научная статья по теме К изучению иссык-кульских калмаков Философия

Текст научной статьи на тему «К изучению иссык-кульских калмаков»

В.Н. ХОНИНОВ кандидат филологических наук, научный сотрудник Отдела урало-алтайских языков Института языкознания РАН*

Н.В. БАЛИНОВА кандидат биологических наук, докторант Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН**

К изучению иссык-кульских калмаков1

Сарт-калмаки — монголоязычный народ, потомки древних ойратов. Их историческое самоназвание кара калмак, но на новой родине они получили название сарт-калмак. До распада ойратского союза кочевали в районе г. Токмака в устье р. Чу. Покинув родные кочевья в Джунгарии, они начали продвигаться к озеру Иссык-Куль, где были приняты в русское подданство.

Всего на территорию России прикочевало чуть более 1 000 калмыков2. Придя к озеру Иссык-Куль, заселив территорию близ нынешнего города Каракол, образовали села Беру-Баш и Челпек, которые явились территориальным ядром этой этнической общности.

Сарт-калмаки стали объектом исследования с 30-х гг. XX в. Впервые им была посвящена статья А.В. Бурдукова «Каракольские калмаки (сарт-

о

калмаки)»3, дающая краткий обзор истории и традиционного уклада жизни калмаков Иссык-Куля. В ходе двухмесячной этнолингвистической экспедиции им был собран богатый фольклорный и лингвистический материал, исторические сведения о них, статистические и другие данные о населении и хозяйстве. Определенную ценность имеет небольшой по объему калмыцко-киргизско-русский словарь, составленный ученым. В своей статье автор приводит легенды,

* Хонинов Вячеслав Николаевич, e-mail: altngasn@rambler. ru ** Балинова Наталья Валерьевна, e-mail: altngasn@rambler.ru

1 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ 12-01-00063а.

2 Жуковская Н.Л. Иссык-Кульские калмыки (сарт-калмыки) // Этнические процессы у национальных групп Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1980, с. 157-166.

3 Бурдуков А.В. Каракольские калмыки (сарт-калмыки) // Советская этнография. 1935. № 6, с. 47-73.

записанные от информантов и посвященные истории происхождения сарт-калмаков. А.В. Бурдуков дает список этнонимов и топонимов, включая местные географические наименования микрообъектов, находящихся в окрестностях с. Челпек.

Каракольским калмакам посвящена статья известного фольклориста А.Ш. Кичикова. В своей статье «Хар hолын хальмгуд»4 автор делится впечатлениями о поездке в Киргизию в целях исследования быта, языка, обычаев и традиций сарт-калмаков. Говоря о танцах и песнях иссык-кульских калмаков, ученый отмечает их сходство с танцевальной и песенной традицией древних ойратов.

У.-Ж.Ш. Дондуков в статье «Некоторые особенности говора иссык-кульских сарт-калмыков (ойратов) в сравнительном освещении с монгольскими и киргизскими языками»5 относит язык калмаков Иссык-Куля к говору ойратского языка монгольской семьи. К числу характерных фонетических особенностей автор относит «отсутствие перелома звука и (/), тогда как у значительного большинства живых монгольских языков этот перелом давно завершился. Роль и (/) в этом говоре сводится к палатализации предшествующего ему согласного звука. Например, нидун 'глаза', ]ирал 'благопожелание', алчир'платок', дэвил 'шуба', шуры'бусы', тэргин 'телега', бичиг 'письмо', чэвир бичиг 'чистописание'. Именно из-за отсутствия перелома звука и (/) произношение многих слов остается в данном говоре таким же, как и в древнемонгольском языке. Например: чирай 'лицо' (по-челпекски), cirai 'лицо' (в письм. монг.)». Описывая и классифицируя лексический состав каракольских калмаков, автор приходит к выводу о том, что «процесс развития языка сарт-калмыков проходил в какой-то степени локализованно, не в общем русле с другими родственными языками. Поэтому одну из характерных черт

4 Кичиков А.Ш. Хар Иолын хальмгуд // Хальмг Yнн. 1964. 18 августа. № 163, с. 3-4.

5 Дондуков Ш. Некоторые языковые особенности говора Иссык-кульских сарт-калмаков (ойратов) в сравнительном освящении с монгольскими и киргизскими языками // Улсын монголч эрдем // ик хурал 1 боть. Улан-Батор, 1973, с. 166-172.

его составляют специфические слова, не встречающиеся в других современных, живых монгольских языках».

Интерес к языку сарт-калмаков отражен в статье Э.Р. Тенишева. В статье «О языке калмыков Иссык-Куля» автор приводит некоторые фонетические, морфологические и лексические особенности языка сарт-калмаков. Говоря о переломе звука и, ученый отмечает, что данный языковой процесс произошел неравномерно, и приводит следующие примеры: hyôh 'глаз', п. м. nidün; hyyP 'лицо', п. м. niyur. Хотя наряду с ними встречаются слова, которые сохранили старый фонетический облик, например: шидн 'зуб', п. м. sidün; жйре 'шестьдесят', п. м. jiran. В отличие от калмыцкого языка в языке сарт-калмаков количественные числительные утеряли конечный -н, исключением является числительное негн 'один', например: дерве 'четыре', калм. дервн; тавы'пять', калм. тавн; дола 'семь', калм. долан. Так, ученый приходит к выводу, что «язык иссык-кульских калмаков, как можно судить по речи жителей Челпека, больше всего различий от калмыцкого литературного и диалектного имеет в фонетике; в морфологии и лексике эти различия мало ощутимы, т.е. язык иссык-кульских калмыков находится на положении говора» 6.

Исследованием сарт-калмаков занимались и антропологи. В 50-х гг. XX в. в ходе Киргизской археолого-этнографической экспедиции антропологом Н.Н. Миклашевской было проведено соматологическое исследование иссык-кульских калмаков. Полученные данные послужили ценным материалом в работе Д.О. Ашиловой по сравнительно-сопоставительному анализу этнической антропологии волжских калмыков. Автор приходит к выводу, что этническая группа сарт-калмаков в составе киргизов, в прошлом связанная с западно-монгольским этносом (общностью происхождения, языка и культуры), в настоящее время отличается по своему физическому типу от народов,

6 Тенишев Э.Р. О языке калмыков Иссык-Куля // Вопросы языкознания. 1976. №1.С.82-87.

принадлежащих к центрально-азиатскому антропологическому типу (калмыков, монголов и бурят) и обнаруживает наибольшую близость с киргизами7.

Известный российский монголовед-этнолог Н.Л. Жуковская в статье «Иссык-Кульские калмаки (сарт-калмаки)»8 подробно описала быт и хозяйственную деятельность каракольских калмаков.

В статье «Хар hолын хальмгуд болн теднэ келн» Д.А. Павлов описал быт и традиции калмаков Иссык-Куля. В результате анализа языкового материала, собранного им в лингвистической экспедиции в 1982 г., он пришел к выводу, что язык иссык-кульских калмаков является торгутским, точнее цаатанским говором калмыцкого языка9.

Итак, на сегодня накоплен уже большой фактический материал по сарт-калмакам, представляющий самостоятельную ценность и требующий более детального обследования.

Летом 2013 г. нами была совершена экспедиция в районы проживания сарт-калмаков. Антропологами и генетиками Института этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая и Музея и НИИ антропологии МГУ было проведено комплексное антропогенетическое исследование. На основании полученных материалов будет прослежена история развития и дальнейшее формирование группы иссык-кульских калмыков в сравнении с калмыками, проживающими на территории России, и ойратами Синьцзяна КНР. В этой связи наше исследование позволит осветить наиболее актуальные тенденции в развитии данной этнической группы в настоящее время.

Нам удалось собрать языковой и фольклорный материал, а также исторические сведения о сарт-калмаках, статистические и другие данные, характеризующие разные стороны жизни иссык-кульских

7 АшиловаД.О. Этническая антропология калмыков. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1976. 215 с.

8 Жуковская Н.Л. Иссык-Кульские калмыки (сарт-калмыки) // Этнические процессы у национальных групп Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1980, с. 157-166.

9 Павлов Д.А. Хар ^лын хальмгуд // Проблемы современных процессов в Калмыкии. Элиста: КНИИИФЭ, 1985, с. 107-117.

калмаков. По учетным книгам сельских советов численность населения четырех сел Челпек, Бурмасу, Ташкия и Бору Баш (где до 90% населения составляют сарт-калмаки) насчитывает около 12 тысяч человек. Миграция сарт-калмаков и отдаленность от родственных народов в иноэтническом окружении оказала огромное влияние на все стороны их жизни, привела к потере национального языка, письменности, религии, жизненного уклада. Язык калмаков Иссык-Куля существует только в разговорной форме и бытует лишь среди представителей старшего поколения (начиная с 65 лет). Со слов информантов удалось записать названия некоторых родов, например: байын-бахы (баян-баха), хар-батор, шонкур, солто, монкуш, худан (ходон), каракоз, куйкунуулу (кюйукюйунун), орбендик(орвондик), жарынорку, чаган, моол-мамед (монголмамед), чимид (чумот), бежиншарып (бейжиншарып), монголдор, таван-талха, таван-хар. Этническая система калмаков восходит к общемонгольской этнической системе, в составе которой обнаруживаются и киргизские родовые наименования.

Ряд имен сарт-калмаков восходит к словам общемонгольского языкового фонда. Например: сарт.-калм. Байырта - калм. Байрта, сарт.-калм. Бурулуш - калм. Буурлуш, сарт.-калм. Уланбатыр - калм. Улан Баатр, сарт.-калм. Улан - калм. Улан, сарт.-калм. Баир - калм. Байр.

В ходе опроса информантов зафиксировано несколько наименований географических объектов, присутствующих и в топонимии других монгольских народов, например: Нарын, Улан, Долон, Аршан, Тамга, Борду, Челпек, Шораулан, Дархан.

Обрядовая культура сарт-калмаков претерпела существенные изменения. Родильные, свадебные, похоронные обряды сходны с соответствующей обрядностью киргизских и других мусульманских народов. Исключением является лишь чайная церемония иссык-

кульских калмаков. По словам информанта Сакиевой Райке, жительницы с. Бурма-Суу, гостя встречают пиалой молочного чая с маслом, накрошив в него калмыцкую лепешку калмак нан, изготовленную по особому рецепту [ПМА: 1]. Изготовлением калмацкого хлеба занимаются лишь женщины с. Челпек, его иногда называют челпекским хлебом.

Материалы настоящего исследования подтверждают важность изучения материальной и духовной культуры сарт-калмаков. Сокращения

ПМА - полевой материал автора п. м. - пис

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком