научная статья по теме К ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ СТИЛЯ «СТАЛИНСКИЙ АМПИР»: ЗДАНИЕ ГОСТИНИЦЫ «УКРАИНА» Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «К ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ СТИЛЯ «СТАЛИНСКИЙ АМПИР»: ЗДАНИЕ ГОСТИНИЦЫ «УКРАИНА»»

Современные гуманитарные исследования, № 1, 2007

Васькин А.А.

К ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ СТИЛЯ «СТАЛИНСКИЙ АМПИР»: ЗДАНИЕ ГОСТИНИЦЫ «УКРАИНА»

Архитекторы:

A.Г. Мордвинов, В. К. Олтаржевский,

B. Г. Калиш

Инженер:

П.А. Красильников

1953-1957 гг.

В данной статье - продолжение рассказа о строительстве высотных зданий, которое велось в столице СССР в 1947-1955 гг.

В гостинице «Украина» (29 этажей, высота со шпилем 170 м) первоначально располагалось 1000 гостиничных номеров (архитектор В.К. Олтаржевский) и 254 квартиры (архитектор В.Г. Калиш), размер квартиры - от одной до трех комнат каждая с выходом на две лестничные клетки.

Для данного здания характерно пышное декоративное оформление как внешней его части: обелиски, аттики из пятиконечных звезд, вазы в виде снопов пшеницы и т.п., так и интерьеров, особенно главного входа, отделанного мрамором и украшенного круглым живописным плафоном.

Гостиница расположена в важном в градостроительном плане месте у Дорогомиловской излучины Москвы-реки на набережной Тараса Шевченко. Здание строилось в тот период, когда еще не был сооружен расположенный здесь ныне мост и не развилась прилегающая часть Кутузовского проспекта. «Украина» по замыслу архитекторов и должна была стать вертикальным ориентиром этого проспекта, заложенного как раз в те годы.

Современные гуманитарные исследования, № 1, 2007

Назвать проспект предполагалось именем Конституции, это было предусмотрено еще генеральным планом реконструкции столицы 1935 года. Проспект должен был проходить мимо Поклонной горы через Дорогомилово в центр. Теперь это Новый Арбат и Кутузовский проспект.

Полностью значение высотного здания раскрылось лишь позднее, в конце 1960-х гг., когда раскрылся вид от Арбатской площади и дом замкнул перспективу Нового Арбата. В настоящее время дом является гармоничной составляющей всего ансамбля зданий: мэрии Москвы, Дома Правительства, жилых зданий на набережной Москвы-реки.

Острый ярусный силуэт высотного здания гостиницы, уравновешенность ее частей (автор продумал пропорции главного фасада на основании сетки подобных треугольников), проработанность деталей и членений, удачное расположение в системе пространства Москвы-реки, магистралей и набережных придают гостинице важную роль градостроительного акцента. Вместе с благоустроенным сквером на набережной и памятником Тарасу Шевченко, установленным в 1964 г. перед главным фасадом гостиницы, высотный комплекс является одной из архитектурных достопримечательностей столицы.

Но в то же время нельзя не привести и другое мнение современников, в соответствии с которым «жутковатые громады, выросшие по бокам новой трассы, затерли своей серостью гостиничный шпиль, который на их фоне выглядит саженцем средних размеров, тянущимся из-под асфальта Нового Арбата». Дело в том, что московские архитекторы, проектируя проспект Конституции, предполагали застраивать его домами раза в три меньшими по высоте, нежели существующие. Именно так выглядит Кутузовский проспект, который успели построить еще по первоначальному замыслу.

Тем не менее архитектурный облик высотного здания вполне заслуживает того, чтобы отнести «Украину» к ярким и типичным образцам советской городской архитектуры периода позднего сталинизма: «спокойный ритм боковых поверхностей жилых блоков подчеркивает движение архитектурных масс к высотной части; зеленый партер перед гостиницей органически связывает архитектуру гостиницы с рекой. Сверху весь комплекс представляет собой прямоугольник, в котором одна короткая стена занята главным элементом композиции - высотным зданием гостиницы, две длинные стороны - жилыми корпусами, а вторая короткая сторона широко раскрывает внутреннее пространство комплекса - озелененный двор. Светлая, с золотистым оттенком облицовка здания плитами из подмосковного известняка, введение цветовых мозаик в центральной высотной части, где предложена монументально-декоративная живопись, широкое использование плоских барельефов и объемной скульптуры как искусства, которое в синтезе с архитектурой наиболее полно и конкретно подчеркивает помпезность, грандиозность и величие сооружения. Следует отметить, что стена центральной высотной части гостиницы насыщена барельефом, который не разрывает поверхность стены, как это происходит в некоторых случаях с рельефом. Стена, в данном случае, покрытая плоским барельефом, читается очень монументально и декоративно, и, таким образом, кроме своего функционального, конструктивного значения, помогает раскрытию содержания здания. Вполне вероятно, что скульпторы при оформлении стен ссылались на опыт Индии, Египта, русских соборов во Владимире, дающий очень высокие образцы применения барельефа в сплошной обработке стены. Следует отметить, что в Греции и Риме применение барельефа иное: там он не так самостоятелен, а служит лишь частичным украшением стен (фронтон и фриз). При этом барельеф меняет свой характер в сторону горельефа и содействует дроблению плоскости стены.

Эта тенденция превращения плоскостного барельефа в горельеф продолжается и усиливается в готике и барокко, где даже орнаменты становятся объемными, доходя до своего наибольшего развития в орнаменте рококо»1.

1 Васькин А.А., Назаренко Ю.И. Архитектура сталинских высоток. - М., 2006.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком