научная статья по теме К РАССМОТРЕНИЮ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ПОНЯТИЯ "УТОПИЯ" (XX В.) Философия

Текст научной статьи на тему «К РАССМОТРЕНИЮ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ПОНЯТИЯ "УТОПИЯ" (XX В.)»

К рассмотрению семантической эволюции понятия "утопия" (XX в.)

Д.Е. МАРТЫНОВ

Настоящая статья является продолжением исследования семантической эволюции понятия "утопия" в европейской мысли, начиная от времени появления данного термина1.

Для ХХ столетия в охарактеризованном ранее контексте мы наблюдаем, в общем, прежнюю тенденцию: самое богатое семантическое поле, связанное с утопизмом, характерно для французского языка. Об этом свидетельствует даже выборочный словарный материал. Впервые изданный ещё в 1866-1870 гг. "Большой Лярюсс" фиксирует понятия: 1) Utopie - "форма общественного идеала, вымысел, представляемый его автором осуществившимся"; 2) Utopie = romane politique, название сочинения Т. Мора; 3) Utopiste -автор того или иного общественного идеала, первым из которых был Платон; 4) Utopique -"утопический", относящийся к области утопизма или утопии [17, p. 10582-10583]. Современные издания этого словаря фиксируют тот же ряд [16, p. 704-705]. Для сравнения: второе издание словаря В.И. Даля фиксирует только одно понятие: "Утопия. греч. небывалая, блаженная страна; всё мечтательное, несбыточное, грезы о счастии" [6, с. 521].

Пятнадцатое издание "Большого Брокгауза" 1934 г. расставляет уже совершенно иные акценты. Во-первых, авторы немецкого словаря отличают имя собственное - Utopie (как название сочинения Т. Мора) от родового понятия Staatroman, к которому отнесено всё остальное, что появилось в XVI в. и позднее. Первым образцом такого рода литературы признаётся анонимный немецкий роман "Путешествие в землю Офирскую", но признаки жанра возводятся к chef-d'oeuvre Т. Мора. В то же время словник содержит понятие Utopischen. Характерно, что список литературы к статьям включает только немецких авторов, среди которых упоминается и К. Манхейм, уже покинувший в это время Германию [23, Bd. 18, s. 18-19; Bd. 19, s. 366-367].

Словник Энциклопедического лексикона Мейерса (1979) содержит только понятие Utopie, которое, и как жанр, и как явление, изводится от творения Т. Мора [27, s. 306-307]. Издание Der Grosse Coron (1988) также содержит только одно понятие -Utopie [24, s. 265-266]. Эта статья примечательна тем, что феномен утопии выводится из средневекового хилиазма, с его ультракритическим отношением к действительности, однако родоначальником утопии как жанра по-прежнему признаётся Т. Мор. Интересно и то, что в качестве образца технократической утопии приводится роман "Красная звезда" A.A. Богданова (1908).

1 См. Мартынов Д.Е. К рассмотрению семантической эволюции понятия "утопия" // Вопросы философии. М., 2009. № 5. С. 162-171.

© Мартынов Д.Е., 2009 г.

Словник итальянской энциклопедии Ридзоли (издание для юношества) также содержит только термин Utopia, которому даётся однозначное толкование: "литература о несуществующих местах". Начало жанру и термину было положено Т. Мором, характерными образцами жанра признаются сочинения Т. Кампанеллы, Ф. Бэкона, У Гаррингтона. Ниже, однако (здесь явно наблюдается влияние французской интеллектуальной традиции), указано, что все перечисленные труды восходят к "Государству" Платона [18, p. 247-248].

Аналогичную позицию занимали и большинство отечественных энциклопедических изданий. Статья "Утопии" (1902 г., автор - А.К. Дживелегов) в фундаментальнейшем Энциклопедическом словаре Брокгауза-Ефрона, провозглашает их сугубо литературоведческим понятием, причём явно написана в иронических тонах [4, с. 76-77]. Утопия провозглашается жанром, пограничным между "чистою литературою и социально-политической философией" [4, с. 76], следовательно, "отправная точка всех утопий коренится в реальных отношениях" [там же]. Теоретическая часть статьи заимствована из труда немецкого исследователя Л. Штайна, утверждавшего, что утопии есть смутное выражение общественного кризиса, предшествующего внешним его проявлениям. Таким образом, утопии признаются А.К. Дживелеговым древнейшим литературным жанром. "Республика" (т.е. "Государство") Платона названа "коммунистической по форме, но строго аристократической по существу" [там же]. Указано, что произведение Т. Мора было новаторским по двум обстоятельствам: во-первых, "Утопия" является одной из первых "социально-политических фантазий, которая задаётся целью иносказательным путём раскрыть важнейшие тёмные стороны существующего порядка"; во-вторых, "У Мора связь фантазии с реальными отношениями вполне сознательная" [4, с. 76-77]. Практическая функция утопий по Дживелегову очень проста: они позволяют взрослому читателю "оторваться от житейской прозы" [4, с. 77].

Энциклопедические издания советского времени неизбежно вынуждены были подходить к проблеме утопии с господствующих идеологических позиций. Об этом свидетельствуют даже данные словарей русского языка. Популярный толковый словарь С.И. Ожегова, впервые вышедший в 1949 г., фиксирует следующий ряд:

"Утопизм. Несбыточные мечтания, склонность, стремление к утопиям".

"Утопист. 1. Сторонник утопического социализма. 2. Мечтатель, фантазёр".

"Утопичный. Представляющий собой утопию, несбыточный".

"Утопия. Нечто фантастическое, несбыточная, неосуществимая мечта". [По названию романа... Т. Мора, описавшего воображаемый идеальный общественный строй.]. Прил. утопический. У. социализм (домарксовское учение о социалистическом переустройстве общества, исходившее не из объективных законов развития, а из умозрительных представлений об идеальном устройстве общества)" [11, с. 750]. Этот ряд воспроизводит содержащийся в словнике "Большого словаря русского языка" под ред. Д.Н. Ушакова (1934-1940).

Словник второго издания "Большой советской энциклопедии" содержит две статьи с пересекающимся содержанием: "Утопия" и "Утопический социализм" (автор Х.Н. Мом-джиан), из которых последняя значительно больше по объёму [3, с. 430-431]. (Тот же порядок сохранился и в третьем издании БСЭ.) "Утопия" определяется как "нереальные положения, несбыточная мечта, вымысел". Здесь же приводится термин "социальная утопия": "фантастическое описание будущего общества", не основанное на понимании объективных закономерностей общественного развития (напр., "Город Солнца" Т. Кампанеллы, "Путешествие в Икарию" Э. Кабэ) [3, с. 431]. Под "утопическим социализмом" понимается "учение о социалистическом переустройстве общества, т.е. о создании общественного строя без частной собственности и эксплуатации человека человеком". Указывается, что данное учение характеризуется "отсутствием правильных материалистических представлений о сущности социалистического общества и путях его утверждения" [3, с. 430]. Возникновение утопического социализма возводится к XVI в. на основе более ранних учений об идеальном общественном строе. Имплицитно проводится мысль, что с появлением научного социализма эта ветвь общественной мысли прекратила своё существование. Аналогичные определения даёт более современный "Советский энциклопедический словарь", где добавляется, что "утопический социализм. исходит из внеисторически понимаемого принципа разума, справедливости, свободы, равенства, братства", и "пред-

восхищает некоторые черты коммунистического общества". "Утопия", таким образом, "лишена научного основания" [12, с. 1403].

Данное терминологическое разграничение очень ярко выявлено в "Философской энциклопедии", где представлены три статьи: "Утопический социализм" (Н. Застенкер), "Утопия" (Э. Араб-Оглы, обе статьи воспроизведены в третьем издании БСЭ) и краткая заметка об "Утопии" Т. Мора, где указано только заглавие [14, с. 291-296]. В то же время в ФЭ дано чёткое отличие утопического социализма от утопии, которое заключается в "понимании связи между бедствиями социального неравенства и существованием частной собственности" [14, с. 291]. Это означает универсальность подобных учений у всех культур и народов мира, однако автор вынужден признать основополагающим влияние христианства на ранний утопический социализм XVI в. [14, с. 292]. Одним абзацем указано, что с появлением научного социализма социалистические утопии продолжают создаваться, и борьба с преодолением влияния социального утопизма продолжалась на протяжении всего развития рабочего движения [14, с. 294]. В статье "Утопия" дано точное определение: "нарицательное для обозначения различных описаний вымышленной страны, призванной служить образцом общественного строя" [там же].

Из англосаксонских энциклопедий мы привлекали "Американу" и "Британнику". "Американская энциклопедия" 1946 г. знает только "Утопию" Т. Мора (содержание рассмотрено достаточно подробно), отсутствует даже указание на то, что это родовое понятие [19, p. 621-622]. Определение 14-го издания "Британской энциклопедии", словник которой также содержит только Utopia, несколько напоминает статью А.К. Дживелегова. Цитируем: "Утопия - идеальное общество, чьи обитатели наслаждаются благоденствием и счастьем. Также термин используется для обозначения умозрительных проектов реформы (visionary reform), которые должны устранить недостатки человеческой природы" [20, p. 913-914].

Определение, содержащееся в "Микропедии" 15-го издания "Британники", несколько сложнее [29, p. 220-221]. Словник по-прежнему предлагает только один термин Utopia, однако его семантический спектр представлен подробнее. Во-первых, констатируется синонимия понятий utopia & utopianism. Во-вторых, утверждается, что "утопия - это визионерский план реформ, невозможный на практике, идеалистический" [29, p. 220]. Впервые появляется указание на то, что феномен утопии старше его обозначения: «"Государство" Платона стало образцом для подражания ряду авторов от Т. Мора до Г. Уэллса» [там же]. Отдельно упоминается трактат Г. Уэллса A Modern Utopia (1905), причём утверждается, что в "Уэллс в этом трактате вернулся к платоновскому умозрению».

Принципиально новые подходы к исследованию утопии, которыми ознаменовано обществоведение ХХ в., в полной мере оказались выражены в фундаментальной статье "Утопизм" в "Международной социологической энциклопедии" [26, p. 267-275]. В первую очередь это касается вопроса терминологии: нет более статического локуса Утопии, но есть некое состояние. Совершенно не случ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «Философия»