научная статья по теме К 80-ЛЕТИЮ АКАДЕМИКА М.Л. ТИТАРЕНКО. ОРГАНИЗАТОР НАУКИ, МЫСЛИТЕЛЬ, ФИЛОСОФ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «К 80-ЛЕТИЮ АКАДЕМИКА М.Л. ТИТАРЕНКО. ОРГАНИЗАТОР НАУКИ, МЫСЛИТЕЛЬ, ФИЛОСОФ»

Проблемы Дальнего Востока № 2, 2014 г.

Российское китаеведение

К 80-летию академика М.Л.Титаренко Организатор науки, мыслитель, философ

© 2014 А. Островский

27 апреля 2014 г. исполняется 80 лет выдающемуся российскому востоковеду, глубокому знатоку китайской традиционной мысли и духовной культуры академику РАН Михаилу Леонтьевичу Титаренко. Его с полным основанием можно назвать архитектором современного научного облика ИДВ РАН. С его именем связана добрая половина почти шестидесятилетней истории института. В настоящее время работа Института нацелена на глубокое комплексное изучение дальневосточного региона в интересах обеспечения долгосрочных целей развития России.

М.Л. Титаренко родился 27 апреля 1934 г в селе Лакомая Буда Кли-мовского района Брянской области в крестьянской семье. Незадолго до начала войны его семья в рамках государственной программы освоения новых земель переселилась на Алтай. Первый интерес к Китаю возник у него еще в стенах средней школы села Шелаболиха, когда учительница истории поручила ему подготовить для одноклассников политинформацию о китайских событиях. Шла вторая половина 1940-х гг., когда в соседней стране развернулась ожесточенная гражданская война между Компартией и Гоминьданом. Школьник отправился в библиотеку, нашел необходимые материалы и сделал доклад, который понравился и соученикам, и учительнице, организовавшей еще одно выступление на эту тему уже перед взрослой аудиторией — на собрании колхозников. Разовое поручение переросло в увлечение — дома подросток повесил на стену карту, на которой флажками отмечал сражения и маневры армии китайских коммунистов. Доклады о происходящем в Китае в разных аудиториях Шелаболихи стали для него постоянным пионерским поручением.

Островский Андрей Владимирович, доктор экономических наук, заместитель директора ИДВ РАН. E-mail: ostrovski@ifes-ras.ru.

В 1947 г. семья переехала в Барнаул, где М.Л. Титаренко закончил школу и в 1949 г. поступил в Барнаульское педагогическое училище. Эрудированный и уважаемый преподаватель училища В. А. Вадимов помог юноше сделать еще один шаг к выбору будущей специализации. Преподаватель рассказал ученикам о педагогических идеях древнекитайского мудреца Конфуция, а потом поручил М.Л. Титаренко написать на эту тему небольшой доклад, имевший большой успех.

В 1953 г. красный диплом педагогического училища и рекомендация педсовета открыли талантливому юноше путь для продолжения учебы в столице на философском факультете МГУ им М.В. Ломоносова. Это была одна из самых светлых и позитивных сторон советской действительности тех времен — система держала открытым путь к знаниям и новым профессиональным возможностям для энергичных и одаренных молодых людей. В стенах МГУ окончательно определился и сформировался интерес М.Л. Ти-таренко к изучению истории китайской философии.

В 1957 г. Правительством СССР было принято решение об углубленном изучении Китая и о дальнейшем расширении связей между двумя нашими народами. Из Китая в СССР выезжало большое количество китайской молодежи для обучения в вузах и стажировок на предприятиях. Значительная часть китайской молодежи учила русский язык для того, чтобы поехать на учебу в нашу страну. До сих пор многие китайские руководители различного уровня тепло вспоминают о годах, проведенных в СССР. В феврале 1957 г. в различные вузы Китая на несколько лет была отправлена первая группа советских стажеров для обучения китайскому языку, филологии, истории, медицине, архитектуре и даже производству фарфора. Вместе с первой группой советских стажеров, отправившихся в Пекин с Ярославского вокзала в Москве, возможность поехать туда для продолжения образования представилась и М.Л.Титаренко. Первый год стажеры интенсивно изучали на специальных курсах китайский язык, после чего продолжали стажировку по специальности.

В начале 1958 г. М.Л. Титаренко представили преподавателям философского факультета Пекинского университета Жэнь Цзиюю и Фэн Юланю. Оба этих ученых стали частью интеллектуальной истории современного Китая. Жэнь Цзиюй, активно участвовавший в те годы в дискуссиях по истории китайской философии, впоследствии прославился исследованиями буддизма и даосизма. Фэн Юлань уже тогда пользовался репутацией ученого с мировым именем. Он был автором не только известных трудов по истории китайской мысли, но и создателем собственной философской системы, нацеленной на синтез достижений китайской и западной традиций. Дважды в неделю Фэн Юлань проводил для советского стажера домашние занятия. Чтобы помочь ученику глубже проникнуть в китайскую премудрость, Фэн Юлань собственноручно записывал для него в тетрадь непонятные иероглифы.

Стажировка на философском факультете Пекинского университета, который в Китае сокращенно называется «Бэйда», открывала возможности проникнуть не только в мудрость прошлого, но и в перипетии китайского настоящего. Как раз в 1957 г. по инициативе Мао Цзэдуна профессором факультета был назначен известный марксист Фэн Дин, принимавший активное участие в политических баталиях 1930-40-х гг. Внутриполитическая ситуация в КНР становилась все более сложной. В 1957 г. в ходе развернувшейся идеологической кампании «пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ» власти призвали ученых к смелости в самовыражении и соперничеству во взглядах. Но смельчаков ждала незавидная участь — во второй половине года началась кампания борьбы против «правых элементов», наряду с помещиками, кулаками, буржуазией и другими врагами социалистического строя на интеллигенцию, прозванную «девятым поганцем» обрушились репрессии, началось ее трудовое перевоспитание.

Весной 1958 г. в Китае начался «большой скачок», ознаменовавший решение Мао Цзэдуна выбрать свой собственный путь строительства социализма. Летом власти

постановили направить студентов и профессоров ведущих университетов на обучение мудрости в крестьянскую среду для «слияния с народными массами». Ранним июльским утром студенты и профессора философского факультета Пекинского университета оказались вместе на пригородном вокзале Юндинмэнь. Михаил Титаренко был единственным иностранцем, который добровольно отправился вместе с китайскими коллегами трудиться в деревню. Поездом они доехали до станции между Пекином и Тяньцзинем, а потом на машинах добрались до деревни Хуанцунь в провинции Хэбэй.

Изучение философии сменили полевые работы и уборка урожая. Лишь в свободное время перевоспитуемые студенты усаживались вместе с профессорами на устланном кукурузными стеблями кирпичном кане, чтобы обсудить строительство социализма и коммунистическое будущее. Однако для советского стажера полугодовая работа в китайской деревне стала редчайшей возможностью увидеть страну изнутри, посмотреть на жизнь простых людей, понять их отношения и менталитет.

В 1959 г. М.Л. Титаренко продолжил профессиональную подготовку на философском факультете Фуданьского университета в Шанхае — там профессора и студенты уже прошли через перевоспитание физическим трудом на селе, после чего учебный процесс был возобновлен. Тогда же он выбрал тему будущей диссертации — учение древнего китайского философа Мо Ди (V в до н.э.). Основная часть работы и перевод основных глав книги «Мо-цзы» были выполнены в Шанхае под руководством профессора Ху Цюа-ня и доцента Пань Фуэня. Наставником М.Л. Титаренко в стенах Фуданьского университета был видный ученый-обществовед, публицист, исследователь марксистской теории и китайского традиционного духовного наследия Янь Бэймин. В 1961 г. М.Л. Титаренко получил диплом об окончании университета по специальности «философ-историк китайской философии» и диплом переводчика китайского языка. Увидев документ, выпускник испытал шок: философский диплом был выписан на имя «гражданина СССР Миши», так китайцы привыкли называть советского стажера...

Завершение учебы совпало с обострением китайско-советской политической полемики и перерождением отношений от недавней искренней дружбы к подозрительности и конфронтации. Такие изменения политического курса в советско-китайских отношениях не могли не сказаться на судьбе многих стажеров. Когда они вернулись в СССР с дипломами китайских вузов, то выяснилось, что они никому не нужны, так как все исследования по Китаю с начала 1960-х гг. были свернуты, Институт китаеведения АН СССР по приказу сверху был закрыт, советско-китайские торгово-экономические, научно-технические и культурные связи заметно сократились. В результате большинство из вернувшихся после учебы и стажировки в КНР трудоустроились совсем по другим специальностям. М.Л. Титаренко повезло значительно больше, так как он продолжил свою деятельность по полученной специальности в качестве китаеведа, обладая редкими по тем, да и по нынешним временам знаниями в области культуры, философии, религии, этики и эстетики, то есть базы одной из древнейших мировых цивилизаций — китайской.

В 1961-65 гг. М.Л. Титаренко находился в КНР на дипломатической работе — сначала в Генеральном консульстве в Шанхае, затем в Посольстве СССР в Пекине. В это время он продолжал целенаправленную работу по расширению научного кругозора, изучению классической философии и политической мысли Китая. В 1963 г. он приступил к обучению в заочной аспирантуре философского факультета МГУ, а в 1965-м защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук на тему «Древнекитайская школа моистов и их учение».

С 1965 по 1985 гг. М.Л. Титаренко находился на ответственной работе в Отделе ЦК КПСС. В этот период ученый занимался исследованиями современной идейно-политической ситуации в КНР. В 1979 г. он защитил докторскую диссертацию, посвященную идейно-теоретической ситуации в КПК накануне и в период «культурной революции». Одновременно он продолжает интересоваться проблемами китайской мысли. В публика-

циях, посвященных анализу современной китайской политики и взглядов Мао Цзэдуна, ученый опирался на глубокое знание китайской философской традиции. При участии М.Л. Титаренко и под его руководством одновременно реализуются издательские проекты, способствовавшие популяризации китайской

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком