научная статья по теме К ВОПРОСУ О ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «К ВОПРОСУ О ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ»

К ВОПРОСУ О ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ

О.А. Портнова

В статье говорится о важности системного подхода в решении проблемы формирования гражданственности как важного духовно-нравственного аспекта воспитания в целом.

Ключевые слова: патриотизм, нравственность, гражданственность, просвещение, Отечество, национальная идея, модель воспитания.

Гражданское воспитание сегодня

представляет собой открытое и развивающееся направление образования. Его особенностью является непосредственная связь обучения и воспитания с социальной практикой гражданского общества, возможностями самореализации личности. Процесс гражданского воспитания предполагает решение важнейшей задачи формирования у человека таких качеств, как духовность, нравственность, честность, отвага, усердие ко всякому доброму делу, самодисциплина, вежливость, ответственность за свою личную судьбу, судьбу сограждан, судьбу страны и общества.

Мы очень часто говорим о задаче государства в деле гражданского воспитания подрастающего поколения. Более того, это своего рода социальный заказ образованию. Учителя, в соответствии с основными направлениями национальной доктрины, разрабатывают программы и мероприятия, создают определенные педагогические условия, осуществляют образовательную деятельность.

Однако общество не должно снимать с себя ответственность за воспитание граждан, прежде всего, своих детей. Даже самому превосходному пе-

дагогическому коллективу сложно воспитать чувство национальной гордости и любви к родной земле, если до этого не было родительской любви, заботы в семье и теплоты родного дома. Как это подмечено еще у Симеона Полоцкого, от рождения до 7 лет - это период нравственного воспитания, родители обязаны учить детей произносить добрые и чистые слова, а не гадкие и плохие, говорить правду, а не ложь. «Ибо каким жиром новый сосуд будет наполнен, того запах он никогда не потеряет, так и ребенок не потеряет привычек, привитых с детства» [1].

Нарастающее количество неполных семей в стране говорит о распаде семейных отношений. Более 50% заключенных браков в России распадаются. Разница между количеством браков и разводов в России с каждым годом сокращается [2]. В современном обществе в моде гражданский брак. Но многие люди не учитывают того, что гражданский брак не наделяет супругов практически никакими правами и обязанностями по отношению друг к другу. Родители объясняют семейное неблагополучие кризисными явлениями в обществе, резким снижением материальной обеспеченности, женщины обвиняют мужей в

пьянстве: «все от плохой жизни», но не связывают эти явления с отсутствием личного авторитета и недостаточным развитием собственной нравственной культуры. Как человек может узнать о том, что он нравственно несовершенен? Только единицы способны к самостоятельному, побуждаемому собой, духовному развитию. Большинство людей нуждаются в учительстве. Самыми первыми учителями должны быть родители. Важность наличия близких людей определено самой природой. Любовь, данную человеку Богом, не надо воспитывать, ее просто не надо убивать. Ошибка в том, что родители своими словами и действиями сначала деформируют сознание ребенка, а потом, увидев его поступки, пытаются запретить то, что делали сами, включая при этом возвратную агрессию. И.Ф. Богданович, считал, что долг каждого родителя перед богом и Отечеством - это воспитание в своих детях доброго гражданина и человека. «Не должны ли родители... отдать отчет Всевышнему существу - за небрежение первейшей должности. Отечеству за бесполезных членов, коих оно содержит, хранит и питает без заслуги.» [3].

Пока в каждой семье мать и отец не скажут своему ребенку о том, что он должен своей жизнью принести пользу Отечеству, мы не изменим вектор движения на уничтожение собственной цивилизации. По этому поводу автору статьи близки рассуждения А.Ф. Бестужева (XVIII век) - если отец семейства имеет достаточное воспитание и образование, и готов воспитать на пользу Отечества своих детей, «если он вливает в них свой дух, то отечество его

приобретает новых сподвижников, во всем ему подобных. и если он научен повиноваться родителям, то научится и повиноваться начальству и приобретет от союза семейного, любви братской любовь к союзу гражданскому, любовь к отечеству» [4, с. 418-419].

Институт семьи в последние десятилетия подвергся деструктивному влиянию. Многие социологи утверждают, что современное понятие семьи допускает полную свободу выбора отношений между мужчиной и женщиной без семейных обязательств. Это провальный вариант как для человеческих отношений, так и для государственного развития. За распадом семейных отношений, начался этап войны несостоявшихся членов полноценной семьи за детей и, как следствие, суды наполняются делами по порядку общения родителей с детьми. Использование родителями детей в длительных боях друг с другом, окончательно разрушают основу семейных ценностей -любовь - как ржа железо.

Опыт семейной жизни каждый человек обретает в той семье, где ему довелось родиться, и получается замкнутый круг: не было счастливой семьи -не создать и своей. Образуя временные пары для совместного проживания, не обременяя себя ответственностью за последствия, юноши и девушки придают фактической семье статус непостоянства и неполноценности. Такая семья не выполняет важные - воспитательную, эмоционально-психологическую и духовную - функции, и вот уже ребенок к подростковому возрасту накапливает целый багаж вредных привычек, обретает эгоизм и приспособленчество, как

средство адаптации в социуме. Чаще всего дети из таких социально уязвимых семей попадают в образовательные организации подразделений начально -го профессионального образования, и здесь деятельность педагогов обретает особую важность. Она должна быть направлена на формирование физического и нравственного здоровья воспитанников. Нравственное и физическое здоровье, являясь частями целого, неразрывно связанны между собой.

Совершить тяжелую работу по восстановлению физических сил подопечных, что включает сюда отказ от алкоголя, табака, привыкание к здоровой пище и физической культуре, невозможно без духовного становления личности. Поэтому комплекс мер, направленный на формирование гражданственности должен быть тщательно спланирован и подготовлен на основе интеграции учебных курсов специальных дисциплин с учебными курсами социального аспекта и внеклассной работой. Необходимо включение таких форм работы, которые позволяют активное включение учащихся в обсуждение современных проблем развития и построения гражданского общества в стране, участие в практических действиях, направленных на развитие добровольческих инициатив. И у семьи и образовательной организации должно быть общее понимание цели воспитания, образно говоря, один маяк.

Возникает необходимость соотношения организации общества, его устройства, нравственного идеала не только с законом, основанном на праве, который регламентирует свободу, но и с общей идеей для всех, с поисками

всеобщего блага. Идея должна быть не популистской, не разрушительной и непонятной, а ценностно созвучной каждому гражданину.

Ценности всегда одни и те же, они не меняются, и существуют независимо от нас, потому что не нами устанавливаются. Меняется значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, но духовные нематериальные ценности неизменны, они имеют божественное происхождение. В результате развития государственности, становления определенной формы правления и политического режима, возникают соответствующие идеологические направления и установки, на которых воспитывается, может быть, даже не одно поколение. С изменением государственного устройства в научном сообществе происходит смена научных парадигм, что, в свою очередь, меняет саму концепцию воспитания. Так, в авторитарном государстве действуют методы принуждения, демократическое государство, напротив способствует гуманизации воспитания.

Очень сложно для такого государства, как Россия вывести формулу общенациональной идеи. Так, литературовед, историк В.В. Кожинов считал, что у России нет, и не может быть национальной идеи, в силу ее многонацио-нальности, особому континентальному расположению и евразийности [6].

На наш взгляд, для гражданина очень важно понимание общенациональной идеи, которая, являясь стержнем мировоззрения, уравновешивает его нравственные принципы и делает устойчивой жизненную позицию. Понимание национальной идеи, т. е. глав-

ной для всех граждан в государстве, есть некая формула их жизни, в то же время, являясь одним из основных символов государственности. Национальная идея представляет собой краткое изречение, выражающее наивысшие ценности данного государства и его идеологические основы. Понадобилось немало времени, чтобы мы поняли, что стяжательство и материальный успех в качестве смысла жизни для России неприемлемы. Теперь, чтобы лучше понять, что на сегодняшний день может стать общей формулой для граждан нашей страны, обратимся к истории. В царской России в качестве национальной идеи был лозунг: «За Бога, царя и Отечество!». В советское время национальная идея выражалась лозунгом: «За коммунизм!». Обе эти идеи непосредственно не отражали устремлений народа, в результате чего его интересами, как правило, пренебрегали, а в советское время народ просто истреблялся. В трудные смутные 90-е годы для России А.И. Солженицын выступил за «Сбережение народа», но это скорее политическое направление государства, чем объединяющая идея. Еще раньше, Н. Рерих выдвинул лозунг «За счастье на Земле и на Небесах!», к сожалению, пока еще всех россиян эта идея не соберет.

Сегодня многие ученые, философы, писатели, духовные лица, а нередко и обычные граждане России, предлагают свои лаконичные формулировки, но к единому мнению пока не пришли. Так, М. Телемтаев в работе «Национальная идея российского народа» предлагает следующую формулу: «Успешная Семья, Полноправная Мать-Земля, Рачительное Государство» [6].

Ученые пришли к выводу, что национальная идея для страны - это то же самое, что смысл жизни для человека. Если у человека нет цели, нет предст

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком