научный журнал по языкознанию Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка ISSN: 0321-1711

Архив научных статейиз журнала «Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка»

  • МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ “РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ И СЛАВЯНСКИЙ МИР: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ”

    ГОЛУБЕВА-МОНАТКИНА Н.И. — 2014 г.

  • МИФОЛОГИКА ИМЕНОВАНИЯ: ОПЫТ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ. СТАТЬЯ I. УСТАНОВЛЕНИЕ ИМЕН

    НАДЪЯРНЫХ М.Ф. — 2014 г.

    Статья посвящена первым векам словесного освоения реальности Новости Света. Процесс именования сообразуется с общим процессом порождения символических смыслов и символических ценностей, с особенностями становления и развития традиции в Латинской Америке. Реконструируются различные стратегии именования и динамика их закрепления в структуре латиноамериканского культурного сознания и подсознания. Особенности понимания имени в латиноамериканской художественно-философской рефлексии соотносятся с характерной для сферы именования напряженной связностью полюсов архаики и современности.

  • МИФОЛОГИКА ИМЕНОВАНИЯ: ОПЫТ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ. СТАТЬЯ II. ПУТЬ К СВЕТУ (ИЗ ИСТОРИИ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОМ РОМАНЕ)

    НАДЪЯРНЫХ М.Ф. — 2014 г.

    В статье исследуются особенности именования персонажей в творчестве латиноамериканских романистов XIX-первой половины XXвв. Анализируется взаимодействие историко-культурных и этимологических начал в именах собственных, выявляется их функция в формировании символи-ко-аллегорического уровня произведений.

  • Н.С. ПАВЛОВА. О РИЛЬКЕ. М.: РГГУ, 2012. 220 С

    ДАНИЛИНА Г.И. — 2014 г.

  • НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ И ВНЕНАПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ В РОССИИ ХХ ВЕКА

    НИКАНДРОВА О.В., ХАЛИЗЕВ В.Е. — 2014 г.

    Статья посвящена развитию отечественной науки о литературе в XX столетии. В центре внимания авторов, с одной стороны, важнейшие литературоведческие направления XX века: формализм, марксистское литературоведение и структурализм, а с другой - вненаправленческое литературоведение. Последнее рассматривается как сложное единство на основе близости мировоззренческих и гносеологических предпосылок.

  • НЕСТАРЕЮЩИЙ "СТАРИК": ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА М. ГОРЬКОГО В ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

    ПРИМОЧКИНА Н.Н. — 2014 г.

    В статье рассматривается история создания и философско-нравственная проблематика одной из самых "загадочных" пьес Горького. Идейное содержание драмы "Старик", ее общественно-политический смысл раскрываются в историко-литературном контексте революционной эпохи, в сопоставлении с другими произведениями писателя того времени.

  • О ВАРИАТИВНОСТИ И СИНОНИМИИ В ТЕРМИНОЛОГИИ

    ШЕЛОВ С.Д. — 2014 г.

    В работе представлены разнообразные точки зрения на соотношение терминологических вариантов и терминологических синонимов. Предлагается понимать вариативность терминов более широко, чем это принято, и включать в варианты термина его категориально различные формы, для чего вводится понятие категориального варианта термина. Показана связь проблематики терминологической вариативности с некоторыми понятиями общей семантики и синтаксиса. Даны дефиниции понятий ‘синонимия терминов', ‘дублетность терминов', ‘эквивалентность терминов', ‘вариативность терминов' и описаны их соотношения.

  • О ВИДАХ ЦЕНТОНА: ОПЫТ ТИПОЛОГИИ

    МОСКВИН В.П. — 2014 г.

    Рассмотрены исторические истоки центона и его соотношение со смежными феноменами, составлен свод правил производства центона как компилятивного жанра, проанализированы условия его успеха, изучен вопрос об отношении центона к стихотворной и прозаической формам речи. Разработаны инструментальная (по приёмам производства центона), функциональная (по целям, с которыми данный жанр используется), квантитативная (по числу привлекаемых авторов и текстов) и интенциональная типология центонов (по мотивам, с которыми тексты-источники центона привлекаются его составителем).

  • О ТИПОЛОГИИ ВОСПРИЯТИЯ СИМВОЛИЗМА В РОССИИ И ВО ФРАНЦИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПАРИЖСКИХ ДИСКУССИЙ 1929-1931 ГОДОВ)

    ПОЛОНСКИЙ ВАДИМ ВЛАДИМИРОВИЧ — 2014 г.

    В статье рассматриваются материалы дискуссий о символизме во французской и русской литературах, которые развернулись в Парижской Франко-русской студии 1929-1931 гг. Автор реконструирует предпосылки принципиальных различий в восприятии символизма французскими и русскими диспутантами, порожденных разностью культурных традиций двух стран, сравнивает выдвинутые ими положения с подходами модернистской критики начала XX века и концептуальным осмыслением типологии литературного символизма современной филологической наукой.

  • ОБ ОДНОМ ФРАНЦУЗСКОМ ПРОЧТЕНИИ РУССКОГО ФИЛОСОФСКОГО ТЕКСТА

    ГОЛУБЕВА-МОНАТКИНА Н.И. — 2014 г.

    В статье показана возможность и необходимость таких изменений информационной структуры текста книги С.Н. Булгакова "Философия имени" при переводе на французский язык, которые облегчают восприятие современными иностранными читателями русского философского наследия.

  • ОРФОЭПИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ

    КАСАТКИН Л.Л. — 2014 г.

    В статье описаны орфоэпические позиции - зависимость произношения и ударения в слове от разных факторов: фонетические - от качества варьирующихся звуков, соседних звуков, начала и конца слова, положения по отношению к ударению, фразовых позиций, длины слова; фонологические - от положения перед определённой фонемой или после неё; лексические - от конкретных слов, степени употребительности и стилистической окраски слова, свободного употребления слова или в составе фразеологизмов; морфематические - от типа морфем и стыка морфем; морфологические - от принадлежности слов к разным частям речи, от влияния других форм слова; словообразовательные - от словообразовательных типов слов; стилистические-от стиля речи; графико-орфографические-от написания слова; генерационные - старшая и младшая произносительные нормы; гендерные - от пола говорящего; социальные - от принадлежности к разным социальным группам; территориальные - от проживания говорящих в разных городах России и за рубежом.

  • ОТ ПИСАТЕЛЬСКОЙ ЛЕКСИКОГРАФИИ - К ТЕКСТОЛОГИИ ПИСАТЕЛЯ B. Я. БРЮСОВ И СУПРУГИ БАЛЬМОНТЫ В РАБОТЕ НАД "ПУШКИНСКИМ СЛОВАРЕМ"

    ГИНДИН С.И. — 2014 г.

    В статье прослеживается работа Валерия Брюсова, Екатерины и Константина Бальмонтов в 1898-1899 гг. над словарем поэтического языка Пушкина. Утверждается, что идея такого словаря была выдвинута двумя поэтами раньше появления известной статьи А.И. Урусова. Выяснено, что программа и методика работы над словарем определялись ее участниками в сотрудничестве с А.А. Шахматовым. Показано, что сущностной причиной прекращения работ стало отсутствие научно установленного текста произведений Пушкина, а главным научным итогом - статья В.Я. Брюсова "Что дает Академическое издание сочинений Пушкина?"

  • ОТВЕТ РЕЦЕНЗЕНТУ

    ПАНОВ Е.Н. — 2014 г.

  • ПО СТРАНИЦАМ КНИГИ В.М. АЛПАТОВА "ВОСТОКОВЕДЫ. ЯЗЫКОВЕДЫ. ИСТОРИКИ"

    КРАСУХИН К.Г. — 2014 г.

    В статье обсуждается книга чл.-корр. РАН В.М. Алпатова, содержащая биографии двадцати учёных-гуманитариев, занимавшихся востоковедением, языкознанием, историей. Их судьба неотделима от истории советского и российского общества. Книга является важным вкладом в изучение истории отечественной гуманитарной науки, но, как любой авторский текст, содержит отдельные спорные суждения.

  • ПОЭТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ В АФОРИЗМЕ (КОММЕНТАРИИ К ТЕКСТАМ СТАНИСЛАВА ЕЖИ ЛЕЦА)

    КАРАСИК В.И. — 2014 г.

    Рассматривается афоризм как проявление креативного коммуникативного поведения. Обсуждаются жанровые характеристики афоризмов С.Е. Леца - позиционная перефокусировка, регистровое понижение, разрушение штампа, силлогический разрыв. Показаны особенности поэтической рефлексии в афористическом тексте, состоящие в создании нового символического образа, построении контекстуальной антитезы, освещении положения дел в философско-художественном ракурсе, одновременной актуализации нескольких смыслов и опоре на значимые для автора аллюзии.

  • ПРОБЛЕМА РАЗГРАНИЧЕНИЯ ОМОНИМИИ И ПОЛИСЕМИИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРАКТИКЕ СОСТАВЛЕНИЯ ТОЛКОВЫХ СЛОВАРЕЙ

    КАЧУРИН Д.В. — 2014 г.

    Статья посвящена лексикографической проблеме подачи в толковых словарях неоднозначных лексических единиц (омонимов и многозначных слов); в ней разрабатывается идея градуальности шкалы “полисемия - омонимия” (на примере рядов значений, семантические изменения внутри которых вызваны экстралингвистическими причинами) и предлагаются способы отражения этой градуальности в толковых словарях.The article is devoted to the lexicographical problem of presentation of ambiguous lexical items (homonyms and polysemantic words) in defining dictionaries; the article elaborates on the idea of the gradual-scale “polysemy - homonymy” (on the example of different sets of meanings, within which the semantic shifts occur for extra-linguistic reasons); the ways to reflect such spectrums of meaning in defining dictionaries are also offered

  • ПУНКТУАЦИЯ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОДТЕКСТА (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА М.А. ШОЛОХОВА “СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА” И ЕГО ПЕРЕВОДОВ НА АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)

    СИГАЛ К.Я. — 2014 г.

    Статья посвящена исследованию участия пунктуации в передаче эмоционального подтекста. В ней показано, что многоточие является неуниверсальным пунктуационным маркером имплицитных эмоциональных смыслов.

  • РОССИЙСКАЯ “МИСТЕРИМАНИЯ” 1840-Х ГОДОВ: ПАРАДОКСЫ ВОСПРИЯТИЯ РОМАНА ЭЖЕНА СЮ

    ЧЕКАЛОВ К.А. — 2014 г.

    В статье рассматривается судьба романа Эжена Сю “Парижские тайны” в русской словесности 1840-х годов. Неоднозначная оценка книги современниками (критиками, писателями и простыми читателями) сочетается с отсутствием интереса к жанровому новаторству Сю. Первые написанные под влиянием “Парижских тайн” литературные произведения не столько развивают традицию Сю, сколько пародируют ее.

  • С. А. КИБАЛЬНИК. АНТИЧНАЯ ПОЭЗИЯ В РОССИИ XVIII-ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА. ОЧЕРКИ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ИД "ПЕТРОПОЛИС", 2012. 415 С

    МАЛЬЧУКОВА Т.Г. — 2014 г.

  • СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЖАНР СУММЫ И "БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ" ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ

    ТОПОРОВА А.В. — 2014 г.

    В статье рассматриваются средневековые суммы как особый литературный жанр, обладающий определенными содержательными и формальными характеристиками, такими как "коллекционирование знаний" по заданной теме, строгая классификация материала, ссылка на авторитеты, цель не только практическая, но и нравственная. Возникнув в рамках схоластического метода, сумма, первоначально претендовавшая на "научное" представление материала, постепенно стала расширять сферу своего функционирования, ориентироваться на более широкие круги читателей и даже проникать в область художественного творчества. "Божественная комедия" Данте рассматривается как особая трансформация жанра суммы.