научная статья по теме ИЗОБРАЖЕНИЕ РОССИИ И РУССКИХ В СОВРЕМЕННОМ АМЕРИКАНСКОМ КИНО Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ИЗОБРАЖЕНИЕ РОССИИ И РУССКИХ В СОВРЕМЕННОМ АМЕРИКАНСКОМ КИНО»

УДК 008 (73)

ИЗОБРАЖЕНИЕ РОССИИ И РУССКИХ В СОВРЕМЕННОМ АМЕРИКАНСКОМ КИНО

© 2014 г. В.М. Халилов

Институт США и Канады РАН, Москва

Данная статья исследует последние тенденции в изображении России и русских в индустрии развлечений США в контексте текущих социально-политических отношений между двумя державами.

Ключевые слова: американская индустрия развлечений, культура США, социально-политические исследования.

«Русские идут! Русские идут!» (Russians are Coming! Russians are Coming!) (1966) - это название сатирической комедии режиссёра Нормана Джуисона, времён разгара «холодной войны» и «красной угрозы», продолжает оставаться квинтэссенцией любого исследования на тему «Русские глазами американцев». Но несмотря на то, что изображение России и русских в американских средствах массовой информации и коммуникации является темой весьма давней и достаточно измученной, она не перестаёт оставаться менее актуальной, хотя бы ввиду перманентно меняющейся общественно-политической реальности, а также ввиду постоянного пополнения новыми образцами развлекательной продукции.

После нескольких лет относительно спокойных, деловых отношений (разумеется, не без тех или иных кочек, неровностей и камней преткновения по дороге) между Россией и США, в отношениях двух держав наступило резкое охлаждение. Недавние ситуации вокруг военного вторжения в Сирию, предоставления убежища Эдварду Сноудену, попрания прав геев и лесбиянок, запрета на удочерение российских детей американскими парами являются лишь наиболее резонансными из них, однако многие ощутили легкое дуновение очередной, хотя и, как заверяют обе стороны, давно отправленной на свалку истории «холодной войны» [9].

Знаменательным показателем текущего сдвига в восприятии американцами русских, в свою очередь, следует признать результаты недавнего опроса, проведённого компанией Гэллапа, по результатам которого впервые за последние 15 лет большинство граждан США заявили, что рассматривают русских как врагов [12].

Пока трудно прогнозировать, какое влияние окажут текущие общественно-политические напряжённости в отношениях между США и РФ на изображение русских в американском кинематографе. В известном смысле Голливуду, и

* ХАЛИЛОВ Владимир Мадаминович - кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра социально-политических исследований ИСКРАН. E-mail: feriatus7@gmail.com

особенно его сценаристам, выгодно иметь серьёзного внешнего врага. Так, недавние громкие угрозы со стороны Северной Кореи на время превратили

именно граждан последней в главных злодеев. В качестве иллюстративного примера можно привести «Красный рассвет» (Red Dawn, 2012) - ремейк одиозного фильма 1984 г. о советском вторжении в Америку, на этот раз в северокорейском варианте, хотя и тут не обошлось без помощи России - в альтернативном сценарии настоящего она контролируется ультра-националистами. В «Паде-Кадр из фильма «Падение Олимпа», 2013 г. нии Олимпа» (Olympus Has Fallen,

2013) северокорейские террористы захватывают Белый дом, берут в заложники президента США и членов его администрации с целью получить коды доступа к ядерному арсеналу и превратить Америку в выжженную пустыню при помощи её же оружия.

Можно привести и примеры отображения проблемы исламского терроризма. После известных событий 11 сентября едва ли не каждый второй житель Ближнего Востока изображался потенциальным членом «Аль-Каиды» и клоном Усамы бен-Ладена. Однако растущие протесты со стороны влиятельных американских мусульманских и арабских организаций постепенно хотя и не заставили кино- и телеиндустрию отказаться от до сих пор не утратившей актуальности темы, но усложнить, углубить и расширить её - иными словами, вспоминая модный сегодня формат 3D, «перевести в трёхмерное изображение». Тем самым эти религиозные и национальные меньшинства последовали по стопам афроамериканцев, «коренных американцев», не говоря о других давно неприкасаемых. В то же время сложно представить себе акции протеста со стороны представителей славянских наций (а здесь необходимо заметить, что под русскими в Голливуде обычно понимаются все жители восточноевропейского пространства бывшего СССР), чьё изображение не менее часто в негативном свете всё ещё уживается с практикой политической корректности [8].

Ностальгия Голливуда по старому врагу в связи с этим ещё более понятна, несмотря на уверения, что за ней скрывается лишь то, что из русских на экране получаются «по-настоящему хорошие злодеи» [5]. Кроме того, уверяют кинотворцы, былой страх перед «красной угрозой» и сегодня вписан в коллективное бессознательное/«матрицу» американской нации, а «Из России с [ядерными] ракетами» (From Russia with Nukes) остаётся одной из самых популярных «троп» в посвящённых России произведениях [13].

Сегодня главным лицом современной России, в глазах американского обывателя, не без помощи кинотелевизионной продукции является, пожалуй, небезызвестная русскому уху «братва» (или bratva - слово, уже прочно укоренившееся в американском жаргоне) - русские гангстеры, промышляющие наркотиками, нелегальной торговлей оружием и секс-трафиком, чьим главным аргументом в любом споре является автомат Калашникова.

В «Джеке Ричере» (Jack Reacher, 2G12) члены русской криминальной группировки маскируются под группу легальных бизнесменов, заправляет которой босс по кличке «Зэк Человек», который некогда предпочёл откусить себе пальцы в сибирском ГУЛАГе, нежели умереть от гангрены вследствие отморожения. Их планы по завоеванию Америки куда менее глобальны, нежели в стандартных сценариях о захвате Белого дома - им достаточно строительной компании в Питтсбурге (Пенсильвания). В вышедшем в том же году «Защитнике» (Safe, 2G12) русская мафия безжалостно убивает беременную жену главного героя и обещает так же расправиться с любым, с кем он попробует вступить в контакт.

Не менее популярными героями остаются представители российских спецслужб, как правило, рисуемых в исключительно зловещем свете. В «Фантоме» (Phantom, 2G13), навеянном известным (и неоднократно экранизируемым) случаем «К-129» 1960-х годов, генерал КГБ и его подручные планируют устроить войну между США и Китаем, выдав советскую субмарину за китайскую и запустив с неё ядерную ракету по американскому судну.

На этом фоне весьма выделяется телевизионный сериал «Американцы» (The Americans, 2G13), созданный бывшим агентом ЦРУ Джо Вайсбергом, который

Кадр из сериала «Американцы», 2013 г. возвращает зрителя в°

времена «холодной войны» буквально - его действие разворачивается в первой половине WBG-х, времён «звёздных войн» и «застоя», рассказывая историю двух специально тренированных офицеров КГБ, изображающих из себя образцовую семейную пару из вашингтонского пригорода и являющихся классическими «законсервированными агентами» (sleeper agents), внедрёнными за десятилетия до часа активизации. Зрителей приглашают не только понять движущие ими мотивы, но и симпатизировать им, а часто даже переживать за их судьбу больше, чем за родных федеральных агентов. В качестве характерного примера можно привести персонаж «Ниночки» (в исполнении актрисы с русскими корнями) - работницы дипломатического посольства СССР, поначалу перевербованной агентом контрразведки США, но после убийства коллеги снова готовой «служить Советскому Союзу». Моральные дилеммы, постоянно встающие перед героями, неизменно оказываются куда сложнее, нежели в стандартном американском телефильме - все участники драмы пребывают в той самой «сумеречной зоне» (grey area), где разделение на условных белых и чёрных, «звёздно-полосатых» и «красных» уже недейственно. Данная амбивалентность не касается собственно Страны Советов, впрочем рисуемой всё той же мрачной «империей зла».

Действие очередной части популярной франшизы «Крепкий орешек» -«Хороший день, чтобы умереть» (A Good Day to Die, 2G13) - и вовсе разворачивается в России, где герою приходится противостоять не только организо-

ванным преступным группировкам, но также всей правоохранительной системе России и коррумпированным представителям официальной власти. Характерно и то, что в центре сюжета фигурирует опальный олигарх, а ныне политзаключенный Юрий Комаров, в котором без труда угадывается фигура Михаила Ходорковского. Можно не сомневаться также, что и другие недавние нашумевшие и получившие широкое освещение на Западе процессы (дело Pussy Riot, «узников Болотной» и другие) так или иначе найдут своё отражение в современной американской развлекательной продукции. Так, в эпизоде популярного сериала «Стрела» (Arrow) главный герой отправляется в Россию на поиски американского агента, которая, как выясняется, находится в заточении в ГУЛАГе. Учитывая то, что сериал основан на серии комиксов, воспринимать его всерьёз, разумеется, невозможно - тем не менее, он являет характерный образец представления американцев о российской пенитенциарной системе и системе правосудия.

Было бы несправедливо утверждать, что в американском кино не встречаются симпатичные образы русских. В «РЭД» (R.E.D., 2010; R.E.D.-2, 2013) один

из наиболее обаятельных персонажей - престарелый агент КГБ в отставке Иван Симанов, чья любовью жизни - агент британской разведки MI6 в исполнении Хелен Миррен (урождённой Елены Лидии Васильевны Мироновой). В свою очередь, агент Катя Петрако-вич из российской контрразведки («С этого момента Хелен Миррен в фильме R.E.D. командовать парадом будет

Россия!») умирает в попытке защитить опасное сверхоружие от американцев. Главной героиней другого боевика - «Солт» (Salt, 2010) является законсервированный суперагент Наташа Ченков, которая вместо порученного ей убийства российского президента спасает его, а затем и Америку. (Всё это тем более не касается экранизаций классики - «Анна Каренина», «Евгений Онегин», пьесы Чехова - всё ещё остаются среди наилюбимейших и наиболее часто экранизируемых шедевров мировой литературы.)

Голливуд также прекрасно осведомлён, что среднему российскому зрителю нравится видеть «себя» в американском кино, даже в ролях «плохих парней» - отсюда неувядающая популярность таких персонажей, как Иван Драго из «Рокки IV»

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком