Философия религии и религиоведение
Пашков Р. В.
(Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина)
К РАЗНОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО РАЗВИТИЯ
1. РЕЛИГИЯ: ОТ ВЕРЫ К ТЕОСНОМУ ГОСУДАРСТВУ
Эволюция ислама и христианства.
Эволюция ислама:
Сер. 7 века — Мединская община пророка как непосредственная власть пророка, основанная на религиозном откровении, судьи, выбираемые общиной, милиционное общение, государства нет, право создается пророком.
Сер. 7 века — сер. 9 века — ислам является единой государственной религией Халифата, происходит стремительная исламизация, наряду с халифом шейх-уль-ислам духовный глава мусульман, дифференциация структуры государства и в принципе появление мусульманского государства, расцвет мусульманской культуры.
Сер. 9 века — сер. 13 века — дальнейшее развитие исламского права, появление множества исламских государств, часто распадавшихся, единая умма, появление мусульманских научных школ и университетов.
Сер. 13 века — сер 20 века — общий упадок уммы, несмотря на расцвет мусульманской культуры в отдельных исламских государствах (например, мусульманская Испания).
Сер. 20 века — наст. время - стремительная поляризация ислама, с одной стороны модернизм прозападных исламских государств, а с другой фундаментализм ряда исламских государств с возможным переходом к неоваххабизму.
Эволюция христианства:
1 век — Первые христианские общины, основанные на народной церкви и непосредственном религиозном знании апостолов - пророков, церковь крайне демократична, христианство церковь гонимых.
2 век — сер. 4 века — дальнейшее развитие христианства, систематизация учения, появление иерархии, первая земельная собственность и церковный феодализм, христианство признается официально.
Сер. 4 века — сер. 11 века — складывание официальной доктрины церкви, иерархизация, складывание крупной церковной собственности, формирование канонического права, конкурирующего со светским, церковь формируется как аппарат управления.
Сер. 11 века — сер. 16 века — безраздельное господство оформившегося католицизма, доктрина единой власти папы и светской власти королей, происходящей от папы, папство определяет государственную политику многих европейских стран.
Сер. 16 века — сер 20 века — подрыв католицизма реформацией и научно-технической революцией, появление механистического и материалистического мировоззрения, религия становится сферой личных убеждений, не имеющей отношения к политике.
Сер. 20 века - наст. время - католическая церковь стремится перестроиться, выдвинув новую духовную доктрину морального призвания спасти мир и покаяться в грехах прошлого, связанных с участием в межгосударственной борьбе и борьбе за господство.
Сущностная эволюция христианства.
Раннее христианство:
1. Священник помощник верующего, выбираемый христианской общиной.
2. Духовенства нет, как и иерархии.
3. Народная церковь общин, церковь содержат сами верующие.
4. Церковь оппозиционна государству, выступая за идеалы коммунизма в христианском варианте, а по сути времени первых общин.
5. Истина принадлежит каждому верующему.
6. Церковь как духовная субстанция, духовный порыв веры.
Позднее христианство:
1. Священник посредник между Богом и верующими, избираемый духовенством.
2. Духовенство как социальный класс со своими интересами и монополией на толкование Священного писания, строгая иерархия церкви.
3. Официальная церковь, кормящаяся на доходы от земельной собственности.
4. Церковь становится частью государства, целиком поддерживая его политику и призывая к смирению в этом мире, оставляя право на справедливость в духовной жизни.
5. Истина может доноситься до народа только духовенством, призванным Богом для исполнения его воли.
6. Церковь как центр знания и культуры, связанный обязательствами перед государством.
Католичество и православие.
Католическая церковь:
• Единая иерархическая организация с крупной земельной собственностью.
• Доктрина призвания и спасения через церковь.
• Единая церковь западной цивилизации.
• Верховная власть папы и происходящей от него светской власти королей.
• Церковь сохраняла единое социокультурное пространство западного мира.
• Папа выступал верховным политическим арбитром.
• Последний мир на Земле, данный Богом.
• Церковь подавляет ереси народной церкви.
Православная церковь:
• Единая иерархическая организация с крупной земельной собственностью.
• Доктрина призвания и спасения через церковь.
• Единая церковь восточноевропейской циывилизации.
• Единая власть патриарха и происходящей от него светской власти князей.
• Патриарх выступал союзником московских царей на равных.
• Последний Рим на Земле.
• Церковь подавляет движения за духовную церковь.
Вера и ее понимание.
Вера есть непосредственно данное человеку радостное ощущение пребывания в Боге (в христианстве называется Благодать) и человек познает всю бесконечность и могущество мудрости Бога. Вера проистекает из жития по совести каждого человека и хранится в сердце каждого раба Божьего, так как человек ничто перед Богом. Вера приходит сама, если человек стремится соблюдать законы божеские. Таков закон природы человека.
Вера в принципе покоится на рационально доказываемых основаниях, но сами эти основания являются на самом деле аксиоматическими и лежащими в человеческой природе. Вера может быть рационально объяснена как потребность человека в высшем начале в мире, но сами догматы есть данность, составляя сущность пути данного народа к Богу. Таким образом, вера состоит из:
• Рационального объяснения чувства веры, без высшего начала человек жить не может, в этом его смысл и предназначение,
• Рационального понимания веры, воспринимаемого как лежащей в человеческой природе,
• И аксиоматических догматов, данных в Откровении.
Вера есть непосредственно данное чувственное переживание радости познания мира, который сотворил Господь. Вера необходимо понимать как чувство, покоящееся на разуме и их единство порождает высочайший духовный синтез. Только в таком единстве можно познать природу, сотворенную Богом и приблизиться к возможному бытию в Боге, которое наступит в Судный день. Вера есть данная человеку главная черта или сущность бытия человека в это мире и безверие ведет к упадку и вырождению
Формы развития веры.
Вера никогда не была единой в представлении человека о ней, то есть она менялась в соответствии с историческим временем. Человечество в данное время прошло большой и полный путь к Богу, дающий возможность развития религиозного начала в человеке в сфере духовного начала. Само развитие веры как определенного ценностного и чувственно-рационального комплекса идет все время к наиболее полному раскрытию человека в Боге. На каждом новом этапе исторического развития человеку открываются все новые стороны и грани понимание веры. Вера дает надежду в самый тяжелый час испытаний.
Формы развития веры на протяжении истории человечества:
1. Тотемизм. Данная форма была первой исторически и, в принципе, по-другому быть и не могло. Человек не выделял себя даже из природы, не осмысливая самого себя.
2. Культ. Культ больше относился к тому, что сейчас называется язычеством, варварской религией. Культ означал веру в языческого бога природы и вел к восхождению на более высокую ступень развития.
3. Мировая религия. Пришло время истины и наступила эпоха мировых гуманистических религией, которая длилась достаточно долго и была разнесена во времени для разных народов и передавалась разными способами.
4. Интеллектуальные игры философов. Просвещенность породила интеллектуализм философов, «играющих» в религию в процессе познания ее природы.
5. Интеллектуальная галактическая религия. Интеллектуальность означает прежде всего интеллектуальную интуицию в познании мира, а не только чувственное переживание. Просто сейчас человечество к этому не готово и такая религия будет представлять собой общие философские основания мира, а не какие-то догматы.
6. Непосредственное понимание Абсолюта. В Судный день Бог обратится к каждому и душа каждого человека будет отвечать по тому, что сотворил человек.
Понятие религии.
Религия есть духовное бытие человека в божественном мире, то есть пребывание человека в Боге через то, что он создает во Славу Божью. Религия выступает высшим развитием духовности и стала доступна человеку только на определенном этапе его развития. Религия является высшей частью духовного мира человека и без человек существовать не может, другой вопрос, что создается вместо мировых религий и как это называется. Данная религия есть конкретная форма познания Бога для того, чтобы человечество смогло прийти к части истины на данном этапе развития. Последней формой религии как общефилософских начал станет интеллектуальная или философская. Точкой окончательного познания будет Судный день, в который душа каждого человека будет в ответе.
Первой формой донесения божественного знания была природа - тотемизм, затем Бог явился сам в образе Будды, следующий этап Бог явил часть себя - Христа как Бога-сына единородного и, наконец, устами Пророка Мухаммеда была возвещена последняя известная человечеству на сегодня форма истины. Священное Писание по сути своей это обучающая программа веры в Бога и вытекающих из этого смыслообразований.
Цивилизация и религия.
Цивилизацией мы называем способ духовного бытия человека в мире через создание культурных фактов и системы социальных отношений. В основе цивилизации всегда лежит
культурно-историческая система религиозного развития данного общества. Совсем не обязательно верить во все догматы, важно быть в культурном поле религии, разделять основополагающие ценности мировой религии, данной твоему народу. Цивилизация всегда есть факт исторического времени и факт развития данного народа, определенное состояние духовности.
Цивилизация может охватывать и несколько мировых религий, тогда единым звеном выступает интегристская единая политическая культура традиции. Собственно это и есть конечная цель постмодернизма, объявляющего национально-религиозное возрождение как ответную реакцию на интервенцию западной н
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.