научная статья по теме ИЗ ИСТОРИИ РАННЕЙ ПУБЛИЦИСТИКИ МОСКОВСКОЙ СМУТЫ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИЗ ИСТОРИИ РАННЕЙ ПУБЛИЦИСТИКИ МОСКОВСКОЙ СМУТЫ»

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

ЯКОВ ГРИГОРЬЕВИЧ СОЛОДКИН

доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Нижневартовского государственного гуманитарного университета (Нижневартовск) Тел.: (3466) 27-35-10; Е-mail: hist2@yandex.ru

К числу ранних публицистических сочинений Смутного времени относится не обращавшая на себя внимания ученых краткая повесть о событиях 1598, 1604-1606 гг., дополняющая в двух списках Соловецкий летописец редакции конца XVI в. Скорее всего эта повесть возникла на Соловках в первые месяцы царствования Василия Шуйского (после канонизации Дмитрия Угличского). Ряд сообщений анонимного публициста, особенно точно датированных, восходит, думается, к окружным грамотам. Любопытна предложенная в повести периодизация короткого царствования Лжедмитрия I, навеянная, быть может, личными впечатлениями автора.

Ключевые слова: Смутное время, публицистика, окружная грамота, первый самозванец, канонизация, летописание, Соловецкий монастырь

ИЗ ИСТОРИИ РАННЕЙ ПУБЛИЦИСТИКИ МОСКОВСКОЙ СМУТЫ

К Соловецкому летописцу (далее - СЛ) редакции 1580-х гг. в одном из списков механически присоединен рассказ о смерти «святоцаря» Федора и последующих событиях, вплоть до перенесения в столицу мощей «новомученика» Дмитрия Угличского1. М.В. Кукушкина этот рассказ (встретившийся ей в другой рукописи Соловецкого монастыря, датируемой началом XVII в.) «по ориентации летописца» считает современным правлению Василия Шуйского2. Не вышедшее, очевидно, за стены знаменитой обители краткое произведение о кончине Федора Ивановича, воцарении его шурина Бориса и начале «разорения русского» до сих пор не привлекало внимания исследователей, хотя любопытно оценками событий 1598 и 1604-1606 гг., а также содержит ряд любопытных известий.

Одно из них - сообщение о «преставлении» «благоюродливого» самодержца в пятницу

6 января 1598 г., «в ночи против субботы, на память честнаго и славнаго пророка и предтечи Крестителя Иоанна честнаго его собора». Аналогичное свидетельство находим только в написанной патриархом Иовом Повести о Федоре Ивановиче: последний «в самый празникъ святаго Богоявления Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, въ вечеръ противъ Предтечи Крестителя Ивана, честнаго и славнаго его собора, въ седмый часъ нощи начать... зело изнемогати» и «въ девятый часъ тоя жъ нощи... ко Господу отъиде»;

7 января в субботу весь день и ночь над телом «крестоносного» царя «псаломское песнословие непрестанно совершашеся», а на следующий день, в «неделю», он был погребен3. В одной компиляции, где широко известная Повесть о Смутном времени (часто атрибутируемая И.М. Катыреву-Ростовскому или С.И. Шаховскому) дополнена разрядными записями, говорится о смерти «освятованного» государя в седьмом часу ночи с пятницы на субботу4. Согласно же разрядной книге князей Барятинских, царя Федора не стало 6 января «на Богоявление Господне. в самый празник в 8-м часу ночи против пятницы»5. Это показание представляется менее достоверным, чем приведенные ранее.

В анализируемой повести сказано, что Федор Иванович занимал трон 13 лет 7 месяцев 6 дней. Почти так же (оказывается, наследник Грозного царствовал на четыре дня дольше) продолжительность «от поста просиявшего» «державства»6 определяется в Хронографе второй редакции. В Книге записной (далее - КЗ) - старшей разновидности Сибирского летописного свода - читаем, что преемник Ивана IV был государем в течение 17 лет 7 месяцев 6 дней, но на протяжении 1583/84 - 1597/98 гг., т.е., получается, на три года меньше. В «разрядах» в этой связи упоминается про 13 лет 10 месяцев. В одной из поздних новгородских летописей утверждается, что «скипетроносец», с кончиной

которого прервалась династия Рюриковичей, царствовал почти столько же времени (на три месяца меньше)7.

О том, что, умирая, бездетный Федор Иванович завещал «правити» Московское государство брату своей жены Борису, помимо рассматриваемой повести сообщается во многих документах, вышедших из официальных кругов на рубеже ХУ1-ХУ11 вв.8, да и в обнаруженном М.Н. Тихомировым кратком летописце9. Об убийстве Н. Качаловым и Д. Битяговским царевича Дмитрия по приказу «Большого Годунова» 1°, нередко с указанием, что это случилось в 1590/91 г., кроме данной повести, мы узнаем из десятков публицистических сочинений, грамот, посольских наказов времени «межъусобной брани» и «послесмутных» десятилетий11. (Примечательно, что в повести о распоряжении правителя Бориса умертвить младшего сына Грозного упоминается трижды.) Про коронацию «рабоименного» царя12 3 сентября 1598 г. в продолжающем СЛ сочинении говорится подобно многим современным ему документальным и нарративным памятникам13. Первого самозванца анонимный «повестописец» объявляет дьяконом Чудова монастыря Григорием Замятниным сыном Отрепьевым. В остальных источниках отец «Расстриги» обычно именуется Богданом, гораздо реже - Яковом. Замятня же приходился Лжедмитрию I дедом14. В повести, дошедшей до нас в двух рукописях соловецкой библиотеки, говорится о «присылке» самозванцем из Тулы в Москву князей В. Голицына и В. Мосальского, печатника дьяка Б. Сутупова с повелением «задавити» вдову царя Бориса Марию и его наследника Федора. Об этом известно и по другим источникам, но лишь в «разрядах» Сутупов в данном случае называется печатником15. Автор интересующей нас повести с возмущением пишет о погребении Годуновых «аки простых мирских людей» в Вознесенском девичьем монастыре на Сретенской улице. В Сказании о Расстриге упоминается о захоронении царя Бориса (вначале «положенного» в Архангельском соборе), его вдовы и сына «у Вознесения Христова» в Варсонофьевском монастыре16; зачастую же именно последний считается местом, где при «Расстриге» покоились останки представителей низвергнутой династии17. В получившей известность на Соловках повести о событиях кануна и начала Смуты упоминается про «посылку» Лжедмитрием в Литву за Мариной Мнишек А. Власьева и единодушном избрании на престол после убийства «Расстриги» Василия Шуйского, происходившего «от корени» Александра Невского. Эти свидетельства, особенно последнее, находят параллели в многочисленных источниках первых десятилетий XVII в.18 (Примечательно, что в родословце, предшествующем в рукописи СЛ разбираемой повести, в отличие от нее Александр Ярославич называется Храбрым, а не Невским, как обычно19, и умалчивается о его брате Андрее, являвшемся одно время великим князем Владимирским.) Не являются оригинальными и содержащиеся в занимающей нас повести указания на «посылку» новым царем Василием в Углич ростовского митрополита Филарета, бояр князя И.М. Воротынского и П.Н. Шереметева за мощами «страстотерпца» Дмитрия, помещенными затем в раку у правого столпа в кремлевском Архангельском соборе20.

Представляется, что эта повесть - соловецкого происхождения, ибо обе ее рукописи возникли в монастыре, основанном Зосимой и Савватием; после воцарения Лжедмитрия Борис Годунов уже не считался «скифетродержателем», назначенным «миропреподобным» Федором; безвестный книжник допустил и ряд фактических ошибок (Григорий Отрепьев приходился Замятне не сыном, а внуком, Константин Вишневецкий был зятем, а не сыном Юрия Мнишека21, самозванец бежал из Москвы не в 1604/05 г., когда туда и вступил в качестве «царя Димитрия Ивановича», а как минимум годом прежде).

В изображении монастырского книжника «Расстрига» во главе «литвы» и донских казаков овладел Северой (в частности, Черниговом и Путивлем), а также «польскими»

городами22, и после смерти Бориса Годунова все «взяли» Отрепьева «на Московское государство» как «прямого царевича». Под пером анонимного публициста «сперва прелестию своею всех людей (самозванец. - Я. С.) учал любить и жаловать и росправу чинить»23, но со времени приезда в Москву Ю. Мнишека с дочерью и К. Вишневецким «вор» стал «ересь свою проявливати»24: женился на Марине, не крестя ее, в соборной церкви Пречистые Богородицы (т.е. столичном Успенском соборе) «литве», «ляхам», «угрянам», «люторам» «велел ходити невозбранно в церкви»25, собирался перебить всех бояр и «лутчих» людей, «а городы все хотел роздать литве». Москвичи за такую «ересь» Лжедмитрия в 1605/06 г. «миром убили» и сожгли, а следом «выбрали и излюбили всею землею» князя Василия Ивановича Шуйского, который «сел на царство» в июне того же года. Новый венценосец повелел перенести из Углича в Москву тело святого, которое «приходящим с верою подает исцеления».

О дате венчания на царство Бориса Годунова автор возникшей на Соловках повести мог узнать из «окружной» грамоты преемника «ангелоподобного» Федора Ивановича26. Следуя документам такого рода, монастырский «списатель», вероятно, поведал о времени кончины «прекроткого» наследника Грозного и сделавшегося царем конюшего27, смуте «на Ростригино имя», избрании на трон Василия Шуйского и перенесении в Москву из Углича останков младшего сына «яростиваго» самодержца.

Повесть, сопоставимая с другими памятниками ранней публицистики Смутного времени (краткой редакцией Сказания о Гришке Отрепьеве, Повестью, како отомсти, Повестью, како восхити, первоначальной разновидностью Жития Дмитрия Угличского, Сказанием о Расстриге, повестью о Смуте из статейного списка находившихся в 1606-1607 гг. в Речи Посполитой князя Г.К. Волконского и дьяка А. Иванова, «писанием» «о изведении царского семени, и о смятении земли...»28), надо думать, поначалу рассматривалась как продолжение СЛ. Потом ее намеревались сократить, дабы придать рассказу о событиях 1598 и 1604-1606 гг. вид привычных летописных заметок, и дополнить известиями за остальные годы «державства» Бориса Федоровича. Но этот замысел, если и существовал, остался невыполненным, лишь известия о смертях Грозного и Федора Ивановича, воцарении его преемника были включены в созданную в последней трети XVII в. краткую редакцию СЛ29.

1 Корецкий В.И. Соловецкий летописец конца XVI в. // Летописи и хроники: 1980 г. М., 1981. С. 223, 242-243.

2 Кукушкина М.В. Монастырские библиотеки Русского Севера: Очерки по истории книжной культуры ХУ-ХУП веков. Л., 1977. С. 158.

3 Полное собрание русских летописей (далее - ПСРЛ). М., 1965. Т. 14. С. 16, 17

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком