиболее полно, признали серу, - ведь, сгорая, она не дает ни золы, ни копоти.

Теперь оставалось объяснить, что представляет собой та часть металла, которая после потери серы превращается в "землю". Обнаружив свойство металлических земель растворяться в воде и кислотах, арабские алхимики нашли вещество, наиболее полно обладающее этим свойством, и объявили третьим "началом", третьей составной частью всех металлов соль.

Итак, в новый список первоэлементов попали два настоящих химических элемента -ртуть и сера. Ученые выбрали два истинных элемента, а ведь в их распоряжении были многие сотни природных веществ и искусственных соединений. Это удивительно!

Крупнейшим арабским алхимиком был Джабир ибн Гайан (конец VIII - начало IX века). Считается, что он получил образование в Египте и Багдаде, а первое упоминание о нем в документах встречается, когда он стал алхимиком при дворе Гарун-аль-Рашида. Этому халифу Джабир посвятил свою первую книгу -"Книгу Венеры", рассказывающую об искусстве алхимии; он также признан автором книг "Сумма совершенств" и "Книга о печах". В трактате Джабира "Сумма совершенств" даны такие рассуждения:

"Мы настолько же не в состоянии превратить одни металлыI в другие, насколько не в состоянии превратить быка в козу". "Если природа должна употребить ты/сячу лет, чтобы/ образовались металлы, то можем ли мыI рассчитывать на то же самое, - мыI, редко живущие свыше ста лет?" "Высокая температура, которой мыI воздействуем на тела, может возы/меты и в короткое время то же действие, на которое природа затрачивает столько лет. Но только одного огня мало... Разве кто-нибудь знает в точности, как влияют на метал-

лы! звезды!? Но эти влияния едва ли всецело в наших руках".

Джабир пишет, что свинец совершенно не похож на серебро, но с помощью тайного средства он легко обращается в серебро. То есть можно вести трансмутацию, только это не дело рук человеческих, а высших сил. Дальше он дает почти химическое описание ртути и серы как вещественных (в первом приближении) начал алхимии. Сера, согласно автору, - однородное вещество очень крепкого состава. Она летуча, как дух. Если металл прокалить с серой, он сильно увеличится в весе. Все металлы могут вступать в соитие с серой, но только не золото; ртуть образует с серой киноварь.

Сера - черное тело и не в силах обратить ртуть ни в золото, ни в серебро. Ртуть встречается в недрах земли, она не прилипает к поверхности, по которой быстро течет. И все-таки свинцу, олову и золоту ртуть в большей мере сродни, нежели другим. Все металлы (только не золото) плавают в ртути. Ртуть употребляется для "золочения" поверхностей разных металлов.

Эти рассуждения - смесь рационализма с алхимическим спиритуализмом. У Джабира есть философская ртуть: твердость, блеск, плавкость, тягучесть; и есть философская сера: изменчивость, горючесть, радужность. У него газ как физическая реальность отождествляется с духом, реальностью метафизической.

Джабир был первым, кто ввел в науку понятие количества, дозы. Ему приписывают предположение, что все металлы образуются в земле в виде союза серы и ртути. Так как эти вещества не встречаются в совершенно чистом виде, то в зависимости от степени их чистоты и происходит то свинец, то олово, то золото. Он доказывает, что простое соединение веществ еще не приведет к нужным результатам: в материальном мире царствуют строгие законы, и все качественные различия зависят от количественных.

Как и другие крупные алхимики, Джабир не чурался медицины и считался лучшим врачом в Багдаде. По его просьбе халиф посылал гонцов в другие страны разыскивать книги греков, и Джабир редактировал переводы.

Труды араба Абу-Музы Джафара-аль-Со-фи, называемого обыкновенно Гебером, тоже составляют целую эпоху. Он жил в Севилье в конце VIII - начале IX столетия и был, возможно, греком, обращенным в ислам. Наиболее

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

замечательная из его работ "Summa perfections magisterii in sua natura" была переведена на латынь между 1490 и 1520 годами. Из этого сочинения видно, что во времена Гебера в основе химии лежала гипотеза о сложности, или, другими словами, металлы считались телами меняющейся природы. Гебер придерживался идеи, что металлы состоят из меркурия (ртути) и серы, а потому им можно придать то, чего у них недостает, и отнять то, что находится в избытке.

Традиция отождествляет Джабира с Гебе-ром; они жили одновременно, высказывали сходные взгляды, их имена тождественны. Но есть и такое мнение, что Гебер жил в XIV веке (между ним и Джабиром пять столетий) и был европейцем. Как известно, европейские алхимики с удовольствием брали себе арабские псевдонимы.

В книгах Гебера содержится описание свойств семи металлов и минералов и изготовление стекла. Там же находим описание трансмутации металлов. Свинец - материал, ближайший к серебру и золоту. Признаются пять духов трансмутации, представленных в вещественных обличиях: аурипигмент (сернистый мышьяк), мышьяк, нашатырь, ртуть ("корень всех веществ", тождественный в некотором смысле первоматерии). Дан набор реальных веществ с описанием их свойств: алнушадир (нашатырь), бораки (щелочи), купорос, квасцы, алкоголь (или алкохоль), "металлическая" сурьма, сернистая сурьма. Описаны химические операции: получение и очистка металлов, получение и перегонка растительных масел, кристаллизация, возгонка, перегонка ртути, применение щелочей и мыла, возгонка в "пергамской алудели", нагревание в специальных печах (атанорах -"самоподдувателях"). Таково эмпирическое основание для прямого химического опыта.

У арабов алхимия распространилась достаточно широко. Этот вывод можно сделать из того, что арабские ученые занимались определением удельного веса различных металлов и драгоценных камней. На первом этапе так было и в Древнем мире. Помните легенду об Архимеде, который массой вытесненной из ванны воды о

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком