научная статья по теме ИЗУЧЕНИЕ АФРИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИЗУЧЕНИЕ АФРИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»

ИЗУЧЕНИЕ АФРИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Ключевые слова: история Африки, африканские исследования в России

А.С. БАЛЕЗИН

Доктор исторических наук ИВИ РАН

Центр африканских исследований Института всеобщей истории (ИВИ) РАН совместно с Кафедрой африканистики ИСАА МГУ провел в ноябре 2011 г. в Москве международную научную конференцию «Изучение истории Африки в России и за рубежом: этапы, тенденции, перспективы».

Конференция была приурочена к 40-летию Центра африканских исследований, созданного в ИВИ 1 декабря 1971 г. как Сектор истории Африки. Целью конференции стало обсуждение основных вопросов изучения истории Африки и выявление современных тенденций развития этой дисциплины.

Работа конференции проходила в два дня. На открытии конференции, посвященном в основном юбилею создания Центра, выступил директор Института всеобщей истории РАН, академик А.О.Чубарьян. Он подчеркнул, что Центр африканских исследований, несмотря на свою малочисленность, является одним из самых продуктивных подразделений Института, хорошо известен в профессиональной среде у нас в стране и за рубежом.

С докладом «Историческая мысль в странах Африки. Проблемы изучения» выступил бессменный руководитель Центра африканских исследований проф. А.Б.Давидсон*. Он отметил, что на основе давно сформировавшихся идей панафриканизма и негритюда в 1980-х гг. в подходе к изучению истории Африки возникло т.н. афроцентристское направление. Сегодня такой подход отчетливо оформился, опираясь

* В декабре 2011 г. А.Б.Давидсон избран академиком РАН.

на критику европоцентризма и абсолютизацию «африканских ценностей».

Афроцентризм оказывает большое влияние на формирование исторических взглядов, на школьное и университетское образование в Африке. Такие подходы распространены и в среде афроамериканского населения в Северной Америке и стран Карибского бассейна. Наиболее законченное (к настоящему времени) выражение взглядов афро-центризма на место Африки в мировой истории проявилось в многочисленных работах афроа-мериканца Молефи Кете Асанте, который считается главой этого направления, и, в частности, в его книге «История Африки. Поиски вечной гармонии» (2007).

Российским историкам и вообще российским читателям взгляды афроцентристов могут показаться не только непривычными, но и странными. Но такие взгляды существуют, влияние их возрастает, их необходимо знать, анализировать, давать им трезвую оценку.

Затем проф. А.С.Балезин

(ИВИ РАН, ИСАА МГУ) рассказал об «Изучении истории Африки в Центре африканских исследований в 1971-2011 гг.». Он

отметил, что первые коллективные труды тогдашнего Сектора истории Африки - «Источниковедение африканской истории» и «Историческая наука в странах Африки» - не утратили своей научной значимости до сих пор. Рассказал о том, как сектор был распущен в 1979 г. и как его восстановили в 1984 г. Отметил основные достижения за последние десятилетия - в частности, охарактеризовал трудности и достижения в работе над уже изданными восемью томами документов по истории Африки и рассказал о планах на будущее.

Вторая часть конференции была посвящена собственно научным докладам. Профессор Вашингтонского университета (США) Марина Толмачева выступила на тему - «Год Африки и африканистика в свете оконча-

Выступает директор ИВИ РАН, академик А.О.Чубарьян. В президиуме (слева направо): А.Б.Давидсон, А.С.Балезин и Карин Хиемаа (Эстония).

№ 4 2012 АЗИЯ И АФРИКА сегодня 51

ния холодной войны». Она отметила, что в 2011 г. ежегодная конференция Ассоциации американских африканистов была целиком связана с пятидесятилетием независимости Африки. На волне освобождения африканских стран в мире стали развиваться африканские исследования как междисциплинарные. На развитие африканистики в СССР и США серьезное влияние оказала холодная война. С распадом СССР и окончанием холодной войны в исследовании Африки как в академических кругах, так и в практико-политических появились новые тенденции. Докладчица как наблюдатель и исследователь Африки по обе стороны фронта холодной войны (она провела эти годы частично в СССР, частично в США), подробно остановилась на изменении в приоритетах академических исследований, произошедших с окончанием холодной войны. Она систематизировала новые черты в африканистике США и СССР и подчеркнула, что научное наследие африканистики обеих стран в эпоху холодной войны представляет собой особую главу в глобальной интеллектуальной истории.

Сотрудница Центра региональных исследований при Лейп-

В зале - участники конференции.

цигском университете д-р Штеф-фи Марунг (ФРГ) посвятила свой доклад региональным исследованиям в эпоху глобализации. Она отметила, что с окончанием холодной войны вырос интерес к глобальной истории, и региональные исследования все больше развиваются в контексте выявления их места в общемировых процессах. Исследования истории Африки также все шире показывают ее роль в глобальной истории. В современной немецкой африканистике докладчица выделила следующие черты: 1) критическое переосмысление методологии и категорийного аппарата; 2) интеграция в глобальный контекст и исследование влияния Африки на глобализацию; 3) внимание к межрегиональным связям - Африки с Азией, Европой и Северной Америкой; 4) переосмысление политических реалий; 5) исследование новых пространственных категорий; 6) развитие междисциплинарного и международного сотрудничества, в том числе с Африкой.

Доцент Тартуского университета Карин Хиемаа (Эстония) в своем докладе «История африканистики в Эстонии» отметила, что история исследований африканских народов и языков в Эстонии прослеживается с начала ХШ в. Основоположниками эстонской африканистики можно

считать эстонских миссионеров, работавших в разных регионах континента. Из них более важный вклад внесли Густав Рейнгольд Нилендер (ок. 1776-1825), Ханс Тийсман (1829-1886), Оскар Таль (1858-1896), Эвальд Овийр (1873-1896) и Леонхард Блумер (1878-1938).

Говоря об эстонской африканистике, следует отметить развитие эфиопистики. Интерес к эфи-опистике возник в Тартуском университете еще в начале ХШ в., когда профессор семитских языков В.Г.Гецель стал читать лекции по эфиопскому языку. Серьезный научный подход к изучению эфиопских языков сформировался в Тартуском университете во второй половине XIX в.

Интерес к африканистике как учебному предмету возник в Тартуском университете в начале 1960-х гг. В 1962 г. начал действовать кружок Африки, инициатором которого был лингвист П.Нурмекунд. Преподавание истории Африки началось в Тартуском университете в 1966 г.

Д-р Гвидо Мюлеманн (Цюрихский университет, Швейцария) сделал доклад на тему: «Эволюция китайско-африканских отношений». Он подчеркнул, что эта проблема лишь в последнее время стала активно исследоваться в мировой науке. История контактов Китая с Африкой началась еще в ХV веке с путешествиями Чжен Хэ. Докладчик показал, какие знания об Африке и населяющих ее народах получали китайцы в последующие периоды.

К.и.н. А.В.Воеводский (РГГУ, ИВИ РАН) в докладе «История Южной Африки глазами африканских интеллектуалов первой трети XX века: особенности формирования исторических представлений» проанализировал произведения трех известных африканских исследователей и общественных деятелей из Южной Афри-

ки начала XX века: Т.Мофо-ло, Дж.Дубе и С.Плааки. Их произведения стали классикой южноафриканской литературы и, вместе с тем, оказали огромное влияние на весь комплекс представлений африканцев о своем прошлом. В исторической прозе Мофоло, Дубе и Плаа-ки явственно прослеживается влияние европейской культуры, однако своей главной целью они видели восстановление исторической справедливости - показать, что африканские народы Южной Африки являлись творцами собственной истории. Эти авторы стремились сохранить для потомков предания и традиции своих народов, но при этом они породили новые исторические мифы, многие из которых живы и по сей день.

Проф. А.Л.Емельянов

(МГИМО) посвятил свое выступление общетеоретической теме, далеко выходящей за рамки истории Африки, но крайне актуальной для Черного континента, -«Переход от традиционного общества к современному. Теоретические аспекты». Он отметил, что переход от традиционного общества к современному в исторической науке одновременно является одним из самых разработанных вопросов (революции, реформы, политические, экономические, духовные изменения и т.д.) и одновременно одним из самых малоизученных. При наличии огромного фактического материала нет не только единой теории, но даже более или менее отчетливых критериев, позволяющих определить, какое общество может считаться традиционным, какое - современным. Переход от традиционного общества к современному - естественно-исторический процесс, проходящий вне зависимости от осознанной деятельности людей. Они могут лишь ускорить или затормозить его. Переход от традиционного

На снимке - труды Центра африканских исследований ИВИ Ран.

общества к современному в одной сфере жизни приводит к дезорганизации человеческого коллектива и хаосу в общественной жизни. Для успешного перехода необходимы одновременные, постепенные и сбалансированные изменения.

Д.и.н. Г.В.Цыпкин (ИВИ РАН) представил доклад на тему: «Взгляд из Эфиопии на всемирную историю».

Он отметил, что обращение ко многим периодам истории Эфиопии показывает: интерпретация всемирной истории эфиопскими авторами выпадает из исследовательской традиции остальных стран Африки. Своеобразие исторического развития этого государства, период самоизоляции в средние века, восприятие себя как «христианского острова» в море ислама привели к тому, что всё происходившее за пределами самой Эфиопии мало интересовало эфиопов как рядовых граждан,

так и интеллектуалов. Несмотря на все перемены в современном положении страны из-под пера эфиопских историков не вышло ни одной работы, не связанной с историей Эфиопии. В период правления императора Хайле Селассие поощрялось лишь изучение самой Эфиопии, подчеркивались уникальность и своеобразие ее исторического развития. В результате практически отсутствуют работы, позволяющие представить взгляды местных исто

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком