научная статья по теме К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ОДЕЖДЫ С ПОЛИКАМИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ОДЕЖДЫ С ПОЛИКАМИ»

E.M. Beletskaia, N.N. Velikaia. Marriage Rites of the Greben Cossacks (Late 19th -Early 20th Centuries)

Keywords: Greben Cossacks, marriage rites, matchmaking, drinking bout, agreement (rukobitie) ceremony, hen party, coronation, feast, sendoff for and rise from the nuptial bed

The article discusses the major cycles and stages of marriage rites among the Greben Cossacks. These rites have reflected the specific ways in which that group of Cossacks was formed and developed, as well as the results of its interaction with neighbor peoples: on the one hand, the Greben marriage manifests similarities to Russian rites; on the other, it was influenced and shaped by the Cossacks' military style of everyday life and age-long coexistence with Turkic/Caucasus peoples.

ЭО, 2013 г., № 5

© О.В. Орфинская, Ю.В. Степанова

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ОДЕЖДЫ С ПОЛИКАМИ

Ключевые слова: русский традиционный костюм, одежда, рубаха, археологические, письменные, этнографические источники, погребальные памятники, Древняя Русь, полики

В статье на основе комплекса археологических, изобразительных и этнографических источников рассматривается вопрос о происхождении кроя русской традиционной рубахи с плечевыми вставками - поли-ками. Основными являются данные археологии - находки из захоронений Вознесенского монастыря Московского Кремля ХУ1-ХУ11 вв. Изучаются детали изображений ХП-ХУШ вв., показывающих декор и особенности кроя русской одежды. На основе этих данных делается вывод о начале формирования кроя рубах с плечевыми вставками уже в Х1-ХШ вв. и его дальнейшем развитии в женской рубахе по пути унификации кроя.

Исследователи русской одежды сходятся во мнении, что рубаха с поликами является древнейшим типом русской одежды и характерна для всех восточнославянских народов. В определении понятия "полики" нет разногласий. Так называются вставки в месте соединения рукавов с полотнищем стана (нижней части рубахи). Функционально эта деталь очень важна - она расширяет верхнюю часть рубахи и обеспечивает свободу движения. Д.К. Зеленин, правда, определял их как украшения, которые могли быть вышивкой, нашивкой и вшивной деталью (Зеленин 1991: 232). Полики представляют собой характерный элемент женской рубахи, а в мужских практически не встречаются.

Ольга Вячеславовна Орфинская - к.и.н., старший научный сотрудник Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева; e-mail: orfio@yandex.ru

Юлия Владимировна Степанова - к.и.н., доцент кафедры отечественной истории Тверского государственного университета; e-mail: m000142@mail.ru

Рис. 1. Женские этнографические рубахи с поликами. 1 - схемы кроя рубахи с поликами; 2, 3 - русская рубаха с прямыми поликами (по Г.С. Масловой); 4 - русская рубаха с косыми поликами (по Г.С. Масловой)

Вопрос о генезисе восточнославянской рубахи с поликами этнографами специально не рассматривался, хотя большинство исследователей считают, что она имела древнее происхождение (см., напр.: Маслова 1987: 267; Пармон 1985: 240). Отличается лишь точка зрения Д.К. Зеленина, полагавшего, что вшивные детали, в том числе и на плечах, были восприняты в простонародной одежде от одежды типа летника, которую носили в XVII в. в боярской среде (Зеленин 1991: 229).

Поликовая рубашка характерна для трех восточнославянских народов. У русских полики были прямыми и косыми. Прямые - пришивались параллельно утку или основе стана (рис. 1: 2, 3). Рубахи с поликами, пришитыми по утку, бытовали у северных великоруссов (Маслова 1987: 267). На территории Беларуси эта рубаха встречалась

наряду с туникообразной и рубахой на кокетке (Раманюк 1981: 5; Бондарчик и др. 1988: 339). Ее разновидность - "бесполиковая" рубаха, у которой рукав и плечевая вставка выкраивались вместе. Бесполиковые рубахи с выкроенными "по-топорному" рукавами носили в Новгородской, Псковской, Смоленской, Калужской губерниях. Г.С. Мас-лова отмечала, что рубаха со слитым поликом, пришитым по утку, не характерна для остальных восточных славян и является более поздней по отношению к рубахе с прямыми поликами (Маслова 1987: 267).

Рубаха с поликами, пришитыми по основе стана, встречалась в Смоленской, Московской, Рязанской, Калужской губерниях, в отдельных селениях Курской губернии (Лебедева 1996: 51-52). Подобный крой характерен для Украины. Б.А. Куфтин назвал такую рубашку "украинской" (Куфтин 1926: 24). Она тоже имела вариант с рукавами, выкроенными вместе с поликами. Этот тип бытовал и на территории Украины в области Карпат (рубаха с "суцшьным рукавом"), а также в областях Украины, близких к Смоленщине (Там же; Маслова 1987: 267; Пармон 1985: 240). В области Карпат рубаха с поликами встречается и в мужском костюме.

Рубаха с косыми поликами имела плечевые вставки трапециевидной формы. Они помещались между двумя полотнищами или в середину полотнища стана (рис. 1: 4). Такая конструкция была характерна для южно-великоруссов и бытовала в Орловской, Курской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Рязанской губерниях. Ее аналоги у других европейских народов неизвестны (Маслова 1987: 267).

Данный вид одежды неизвестен также угорским и большинству западноевропейских народов. Однако она присутствует в костюме западных славян и некоторых народов Северной Европы. Например, у исландцев до середины XIX в. бытовала женская нательная рубаха с поликами, которая затем была вытеснена рубахой на лямках (Народы зарубежной Европы 1964: 78). У жемайтов, проживавших в Клайпедском р-не и по нижнему Неману, встречались рубахи с прямыми поликами, пришитыми по основе ткани.

Происхождение термина "полики" изучено слабо. Б.А. Куфтин приводит точку зрения М. Фасмера, связывавшего слово с греческимра1Шо (раШоп), а также предполагает родственную связь со словом "эполеты" (Куфтин 1926: 24).

Наиболее подробно вопрос о происхождении поликовой рубахи и ее связи с древними типами одежды был рассмотрен Б.А. Куфтиным и Н.И. Лебедевой. По мнению Б.А. Куфтина, полики могли заменить собой плечевые пряжки-аграфы (Там же: 23). Исследователь также предположил наличие родственной связи между поликами русской одежды и плечевыми нашивками, которые являлись знаками отличия в облачении знати варварских стран и Византии (Там же: 25).

Н.И. Лебедева подчеркивает, что эта одежда - общеславянская и известна западным славянам, что говорит о древнем происхождении. Этнограф допускала, что ту-никообразная рубаха и рубаха с плечевыми вставками бытовали одновременно в период формирования древнерусской народности (Лебедева 1996: 148). Туникообразная одежда (рис. 1:1) при этом не была ведущим типом, однако сохранилась до нового времени и использовалась чаще в ритуальных целях. Рассматривая три разновидности рубах - с прямыми поликами, пришитыми по утку, прямыми поликами, пришитыми по основе, и косыми поликами, - исследовательница связала их с древними группами населения. Рубаха с прямыми поликами, пришитыми по утку, названа ею северо-западной, связанной с ильменской новгородской группой населения; с косыми поликами -окской или вятичской; с прямыми поликами, пришитыми по основе, - днепровской (Там же). Рубаха с прямыми поликами, пришитыми по основе, является, по мнению Н.И. Лебедевой, древнейшей разновидностью.

Несомненно, оформление верха конструктивно связано с покроем основной части рубахи. Д.К. Зеленин полагал, что название низа русской рубахи - "стан" - свидетельствует о том, что нижняя часть являлась основой, из которой возникла русская рубаха,

к которой впоследствии стали пришиваться рукава (Зеленин 1991: 228). Л. Нидерле также утверждал, что первоначально славянская рубаха представляла собой кусок ткани, который обертывался вокруг туловища и сшивался сбоку; она поддерживалась одной или двумя лямками; рукава отсутствовали (Нидерле 2000: 256). Такая рубаха служила нательной женской одеждой на востоке Моравии и в тешинской части Си-лезии еще в Х1Х - начале ХХ в. (Народы зарубежной Европы 1964: 208). Эту рубаху Б.А. Куфтин считал родственной рубахе с поликами. У народов Скандинавии в эпоху средневековья бытовала женская одежда, состоявшая из двух полотнищ ткани, скреплявшихся на плечах фибулами. В целом эволюция кроя развивалась от одежды, состоящей из цельного куска полотна типа хитона, к одежде, моделировавшейся с помощью застежек, а затем - к шитой (Жилина 2011).

Судить о покрое одежды, носимой в Древней Руси, очень сложно, поскольку целых образцов, относящихся к этому периоду, практически не сохранилось. Исследователи средневекового восточнославянского платья предполагают наличие туникооб-разного кроя (Рабинович 1986: 43; Брайчевська 2001; Дучыц 2005: 10). М.Г. Рабинович говорит о бытовании в древнерусский период туникообразной рубахи с разрезом ворота посередине или (реже) сбоку. Е.А. Брайчевская выделяет две разновидности ту-никообразных рубах: простую (основные полотнища соединяются швами по бокам и середине туловища) и сложную (где в боковые швы вшиваются еще два полотнища) (Брайчевська 2001).

В нашем распоряжении имеются лишь косвенные данные о характере кроя древнерусской рубахи или сорочки (сорочицы). Прежде всего это данные изобразительных источников. Среди них - гравировки на браслетах-наручах ХП-ХШ вв., неоднократно рассматривавшиеся исследователями в рамках сопоставлений с этнографической одеждой (Рыбаков 1967; Шпилев 2011). На многих изображениях в области верхней части рукавов имеются горизонтальные полосы (рис. 2: 1-3). В женском костюме они сочетаются с воротником-стойкой, в мужском - с воротником-стойкой и прямоугольной деталью в нагрудной части (например, на браслете из Тверского клада). Скорее всего, таким образом показано оформление косого разреза горловины. В этнографической одежде орнаментация нагрудной части, прилегающей к разрезу косоворотки, в виде прямоугольника широко распространена. Такое же сочетание имеют фигуры на фасаде Дмитриевского собора во Владимире (рис. 2: 4, 5). Несколько горизонтальных полос на плечевых частях рукавов сочетаются с округлым воротом и с прямоугольной деталью в нагрудной части.

Есть изображения одежды с п

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком