научная статья по теме К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЕНГЕРСКОГО ИСТОРИКА ДЮЛЫ СЕКФЮ (1883-1955) Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЕНГЕРСКОГО ИСТОРИКА ДЮЛЫ СЕКФЮ (1883-1955)»

Славяноведение, № 3

© 2013 г.

К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЕНГЕРСКОГО ДЮЛЫ СЕКФЮ (1883-1955)

Краткий очерк знакомит со страницами биографии и основными трудами известного венгерского историка Д. Секфю.

A short essay presents main facts of the biography and principal works of the renowned Hungarian historian Gyula Szekfü.

Ключевые слова: Дюла Секфю, история Венгрии, историография.

Дюла Секфю - один из самых значительных венгерских историков ХХ в.: автор фундаментальных трудов по истории Средних веков и раннего Нового времени, профессор Будапештского университета, академик Венгерской академии наук, публицист и основатель по сей день популярной газеты «Magyar Nemzet» («Венгерская нация»), дипломат, с января 1946 по сентябрь 1947 г. представлявший Венгерскую Народную Республику в СССР. Он восставал против господствующих в исторической науке и общественном сознании догм, развенчивал национально-романтические мифы, с успехом применял новые методы исследования на материале венгерской истории, воспитал плеяду историков, определивших облик и составивших гордость венгерской науки.

Обучение в Будапештском университете - одном из лучших в Австро-Венгрии и пользовавшемся заслуженным признанием в Европе - позволило молодому Секфю заложить прочный фундамент своего высокого профессионализма и широчайшей эрудиции. Профессора, чьи лекции и семинары ему довелось посещать (Х. Марцали, Ш. Мика, Д. Андял, Л. Фейерпатаки и др.), были частью европейского интеллектуального сообщества, свободно говорили на трех-четырех иностранных языках, находились в научном диалоге с коллегами из Германии, Франции, России. Оттачивание мастерства продолжилось во время службы в Австрийском государственном архиве в Вене (1908-1925) и тесного общения с работавшими в имперской столице венгерскими учеными (Л. Таллоци, А. Каройи, К. Тагани). Именно в те годы, в том числе под воздействием трудов немецких историков Л. фон Ранке и Ф. Майнеке, сформировалось творческое кредо Секфю -приоритетное изучение истории национально-государственного строительства. Тогда же он увлекся «историей духа» (Geistesgeschichte) - течением в немецкой науке первой половины ХХ в., представители которого рассматривали исторический процесс не как цепь политических событий (что было характерно для позитивизма), но как смену господствующих в обществе идей, мировоззрений, художественных стилей [1. С. 13-19].

О. В. ХАВАНОВА ИСТОРИКА

Хаванова Ольга Владимировна ведения РАН.

- д-р ист. наук, ведущий научный сотрудник Института славяно-

Биографы и исследователи творчества Секфю отмечают, что почти все крупные публикации историка вызывали общественный резонанс, провоцировали поляризацию мнений и резкую критику со стороны несогласных. Уже выход в свет первой его книги «Ракоци в изгнании» (1913) сопровождался бурей возмущения в лагере историков национально-романтического толка. Начинающий ученый позволил себе поставить под сомнение величие вождя антигабсбургской войны 1703-1711 гг. князя Ференца II Ракоци (1676-1735), изобразив его тщеславным, недальновидным политиком, действовавшим наперекор исторической логике и закономерно поплатившимся за это эмиграцией, одиночеством и забвением. Ответом историку стали гневные речи в парламенте и истерия в прессе.

Другая полемически заостренная, горькая и эмоциональная книга, выдержавшая семь изданий - это «Три поколения» (1920), посвященная осмыслению опыта красной диктатуры в Венгрии, белого террора, консолидации на консервативно-охранительных принципах и обретения родины в границах, очерченных подписанным в том году Трианонским мирным договором. В ней Секфю осудил три поколения венгерских либеральных политиков XIX - начала ХХ вв., которые бездумно заимствовали с Запада не применимые к Венгрии национально-государственные теории и тем самым привели страну к гибели.

В либерализме ученого не устраивал, в первую очередь, его универсализм. В предисловии ко второму изданию книги историк писал о своих оппонентах: «Они не выносят, когда кто-то говорит о национальных свойствах, специфически национальных явлениях; по их мнению, есть только одна всеобщая линия развития, не имеющая национальной специфики» [2. 47. old.]. Поиск особого пути венгров в рамках европейской христианской цивилизации красной нитью прошел через все творчество Секфю; важной вехой стал сборник статей под его редакцией «Что есть венгр?» (1939).

На протяжении всей жизни Секфю считал своим духовно-нравственным идеалом великого венгерского консервативного реформатора первой половины XIX в. - графа Иштвана Сечени (1791-1860), с именем которого связаны основание Венгерской академии наук (1825) и Национального казино (1827), игравшего роль политического клуба. В своих сочинениях он обозначил программу постепенного демонтажа пережитков феодализма, проведения в стране преобразований по примеру Великобритании. Сечени был близок Секфю тем, что не мыслил будущего Венгрии вне Австрийской империи и отвергал радикальный либерализм вождя революции 1848 г. Л. Кошута (1802-1894).

В «Трех поколениях» Сечени выведен национальным героем, который в противовес родившемуся в европейских иностранных сообществах либерализму, как течению, ведущему к революции, воплощал национальную доблесть [1. C. 26]. «В духовном складе венгров как национального сообщества, - писал Секфю, -есть такие недостатки, которые мешают нам развиваться и подняться до высоты европейского христианского гуманизма. Сечени сделал из этого обстоятельства политические, практические выводы: венгерской политике нужно убирать, подавлять, истреблять эти исконные недостатки, а не преумножать их собственными руками» [2. 46. old.].

Вообще, крушение Австро-Венгерской монархии и распад тысячелетнего Венгерского государства, объединявшего, по мнению Секфю, народы Карпатского бассейна вокруг культурно доминирующего мадьярства, побуждали историка вновь и вновь осмыслять процессы формирования современных наций и особенности политики в отношении национальных меньшинств. В пространном исследовании, предварявшем издание «Документы и материалы к истории венгерского государственного языка, 1790-1848» (1926), он в широком сравнительно-историческом контексте проанализировал, чем обернулось заимствование идей западноевропейского Просвещения в полиэтничной Венгрии. Стремление венгерских интеллек-

туалов создать лексически богатый и грамматически совершенный родной язык, требование сословий, по сути, совместить языковые и политические границы по примеру Франции привели к конфликту с венским двором, с одной стороны, и немадьярскими народами королевства - с другой. Так с провозглашением в 1844 г. венгерского языка государственным завязался тугой узел конфликта, из которого последовали события революции 1848 г.

Подводя итог мадьяризаторской политике правительства, Секфю в «Краткой истории вопроса о национальностях» желчно писал: «Они [правительство] с полной невозмутимостью наблюдали за сепаратистскими или федералистскими устремлениями отдельных народов, не будучи в состоянии переломить ситуацию, слепо веря в наши силы и полную защищенность. Нам не приходило в голову, что благополучию вскоре придет конец, а собственные силы в одночасье иссякнут. Мы просчитались, и нас не оправдать тем, что высокую цену мы заплатили не за преступление, а за беспечность» [2. 545. old.].

Интерес к истории духа, восприимчивость к методологии изучения пионерской для своего времени проблематики истории ментальности привели Секфю к примечательным наблюдениям и выводам. Одну из работ он озаглавил «Духовный склад венгерского винодела» (1922). В ней ученый показал, что природные условия позволяли производителям во все времена изготавливать первоклассные, сопоставимые с лучшими европейскими образцами вина. Однако дискриминационные таможенные пошлины, введенные Веной в середине XVIII в., сделали экспорт венгерских вин невыгодным. Когда же в 1849 г. препоны пали, увеличения экспорта не последовало. Производитель в силу своего «душевного склада» находился «в особой духовной связи с продуктом» и вместо того, чтобы с успехом его продавать, оставлял вино «для себя». Таким образом, заключал Секфю, душевный склад субъекта экономики оказывает воздействие на производство продукции [2. 263. old.].

С 1927 по 1934 г. Секфю в соавторстве с бывшим однокашником, а с 1932 по 1938 г. - министром просвещения и культов Б. Хоманом, работал над масштабным проектом многотомной «Венгерской истории», написанной с позиций «истории духа». Медиевист Хоман написал тома по истории Средних веков вплоть до конца XV в., Секфю осветил период с конца XV до конца XIX в. В предисловии соавторы писали: «В старых книгах по истории экономическое, политическое, культурное, литературное развитие рассматривалось в отдельных, не связанных друг с другом главах. Современная историческая наука в подлинном смысле слова ориентируется на историю культуры, используя передовые методы истории духа, она не делит национальную историю на области, не очерчивает границ между аспектами явлений, но рассматривает историю как единый органический процесс. Экономические отношения влияют на литературные тенденции, а мировоззренческие сдвиги, обладая суверенным бытием, меняют общественные, хозяйственные и политические стороны жизни» [3. I. k. 10. old.].

В этих томах в полной мере раскрылся его художественный талант и полемический дар. Не ограничивая себя сухим изложением канвы политических событий и не замыкаясь на истории ментальности, Секфю представил бурные века национальной истории как сложный продукт разноплановых влияний: соотношение сил на международной арене, борьба сословий за политическую независимость и территориальную целостность страны, адаптация европейских художественных стилей к венгерским культурным традициям и укладу жизни. Историк дистанцировался от данного ему оппонентами прозвища «габсбургианец», но был убежден, что вхождение расчлененной османами Венгрии в состав владений Австрийского дома спасло ее от судеб, ранее постигших балканские народы.

Секфю недвусмысленно называл путь сепаратизма, по которому пошли вас-сально зависимы

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком