научная статья по теме ИЗ ИСТОРИИ КАЛМЫЦКОЙ ЭМИГРАЦИИ ХХ ВЕКА В ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ И США История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИЗ ИСТОРИИ КАЛМЫЦКОЙ ЭМИГРАЦИИ ХХ ВЕКА В ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ И США»

ЭО, 2013 г., № 3 © Д.А.Шарманджиев

ИЗ ИСТОРИИ КАЛМЫЦКОЙ ЭМИГРАЦИИ ХХ ВЕКА В ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ И США

Ключевые слова: эмиграция, калмыцкие общины, общественные организации, буддийская религия

В статье рассматривается история появления калмыцких общин в странах Европы и США в результате двух волн эмиграции в ХХ в. Также рассказывается об общественно-политической деятельности калмыцких эмигрантов в странах Запада, показаны адаптивные способности калмыцких диаспор в этих государствах.

Две последние массовые миграции калмыков, происходившие в 1920-х и 1950-х гг., положили начало возникновению калмыцких общин в Югославии, Чехословакии, Франции, Болгарии, Германии, а затем и в США, где ныне проживает наиболее многочисленная калмыцкая община в англо-саксонских странах. Изучение темы калмыцкой эмиграции ХХ в. актуально в контексте кризиса и поиска национальной идентичности единственного монголоязычного и буддийского народа в Европе. В статье рассматриваются возникновение и состояние калмыцких общин зарубежья в западных странах. Она носит обзорный характер и имеет целью ознакомление читателей с основными вехами калмыцкой эмиграции в XX в.1 Ниже мы также кратко изложим историю появления калмыцких общин в странах Европы и США в ходе двух волн эмиграции в XX в.

После поражения в Гражданской войне 1917-1920 гг. тысячи калмыков-белоказаков вместе с другими представителями остатков Белой гвардии были эвакуированы на кораблях в Турцию, а затем в страны Восточной Европы. Среди них были калмыки, воевавшие в 3-м Зюнгарском и 80-м Донском калмыцких полках. Вслед за калмыцкими полками, предвидя расправу красных и исполняя волю Донского правительства, потянулись едва ли не целые станицы Сальских степей (Карпов 2002: 14.). "Значительная часть и казаков и мирного населения не смогла эвакуироваться из Новороссийска... Калмыцкие казачьи полки, как и большая часть Русской армии, предпочли погрузиться на суда для эвакуации на турецкий берег. Калмыцкие части покидали Россию из Керчи..." (Гучинова 2004). События весны 1920 г., во время новороссийского исхода, а также участие калмыков в походе Врангеля описаны в книге "Очерки истории калмыцкой эмиграции" (Борисенко, Горяев 1998).

В Турции основную часть армии Врангеля разместили на Галлиполийском п-ве и о. Лемнос. В марте 1921 г. на Лемнос высадились астраханские и донские калмыки. В это непростое время в лагере беженцев Тузла, рядом со Стамбулом, при содействии Красного Креста создается Калмыцкий культурно-просветительский комитет, позже переименованный в Союз помощи буддистам России, или просто Буддийский Союз. Программа действий этой организации предлагала, например, искать пути возвращения в Советскую Россию или переселения в одну из буддийских стран: Китай, Монголию, Тибет (Борисенко 1995).

Дорджи Адьянович Шарманджиев - к. пед. н. научный сотрудник отдела социально-политических и экологических исследований Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН; e-mail: dordz@rambler.ru

К осени 1921 г. калмыцкие эмигранты покинули Турцию. Беженцев согласились принять Болгарское царство и Королевство сербов, хорватов и словенцев (КСХС). В Болгарии, в районе г. Перника, калмыки работали на шахтах и в поле. Некоторые из калмыцких беженцев работали на цементном производстве в северной части Болгарии, в ущельях Рильских гор. В г. Старой Загоре российские эмигранты учредили "Союз возвращения на Родину" (Совнарод). К 1923 г. Совнароду удалось отправить из Болгарии в СССР около 14 тыс. реэмигрантов (Шкаренков 1986: 89). Части калмыков-беженцев также "посчастливилось" вернуться на родину. 15 июня 1923 г. на итальянском пароходе "Альдо" на основании амнистии, объявленной на 1-м Общекалмыцком съезде Советов (2-9 июля 1920 г.), а также специального решения Президиума ВЦИК об амнистии значительной части калмыцкой эмигрантской элиты (21 апреля 1921 г.) в Россию возвратились более 70 калмыков. Но в 1925-1926 гг. многие реэмигранты были обвинены в контрреволюционной и антисоветской деятельности и подвергнуты репрессиям. Некоторые из них были расстреляны. В среде калмыцкой эмиграции все меньше находилось сторонников возвращения на Родину.

В начале 1930-х гг. в Болгарии проживало 183 калмыка (О калмыцкой эмиграции... 1932: 58). Эта страна, как и Турция, не стала местом основной концентрации российской эмиграции, в том числе калмыцкой. В КСХС к российским беженцам отнеслись более доброжелательно, что связано в первую очередь с той поддержкой, которую Россия оказала Сербии в годы Первой мировой войны. КСХС была одной из первых стран Европы, разместившей на своей территории российские приюты и школы с полным пансионом - кадетские корпуса для мальчиков, институты благородных девиц для девочек; «"белградские" калмыки до 1925 г. в общем жили сносно...» (Борисенко, Горяев 1998: 78). В послевоенном городе необходимо было восстановить разрушенные дома, хозяйство. С середины 1930-х гг. происходит сокращение строительных работ. В это время калмыки все чаще подрабатывают на извозе. Другая их часть работает на суконной фабрике в г. Парачин, которая работала с большими простоями. В начале 1920-х гг. в Сербии насчитывалось 200 калмыков (НАРК: Ф.р. 112), т.е. пятая часть всех калмыков, проживавших в это время в Европе.

Одним из видных представителей калмыцкой эмиграции, находившихся в Сербии, был Эренджен Хара-Даван, работавший врачом в провинции Банат. Он приветствовал провозглашение в 1920 г. Калмыцкой Автономной области и в какой-то период собирался вернуться в Советскую Россию, но затем передумал. Хара-Даван вел активную публицистическую деятельность. В 1930 г. в журнале "Улан-Залат" вышла его статья "Пути решения национальной проблемы". Наиболее известной является его работа "Чингис-хан как полководец и его наследие" (Белград, 1929), в которой пропагандировались идеи евразийства. Теоретические положения Эренджен Хара-Давана до сих пор используются современными идеологами этого политико-философского течения. В 1991 г. книга была переиздана в Элисте.

К началу 1930-х гг. в Сербии насчитывалось около 300 калмыков. "Сербские" калмыки имели и свой буддийский храм - сюмэ, который был открыт и освящен 11 декабря 1929 г. в предместье Белграда - Мокром Луге. Большую работу по созданию храма проделал бакша хурула Платовской станицы Манчуда Буринов. Еще с начала 1920-х гг. из КСХС, так же как и из Болгарии, происходит отток калмыцких беженцев, в основном во Францию, Чехословакию и Советскую Россию. В 1930-е гг. этот процесс усилился. Некоторые из калмыцких эмигрантов прилагали усилия к тому, чтобы уехать в Новый Свет. К примеру, инженер-агроном Э. Бурульдушев уехал в Аргентину, где благополучно устроился на работу при Министерстве земледелия. В период Второй мировой войны калмыцкие диаспоры в Югославии и Болгарии незначительно пополнились беженцами из СССР. В 1943 г. в Югославии проживало около 40 калмыков.

Одной из стран, куда направлялись калмыцкие эмигранты из Сербии и Болгарии, была Чехословакия. Первая группа беженцев обосновалась здесь в 1921 г. и насчиты-

вала около 70 чел. Около 50 из них представляли в основном учащуюся в различных учебных заведениях молодежь; были также учителя, воспитатели, общественные деятели с семьями. Некоторые калмыки работали в сфере обслуживания, торговле, сельском хозяйстве. Калмыки были благодарны президенту этой страны Томашу Масарику, оказывавшему им всевозможную помощь. "Т. Масарик и его правительство сделали все для того, чтобы калмыки могли назвать Чехословакию своей "второй духовной Родиной" (Борисенко, Горяев 1998: 99). В Чехословакии действовала Калмыцкая комиссия культурных работников (КККР), имевшая свой печатный орган "Улан Залат", который освещал вопросы национально-культурного развития калмыцкой диаспоры. В создании КККР ведущую роль сыграл Бадма Наранович Уланов2, ставший ее первым председателем. Министр иностранных дел Чехословакии Гирс высоко оценивал деятельность КККР: "Ваша работа здесь неизменно ценнее для вашего маленького народа, чем работа русской эмиграции для русского народа." (С.Ш. 1927: 42).

КККР прилагала особые усилия для воспитания и обучения молодого поколения калмыцких эмигрантов. В отдельные годы ей удавалось устроить в Пражскую гимназию до 55 чел. Члены комиссии собирали и записывали произведения калмыцкого фольклора. На базе собранного материала к 1930 г. было выпущено пять томов калмыцкой хрестоматии "Хонхо". Произведения народного творчества: сказки, пословицы, поговорки и т.д. использовались эмиграцией для воспитания подрастающего поколения. "Элементы этнопедагогики, о которой много сегодня дискутируют, давно и с успехом применялись калмыцким зарубежьем." (Борисенко, Горяев 1998: 105).

В 1924 г. в Праге вышел первый номер журнала "Ойрат"3, средства для которого предоставил Э. Хара-Даван, однако первый номер журнала стал и последним. В Праге стал выходить другой непериодический журнал - "Улан Залат", о котором уже шла речь выше (с 1927 по 1930 г. вышло три номера). Журнал был печатным органом КККР, его материалы носили научно-публицистический и историко-литературный характер. В апреле 1930 г. увидел свет единственный номер еще одного журнала КККР на русском языке - "Информация" (с 22 материалами о текущей жизни калмыцкой диаспоры в Чехословакии). По-видимому, расходы на выпуск этих журналов не окупались, ибо известно, что после 1930 г. они не издавались (Борисенко, Горяев 1998: 119). Свою роль в этом сыграл также раскол в среде элиты калмыцкой эмиграции Чехословакии. Часть членов КККР, недовольная политикой ее руководства, создала свою организацию "Союз калмыков ЧСР", после чего КККР прекратила существование. Из оставшихся ее членов в Париже была создана новая организация - "Хальмг Танг-чин Туг" (Знамя калмыцкого народа), которая позаимствовала свое название у уже упоминавшейся нелегальной дореволюционной организации калмыцких учителей.

В Париже в 1931 г. насчитывалось до 50 калмыцких эмигрантов. Кроме "Хальмг Тангчин Туг" здесь действовала еще одна общественная организация - Калмыцкий эмигрантский союз во Франции, или Союз калмыков в Париже

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком