научная статья по теме К ИСТОРИИ ХРИСТИАНСТВА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ Экономика и экономические науки

Текст научной статьи на тему «К ИСТОРИИ ХРИСТИАНСТВА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2013, № 8, с. 115-118

К истории ХРИСТИАНСТВА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

© 2013 г.

С.М. ГАСРАТЯН. Христианство и Государство Израиль. Религиозно-политические и культурологические проблемы. Москва, "ЮНИТИ-ДАНА" - "Единство", 2011, 408 с.

Всем известно, что Палестина и сопредельные ей земли Ближнего Востока (Заиорданье, Сирия, Ливан, Египет, Ливия, страны бывшего "французского" Магриба, территории нынешней Турецкой Республики) - историческая колыбель христианства. Когда-то население этих территорий было почти сплошь христианским. Но ныне мы наблюдаем трагическое зрелище - исход остатков некогда многочисленных христианских общин из своего изначального ареала. Исход прежде всего на Запад, а также - в какой-то совсем ничтожной мере - в Россию и Армению. И, думается, рецензируемая книга ученого-израилеведа Светланы Манвеловны Гасратян проливает некоторый дополнительный свет на эту культурно-историческую и политическую трагедию - не побоюсь сказать - универсального масштаба.

Начну с претензий к этой монографии. Она слабо вычитана и отредактирована. И это - несмотря на громкое имя ответственного редактора (епископ Езрас Нарсисян, патриарший экзарх Армянской Апостольской Церкви в России). В книге слабо отработан ее понятийный аппарат: подчас околоцерковный, "елейный" язык перемежается с текстовыми штампами давно ушедшей советской эпохи, попадается множество некритических пересказов разного рода казенных текстов1... По всей видимости, "политкоррект-ность" автора вынуждена вступать в противоречия с требованиями строгого и многостороннего научного анализа.

И все же книгу М. Гасратян стоит прочесть, ибо она содержит в себе не только ценный компендий калейдоскопических и едва ли способных

1 Характерный тому пример - обширнейшие, без анализа, выписки из "Журнала Московской Патриархии" советских времен, где трактовка ближневосточных проблем сочетает в себе тогдашние интересы Русской Православной Церкви с внешнеполитическими амбициями почившей в Бозе КПСС.

уложиться в памяти событий последних семи десятков лет, но и вводит в нынешний российский научный и культурный оборот целый круг острейших и малоизученных проблем, не говоря уже о множестве статистических и документальных материалов.

Однако, при всей ее "политкорректной" осторожности, автор монографии не может пройти мимо того, что старая русская литературная традиция определила бы как "стыдные темы". Например, антиизраильские и антисемитские обертоны внешней политики СССР и стран "социалистического содружества" после Шестидневной войны 1967 г., как показывает автор, чрезвычайно осложнили не только условия существования восточно-христианских церквей на территориях Государства Израиль и нынешней Палестинской Автономии, но и их безопасность; результатом этой политики оказалось резкое снижение паломнической активности на протяжении 70-80-х годов (с. 27-31). Действительно, наказывая "израильскую военщину", так или иначе вынужденную отстаивать не просто Государство Израиль, но и физическое существование еврейского населения на Святой Земле, советские вожди действовали не только в ущерб экономическому благосостоянию израильтян и палестинцев, но и вековым традициям русской культуры, неотъемлемой частью которой издревле было поклонение Святым Местам2.

Былое советское руководство вкупе с "прогрессивной общественностью" Запада немало потрудилось над тем, что, поощряя дух антисионистской непримиримости в палестинском и общеарабском национальном движении, само чрезвычайно затрудняло перспективы мирного процесса на Ближнем Востоке.

2 Почему-то само понятие - Святые Места (имя собствен-

ное! ) - наш автор, на советский лад, пишет с малой буквы и в кавычках...

Едва ли возможна односторонняя апология позиций израильской стороны (ведь и израильтяне -тоже не ангелы), но, так или иначе, большая часть израильтян не исключает возможности сделок и компромиссов с арабо-исламскими оппонентами, тогда как в позиции последних доминирует идея уничтожения Государства Израиль (по их терминологии - "сионистского образования"), да к тому же и - по возможности - еврейской части его населения. "Сбросить евреев в Средиземное море!" "Отправить Израиль назад в Европу!"3 -эти лозунги десятилетиями звучали и продолжают звучать в арабо-исламском мире.

С.М. Гасратян убеждена, что сползание арабского национального движения от идей модернизации и культурного синкретизма к воинствующему исламизму загоняет в еще больший тупик возможности мирного процесса на Ближнем Востоке. Впрочем, сходные же тенденции, хотя и в ином, иудейском контексте и в несколько ослабленном (по сравнению с исламскими соседями) виде, проявляются и в Израиле. И все это больно бьет по христианским меньшинствам и в Арабских странах, и в Палестинской автономии, и в самом Израиле (с. 179-200). Тем паче, что и нынешний иудейский радикализм оказывается вольной или невольной репликой религиозного радикализма вышеупомянутых соседей.

Правда, некоторые тенденции нормализации отношений между израильтянами и арабскими христианами Государства Израиль и Иерусалима, но отчасти и Палестинской Автономии, наметились благодаря понтификату "славянского папы" -Иоанна Павла II (1978-2005); этот понтификат положительно сказался на статусе католических общин разных обрядов в Израиле (с. 64-70). Однако преодолеть десятилетиями накапливавшиеся взаимные недоверие и ненависть это обстоятельство едва ли сможет. Вероятно, некоторую позитивную роль в урегулировании напряженной ситуации смогут в дальнейшем сыграть Россия и Русская Православная Церковь с их миллионами паломников и туристов. Но это - дело будущего, на многие десятилетия вперед. (Если истории вообще отмерены десятилетия.)

Однако на нынешний день перспективы налаживания взаимопонимания между враждующими сторонами (а ближневосточные христиане особо уязвимы в условиях этой вражды) выглядят весьма и весьма отдаленными. А разговоры о том, что

3 И это притом, что значительная часть израильтян - выходцы (или уже потомки выходцев) из стран афро-азиатских ареалов, бежавших от преследований и дискриминации.

для разрешения ближневосточных узлов "требуется политическая воля Израиля, палестинцев и международного сообщества" (с. 367), пока лишь представляются, как свидетельствуют и материалы книги С.М. Гасратян, лишь набором благопо-желаний. Израилю необходимо выжить среди не только враждебного, но и исступленно-ненавидящего его окружения. Впрочем, выжить, сохранив символическую связь со своими духовно-историческими Святынями, тогда как противостоящий Израилю арабо-исламский мир не скрывает мечту об уничтожении Израиля (вплоть до нового Холо-коста), а "международное сообщество" подходит к ближневосточной проблематике чисто ситуативно, если не сказать - оппортунистически. И тому много причин: здесь и "нефтяные" интересы, но, как мне кажется, - и не в последнюю очередь, -неспокойная, не очищенная совесть значительной части европейцев перед лицом памяти о Холокос-те4 и их идеологическое заискивание перед мигрантами с Востока5.

Что же касается израильтян, то для большинства из них, исключая часть антисионистски настроенных иудейских фундаменталистов или крайне левых, - Израиль без Восточной стены Второго Храма и без Сиона уже утрачивает свои легитимность и духовный статус. Ибо мечта об обретении древней родины (или, как поется в израильском гимне, - "надежда двух тысячелетий: ха-тиква бат шнот альпайим") была смыслом существования еврейской диаспоры на протяжении веков и веков (с. 349-350)6.

И в этой связи С.М. Гасратян вспоминает поучительные эпизоды сравнительно недавней истории: «...до 1967 г.7 израильским арабам не разрешалось посещать "святые места" в Иерусалиме. Христианским общинам запрещено было покупать землю и дома в Иерусалиме. Кроме того, Иордания не разрешала христианам строить храмы в Иерусалиме.

4 Подробный разбор этой проблемы см.: Холокост: недоученные уроки / Рашковский е. Смыслы в истории. Исследования по истории веры, познания, культуры. М., 2008. С. 110-128.

5 Этот момент заискивания (включая и антиизраильские обертоны) отчетливо проявился в ходе электоральной кампании социалиста Франсуа Олланда на президентских выборах 2012 г. во Франции.

6 См. в этой связи: Авинери Ш. Основные направления в еврейской политической мысли. Иерусалим, 1990; Гасратян С.М. Истоки и идеология еврейского религиозного движения Х1Х-ХХ вв.: из предыстории Государства Израиль. М., 1999.

7 То есть в тот период, когда Восточный Иерусалим находился под властью Иорданского Хашимитского Королевства.

К ИСТОРИИ ХРИСТИАНСТВА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

117

Евреям также было запрещено посещать "святые места" Иерусалима в период с 1948 и до 1967 г. Более 38 тыс. еврейских могил на кладбище Горы Олив были уничтожены и осквернены.

Камни на кладбище были использованы для строительных материалов, а кладбище было использовано в качестве мусорных ям» (с. 347-348)8.

Что же касается отношения исламо-араб-ских радикалов к израильским "оппонентам" и - шире - к еврейскому народу, то и по сей день можно видеть в Интернете выступление от 2010 г. тогдашнего лидера египетских "Братьев-мусульман" и нынешнего президента Египта Мухаммеда Мурси с призывом к египтянам "растить детей и внуков в ненависти" к евреям9. Разумеется, ныне позиция Мурси в арабо-израильских отношениях - позиция именно как президента Республики Египет, принявшего на себя всю полноту ответственности за внутреннее положение и внешний статус своей страны, - выглядит куда более осторожной и взвешенной.

Но, так или иначе, лишь после Шестидневной войны 1967 г. именно "оккупационный" Израиль -худо ли, бедно, - но все же обеспечивает доступ к Святым Местам для представителей всех трех ав-раамических религий (с. 377-358). И это притом, добавил бы я от себя, что Пятничные молитвы в мечети Аль-Акса на Храмовой горе периодически завершаются вспышками насилия.

А уж христианские паломничества на Святую Землю (осуществляемые прежде всего благодаря защите и организационному обеспечению со стороны израильских властей) достигают многомиллионного размаха

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком