научная статья по теме К ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ СТИЛЯ «СТАЛИНСКИЙ АМПИР»: ЖИЛОЙ ДОМ НА КУДРИНСКОЙ УЛИЦЕ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «К ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ СТИЛЯ «СТАЛИНСКИЙ АМПИР»: ЖИЛОЙ ДОМ НА КУДРИНСКОЙ УЛИЦЕ»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Отечественная история

Васькин А.А.

К ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ СТИЛЯ «СТАЛИНСКИЙ АМПИР»: ЖИЛОЙ ДОМ НА КУДРИНСКОЙ УЛИЦЕ

Архитекторы:

М.В. Посохин, А.А. Мндоянц

Инженер:

М.Н. Вохомский

1948-1954 гг.

Высотный дом (22 этажа, 160 м) на Кудринской улице, бывшей площади Восстания, со временем должен был войти в число небоскребов, построенных на площадях Садового кольца. По проекту они образовывали «корону» для центра Москвы.

Поэтажный план центральной башни, увенчанной восьмигранным шатрообразным шпилем, и боковых крыльев здания, построенных уступами, предусматривал расположение 452 квартир, а также магазина на первом этаже, кинотеатра, тоннеля и гаражей в цокольном этаже.

В боковых корпусах здания -18 этажей, в центральном корпусе - 22. Уступчатая структура здания обеспечивает плавный переход от его мощного главного массива к окружающему его ансамблю Кудринской площади.

В осуществленном проекте отчетливо проявилась ориентация на национальную традицию и, в частности, на памятники русского барокко.

В процессе проектирования этого здания много внимания уделялось реконструкции площади Восстания, района Красной Пресни и окружающей застройки. Запроектированный в неразрывной связи с площадью, высотный дом стал несущим элементом всей сложной архитектурной системы сложившегося здесь градостроительного узла. Четкость объемно-планировочного построения, гармоничные пропорциональные соотношения основных массивов и венчающих их элементов, четкость и лаконичность пластики фасадов, органическое включение в архитектурный строй здания скульптурного декора ставят это высотное здание в число лучших.

Современники отмечали оригинальность проекта здания: «В его композиции использованы глубинные принципы древнерусского зодчества: ярусность объемов, выразительность силуэта, равноценно воспринимающегося со всех сторон, полихромия, связь с градостроительным окружением. Творческое претворение этих традиций в известной мере роднит дом на площади Восстания с творениями старых русских мастеров и с их, как бы вылепленными рукой скульптора, устремленными ввысь объемами.

Благодаря правильно найденному масштабу форм этого сооружения естественным кажется его сочетание с памятниками зодчества».

В соответствии с архитектурным проектом в доме было предусмотрено «...устройство в вестибюле помещения для швейцара, для хранения детских колясок и велосипедов; ...телефонная связь квартир с вестибюлем; ...газовая или электрическая плита, автоматическая электромойка, холодильник, раковина в комбинации с доской для сушки посуды, максимально возможное количество встроенных шкафов; ...мусоропровод, ...автоматическое регулирование температуры в пределах каждой квартиры; ...центральная пылесосная установка; ...центральное снабжение горячей водой; ...приточная вентиляция в жилых комнатах и вытяжная в коридорах и кухнях; ...радиофикация и телефонизация». Кроме того, в квартирах предусматривались мусородробилки под мойками: электрические мельницы, размалывающие бытовой мусор, который после этого просто спускался в канализационную сеть.

«Молодые мастера, член-корреспондент Академии архитектуры СССР М.В. Посохин, архитектор А.А. Мндоянц, также добились большого творческого успеха, составив проект высотного жилого здания на Площади Восстания. Основной объем дома - 16 этажей. Центральная часть - 22 этажа. Вся высота сооружения до завершающей эмблемы - 125 метров. Основные входы со всех четырех сторон оформлены скульптурами - работы выпускников Строгановского училища Б. Широкова и И. Дораган, которым удалось композиционно вписать скульптуру в ансамбль здания, а также «привязать» скульптурную фигуру человека к зданию, поскольку вопрос увенчания здания портретной фигурой крайне сложен. Требования портретности сильно сдерживают декоративность решения. Все, что помогает связать скульптуру со зданием, это: динамика, определенные горизонтали и вертикали, диктуемые зданием, наконец, требуемый зданием размер идти вразрез с портрет-ностью данного лица. Требования композиции могут нарушить портретность. Поэтому не каждую портретную статую, говоря простым языком, можно «привязать» к зданию. Кроме того, портретная фигура имеет свои границы увеличения. Однако в данном случае скульпторам удалось сохранить «масштабность» скульптур и связать их с общей компоновкой здания, сохраняя при этом ансамблевое решение.

Весь фасад членится пилястрами, которые в центральной части здания разбиваются на разных высотах поясками. Боковые крылья здания возведены уступами, причем первый уступ выходит на высоте 8 этажа, второй - на высоте 13. Уступы как композиционный прием связывают сооружение с массой городской застройки. Боковые уступы завершаются легкими ажурными башенками. Центральную часть на высоте 125 метров венчает восьмигранная уступчатая башня с эмблемой. Общая выразительность, стройность и весьма

тонкое введение переработанных сочных деталей русского национального зодчества делают высотное жилое здание на площади Восстания своеобразным, грациозным и нарядным.

Огромную роль в композиции высотных зданий, в формировании их своеобразных художественных образов играют пластические и живописные элементы. Пластика больших масс - от сильных очертаний стилобатных частей до изящных, ажурных завершений, пластика архитектурных деталей и обломов, барельефы и скульптура - все это составляет неразрывное, органическое единство с архитектурой сооружения»1.

Скульптурные аллегорические композиции и рельефы выполнены скульпторами Н.Б. Никогосяном, М.К. Аникушиным, М.Ф. Барубиным.

Внимание привлекает альтернативный проект высотного здания на площади Восстания. Архитекторы В. Олтаржевский, И. Кузнецов, 1947 г.

Архитектор В. Олтаржевский много занимался архитектурной теорией и методами возведения высотных зданий. Несмотря на то, что он был репрессирован в 1930-е гг., его все же привлекли к разработке архитектурных проектов «высоток». Сказывался его большой авторитет в профессиональной среде. В 1953 году вышла его книга «Строительство высотных зданий в Москве», в которой он пытался найти связь этой архитектуры с традициями русского зодчества. Особое внимание В. Олтаржевский уделял конструкциям и многообразным видам инженерно-технического оснащения «высоток». Данный проект Олтаржевского осуществлен не был.

Альтернативный проект высотного здания на площади Восстания

1 Васькин А.А., Назаренко Ю.И. Архитектура сталинских высоток. - М., 2006.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком