научная статья по теме К АНТРОПОНИМИИ НАСЕЛЕНИЯ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АБХАЗИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «К АНТРОПОНИМИИ НАСЕЛЕНИЯ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АБХАЗИИ»

ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЭО, 2009 г., № 5 © О.В. Маан*

К АНТРОПОНИМИИ НАСЕЛЕНИЯ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АБХАЗИИ

Ключевые слова: семья абжуйских абхазов, нуклеарная, сложная, неразделенная семья, миграции, жизнеобеспечение, доходы, брак, размер семьи, рождаемость, обычай избегания

Юго-восточные области Абхазии (совр. Гальский и Очамчирский районы - исторические области Самурзакань и Абжуа) вследствие своего пограничного положения издавна стали зоной активных контактов с западной Грузией и народами Северного Кавказа. Межэтнические взаимоотношения в этой части Абхазии нашли отражение не только в народных преданиях и языке, но и в усвоении соседними этносами (абхазами с одной стороны, западными грузинами и северокавказцами с другой) элементов материальной и духовной культуры. Особый интерес в этом аспекте представляет влияние межэтнических взаимодействий на образование фамилий юго-восточных абхазов, поскольку культурные и политические влияния во все времена оказывают воздействие на антропонимические процессы.

Историческая антропонимика становится важной вспомогательной дисциплиной в системе гуманитарных наук. Исследователи все чаще пользуются данными антро-понимии в качестве определенных свидетельств о социальном и культурном развитии того или иного народа, его политических и этнических связях и контактах (Цулая 1991: 116; Инал-Ипа 2002: 10-11).

Антропонимию абхазов нельзя считать неизученной - в последнее время издан ряд ценных монографий и сборников, благодаря чему существует определенное историографическое наследие по проблеме образования фамилий у абхазов. В этом плане в первую очередь необходимо выделить монографию Ш.Д. Инал-Ипа "Антропонимия абхазов". В книге рассматриваются общие сведения об антропонимике, истории изучения абхазских имен и фамилий, а также дается их классификация в историческом, социальном, локальном разрезах и т. д. (Инал-Ипа 2002).

Из работ абхазоведов, посвященных этнографии абхазских фамилий, следует отметить и работу А.Э. Куправы "Из истории абхазской антропонимии", где освещаются вопросы истории преобразования абхазских, в частности самурзаканских, фамилий в позднее средневековье и в Новое время, как в самой Абхазии, так и за ее пределами (Куправа 2003).

Из других авторов, изучающих вопросы антропонимии, в том числе грузино-абхазские параллели, особо отметим исследования Г.В. Цулая (1971, 1991, 1999, 2002), Н.С. Джомидавы (1996, 2000), а также публикации Д.М. Дасаниа (2003, 2005, 2006).

В целом в трудах исследователей накоплен значительный фактический материал по абхазским фамилиям, хотя основное внимание уделяется общим вопросам абхазской антропонимии. При этом, несмотря на определенные сдвиги, наиболее слабо

Омар Владимирович Маан - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнологии Абхазского института гуманитарных исследований им. Д.И. Гулиа АН Абхазии.

изученными как этнологами, так и историками остаются проблемы генезиса и особенностей фамильных имен восточных, и в частности абжуйских, абхазов. В связи с этим основной целью данного сообщения стало рассмотрение этнокультурных связей юго-восточных абхазов, способов образования фамилий, а также изучение связанных с этим легенд и преданий, относящихся в основном к позднему средневековью, которые в большинстве случаев являются единственным источником информации. Наряду с собственными и полевыми этнографическими материалами использованы литературные источники.

На территории юго-восточной Абхазии в течение длительного времени происходило продолжающееся до наших дней активное взаимодействие абхазского "племенного мира" с картвельским (грузинским, мегрельским). По мнению Н.В. Хоштария, юго-восточную Абхазию населяли непосредственные предки абхазов апсилы. Об этом свидетельствуют археологические материалы из Чхороцку и Цебельды (П-1У вв. н. э.), принадлежащие апсилийской культуре. Н.В. Хоштария указывает, что у проживающих на левом берегу р. Ингур сохранилась фамилия Апшила. Там же существовало селение Леапшиле, где остались развалины церкви, связанной с этой фамилией (Хоштария 1962: 22). Вместе с тем, в продолжение длительного времени под натиском лазов и в связи с другими причинами происходило сокращение территории обитания апсилов: частично они были оттеснены на север, частично подверглись ассимиляции в связи с этническим освоением значительной части их земель (Соловьева 1985; Инал-Ипа 1990).

Следствием подобных миграционных процессов, продолжившихся со второй половины XIX в., были взаимопроникновения этих народов, чем, в частности, можно объяснить наличие среди современного населения Абхазии немало "обабхазившихся" мегрелов, а в Грузии - "огрузинившихся" абхазов. Довольно подробные сведения о таких фактах приводятся, в частности, в книге историка Н.С. Джомидавы "3000 мегрельских фамильных имен" (Джомидава 2000: 13-426). Наиболее типичным показателем стихийных ассимиляционных процессов в прошлом было присоединение грузинского (мегрельского) антропонимического форманта к чисто абхазским фамильным основам (Цулая 2002: 85). К таковым относятся мегрелы Самурзакани, где распространены такие в основе абхазские фамилии, как Эзугба-иа, Зухба-иа, Тузба-иа, Абухба-иа и т. д. В Грузии к ярким примерам такого рода фамилий можно причислить, очевидно, Ахо-бадзе (из абхаз. Ахъба), а также Чачиба-иа (корень абхазского племенного названия Чач) и другие, вышедшие из абхазского ономастикона и свидетельствующие об абхазо-грузинских этнических отношениях (Там же).

Наличие одинаковых фамилий, вместе с тем, не означает, что их носители состоят между собой в родственных связях. «Фамилии, - пишут в работе "Народные традиции кабардинцев и балкарцев" А.И. Мусукаев и А.И. Першиц, - существующие в настоящее время у всех народов мира, у крупных этносов вовсе не указывают на общее происхождение. Русские Петровы или Кузнецовы, немецкие Петерсы или Шмидты, как правило, не являются, да и не считают себя родственниками. Несколько иначе обстоит дело у народов сравнительно небольших. У них также имеются фамилии, различные ветви носителей которых не состоят в родстве. Так, среди фамилии Кушховых, весьма распространенной в Кабардино-Балкарии, много неродственников. Корни каждой патронимии Кушховых восходили к различным карачаевским, осетинским и балкарским патронимам и фамилиям» (Мусукаев, Першиц 1992: 109-110).

Из грузино-абхазских одинаковых фамилий издавна привлекает внимание одна из наиболее распространенных в юго-восточной Абхазии - Кация. По этому поводу грузинский историк конца XIX в. Дм. Бакрадзе писал: «Слово Кациа существует доселе в Имеретии, Мингрелии как собственное имя человека. "Архонт" Кациа показывает, по моему мнению, что в то время, когда составлена надпись, имя Кациа в Западной Грузии уже было в употреблении» (Абхазия 1898).

В этой связи отметим, что по топонимическим данным, в с. Пакуаш (Очамчирский р-н) и ныне существует пос. Кацихабла, а в низовьях р. Кодор вплоть до махаджир-ства существовал пос. Кацикыт ("село Каца"). В Турции проживают представители фамилии Кацаа (Акац), принадлежащие, по утверждению представителя абхазской диаспоры Орхана Шамба, к этнографической группе абхазов "цвидже", проживавшей до выселения ниже территории племени "ахчипсы", т.е. в ущелье Цвыдзыпсы, притока р. Мзымта. Видимо, не обязательно считать, что мегрельские и абхазские фамилии Кация одного корня, так как они могли образоваться самостоятельно, независимо друг от друга. С разрастанием фамилии из ее древа выделялись отдельные семьи и переселялись на новые места жительства. Одна из отделившихся ветвей фамилии по имени ее родоначальника могла образовать патроним Кац-ипацва, то есть "сыновья Каца" (создание хозяйств и очагов вне пределов родовых владений было достаточным основанием для смены фамильного имени именем главы семьи). Впоследствии название патронима Кац-ипацва превращалось в Кацаа, Кация. Самостоятельное возникновение указанной фамилии у грузин и абхазов доказывается, наконец, не только генеалогическими данными, но и отсутствием каких-либо родственных связей между одноименными фамилиями.

Характерным примером различного этнического происхождения патронимических ветвей одной фамилии могут служить и другие многочисленные антропонимы юго-восточной Абхазии. К их числу относится, например, фамилия Камкия, представители которой живут ныне во многих селах западной Грузии и юго-восточной Абхазии.

В 70-х годах прошлого века этнограф Л.Х. Акаба записала рассказ председателя колхоза с. Члоу (Очамчирский р-н) Команды Камкия: "Когда Камкиевы приехали в Абхазию, у них не было никакой аныхи (иконы), и однажды один из них заболел. Пошли к прорицательнице. Она сказала, что надо поехать на прежнее место жительства и пожертвовать Клюшкар-ныхе ("икона" в с. Кулишкари Зугдидского р-на западной Грузии) золотую модель люльки. Они так и сделали. Кроме того, они отдали три рубля серебром и одного поросенка. Камкия (Очамчирский р-н) и Канкия (Гудаутский р-н) -это одна и та же фамилия. Они приехали из Одиши (прадед современных представителей этой фамилии из с. Кулишкари). Они пришли сначала к Маан в Адзюбжу. Затем младший брат отправился в с. Гуп к Маршану. Средний брат отправился в с. Кочара" (ПМ Ак).

Таким образом, предки названной фамилии, как считает большинство ее носителей, являются выходцами из западной Грузии. В то же время по некоторым преданиям, записанным нами в с. Адзюбжа от лучшего знатока старины абжуйских абхазов, ныне покойного Шали Теймуразовича Камкия, его дед Осман был выходцем из Садзена и вплоть до 1911 г. носил фамилию Садзба, Садзуа (ПМА 1).

Ценнейшие сведения по политической истории, географии, этнографии, ономастике и, в частности, по антропонимии средневековой Абхазии содержат древнегру-зинские исторические сочинения. Наиболее ранним источником, впервые зафиксировавшим фамильное имя абхазских владетелей из рода Чачба в грузинском оформлении "Чачасдзе" и упомянувшим предводителя абхазских войск Куабулела Чачас-дзе Отаго, является "Летопись Картли" ("Матиане Картлиса"), составленная во второй половине XI в., - одно из самы

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком