научная статья по теме К ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ СТИЛЯ «СТАЛИНСКИЙ АМПИР»: ЖИЛОЕ ЗДАНИЕ НА КОТЕЛЬНИЧЕСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «К ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ СТИЛЯ «СТАЛИНСКИЙ АМПИР»: ЖИЛОЕ ЗДАНИЕ НА КОТЕЛЬНИЧЕСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Отечественная история

№ 5,

Васькин А.А.

К ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ СТИЛЯ «СТАЛИНСКИЙ АМПИР»: ЖИЛОЕ ЗДАНИЕ НА КОТЕЛЬНИЧЕСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ

В Москве, по адресу Котельническая набережная, 1/15 стоит и радует глаз москвичей и гостей столицы высотное здание периода так называемого «сталинского ампира».

Это одно из первых вступивших в эксплуатацию высотных зданий (26 этажей, 160 м). Дом находится у впадения реки Яузы в реку Москву и замыкает перспективу русла реки Москвы с противоположной стороны, от Кремля на восток.

Архитекторы:

Д.Н. Чечулин, А. К. Ростовский

Инженер:

Л.М. Гохман

1938-1940 гг., 1948-1952 гг.

В ярусной композиции здания центральный корпус, густо украшенный обелисками, скульптурно-бутафорскими композициями и фигурными парапетами, весьма удачно опоясывают три более низкие башни и боковые крылья с декоративными башенками и завершениями, выходящие на Москву-реку и Яузу. Благодаря чему издали здание напоминает огромную корону.

В доме находится до 700 квартир на две, три, пять комнат (из них 344 - в центральной части), магазины, кинотеатр (ныне «Иллюзион»). По проекту во дворе предусмотрен гараж

на две сотни автомобилей. Все сделано для удобства жильцов, которые, не выходя на улицу, могли бы сразу попасть на почту, в кинотеатр, сберкассу, гастроном.

Первоначальный проект здания отличался от воплощенного меньшей высотой и более растянутыми по горизонтали пропорциями. В дальнейшем он был несколько доработан: высота центральной части со шпилем увеличена до 173 м, были внесены и другие изменения.

Первые пять этажей дома образуют мощный цоколь и облицованы гранитом.

Среди явных достоинств архитектурного проекта то, что силуэт его, образованный объемом, ступенчато нарастающим к центру, великолепно вписался в сложившийся архитектурный ландшафт центра Москвы. Здание не только эффектно завершает обширные пространства, раскрывающиеся вдоль Москвы-реки, но и вполне органично входит в перспективы живописных узких улиц и переулков, спускающихся по склонам холмов к долине Яузы. Естественно вписалось оно и в панораму, раскрывающуюся с бровки Боровицкого холма из Кремлевского сквера. Ступенчатость объема, достаточно крупного для обширных далеких перспектив, позволила создать спокойный переход от него к окружающей застройке.

Но в тоже время (!), главный объем и крылья, продолженные плотным фронтом зданий вдоль Котельнической набережной, скрыли склоны Швивой горки, одного из главных холмов исторической Москвы, как бы исключив его из городского ландшафта, исчезли и перспективы, открывавшиеся ранее с холма в сторону центра. И без того узкая река Яуза кажется еще более суженной рядом с громадой непрерывного массива бокового крыла здания.

Идея строительства небоскреба именно в Котельниках зародилась у Д.Н. Чечулина еще до войны. Заключалась она в том, чтобы выделить стрелку Яузы и Москвы-реки высотной архитектурной доминантой и тем самым поддержать проектируемый Дворец Советов активной вертикалью. Эта идея нашла воплощение в проекте жилого дома, центральная часть которого составляла двадцать четыре этажа. До войны было выстроено лишь одно боковое крыло вдоль Котельнической набережной, которое после постройки высотного здания вошло в его состав.

На окнах дома нередко еще можно встретить живые свидетельства времен культа личности - нацарапанные на стеклах слова «строили ЗЭКи». Кстати, во время строительства конвоиры на верхотуру и строительные леса не поднимались под страхом оказаться скинутыми на землю заключенными.

В ходе строительства жилого дома в Котельниках были выявлены «некоторые недостатки» в планировке. В частности, «завышенность подсобных помещений»: в трехкомнатных квартирах с жилой площадью 54,8 кв. м подсобная площадь достигала 41 кв. м.

Кухни в квартирах были оборудованы по последнему слову тогдашней техники: «На кухне властвует только один цвет - белый: белый кухонный стол, белые табуретки, белые дверцы встроенного шкафа. Белоснежная эмалированная мойка для посуды, белые холодильные шкафы: один зимний, охлаждающийся воздухом, поступающим сюда с улицы; второй - летний, электрический. Тут же в кухне сушильные шкафы». А вот и ванная: «никелированный калорифер для сушки полотенец и простынь, ящик для хранения белья, зеркало над раковиной умывальника и зеркальный шкаф для хранения зубных щеток, пасты, парфюмерии и бритвенных принадлежностей».

Учитывая явный дефицит жилых площадей в столице в то время, подобное можно с полной уверенностью назвать расточительством. Но ведь в коммунальных квартирах жили все остальные, а дом этот предназначался для советской элиты, которая ни в чем не должна была испытывать трудностей. Так что простой народ мог радоваться за свою могучую страну и восхищаться зданиями и снаружи, а вот каста избранных уже изнутри.

А внутри здание еще более торжественно: интерьеры вызывают удивление и сегодня, когда, казалось бы, удивляться уже нечему. Потолок вестибюля здания расписан в технике

------------------2006------------------

гризайль, характерной главным образом для XVIII века. Холл украшен барельефами из фарфора цвета слоновой кости, хрустальными люстрами и бронзовыми подсвечниками.

«Развернувшись по фронту в сторону Кремля, стоит над Москвой-рекой белокаменный дом, в котором живут простые советские люди - рабочие и инженеры, врачи и артисты, архитекторы и пенсионеры. Во всем мире не найти дома с таким составом жильцов. Невозможно даже представить, чтобы где-нибудь в Америке, Англии, Франции, в любой капиталистической стране правительство построило такое здание и заселило бы его рабочими и специалистами. В этом обычном для нас факте отражена политика Коммунистической партии и Советского правительства, направленная на максимальное удовлетворение постоянно растущих потребностей трудящихся нашей страны», - так писали советские искусствоведы в период кульминации т.н. культа личности.

По числу проживавших здесь деятелей советской культуры, науки и искусства этот дом по праву занимает первое место среди других высоток.

В разное время в доме жили актрисы Фаина Раневская и Клара Лучко, композитор Никита Богословский, писатель Константин Паустовский, режиссер Наталья Сац, балерина Раиса Стручкова, художник Аркадий Пластов, кинооператор Роман Кармен, а также сам автор проекта этого здания архитектор Дмитрий Чечулин.

Здесь же в корпусе Б, на 6-м этаже, в квартире 185 жила после переезда в столицу из Ленинграда (по прямому указанию Сталина) великая балерина двадцатого века Галина Уланова, единственная в СССР балерина дважды Герой Социалистического Труда.

17 декабря 2004 г. в бывшей квартире Улановой открылся мемориальный музей, где можно увидеть личные вещи, обстановку, в которой жила наша выдающаяся современница.

Посетителям музея предстают «четыре комнаты, скромная обстановка, большое зеркало для ежедневных занятий у станка, невзирая на возраст.

Вот слева любимое кресло, но от глаз посторонних Галина Сергеевна скрывалась не в гостиной, а в тихой спальне. На тахте аккуратно сложен мохеровый плед, в него уютно кутаться зимой, очки на тумбочке...

В музее-квартире нет духа застойной мемориальности. Уже в прихожей вас не покидает чувство, что Галина Сергеевна просто ненадолго вышла. В гардеробной комнатке зонтик, демисезонное пальто в шотландскую клетку. Везде - и в гостиной, и в спальне, и в кабинете со стеллажами книг - милые детали, расставленные заботливой рукой. Квартира аскетичная и наполненная особым светом. Звучит старая шарманка, и до бесконечности ходишь по четырем комнатам жизни великой актрисы. Играет шарманка...»1

После кончины балерины в 1998 г. казалось, что вся эта квартира, с обстановкой и, главное, архивом - перепиской, картинами, милыми сердцу Улановой подарками, сценическими костюмами и наградами - может вмиг исчезнуть. Уланова не оставила завещания, и вопрос о правопреемнике оставался открытым. Но ныне квартира включена в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и является филиалом государственного театрального Музея имени Бахрушина. А все имущество великой балерины было сохранено.

Дом этот и сегодня привлекает к себе внимание. Здесь живут многие незаурядные люди. И известная русская певица, исполнение которой песни о великой русской реке неизменно вызывает большой зрительский интерес; и художественный руководитель одного из московских театров; и знаменитый писатель, бывший диссидент, поселившийся ныне чуть ли не в той же квартире, которую он покинул, эмигрируя из СССР, и многие другие.

В следующих статьях этой серии публикаций читайте о других шести высотных зданиях Москвы.

1 По сообщениям радиостанции «Эхо Москвы».

Список литературы

1. Голомшток И. Тоталитарное искусство. - М.: Галарт, 1994. - 296 с.

2. Московский архив: Историко-краеведческий альманах. Выпуск I. - М.: Мосгорархив, 1996. - 544 с.

3. Зодчие Москвы. Кн. 2. - М.: Московский рабочий, 1988. - 368 с.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком