научная статья по теме К вопросу о социальных взглядах Д. И. Менделеева Философия

Текст научной статьи на тему «К вопросу о социальных взглядах Д. И. Менделеева»

Н.А. КАРТАШОВА аспирантка кафедры истории русской философии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*

К вопросу о социальных взглядах Д.И. Менделеева

Конец XIX - начало XX в. - это время, когда Россия балансировала на грани между реформой и революцией, когда сталкивались самые разные представления о будущем развитии страны и отчетливо проступали признаки того, что принято называть кризисом власти. Страна вступила в эпоху потрясений государственно-социальных основ, которые создавались веками.

Нельзя не отметить, что на рубеже XIX-XX вв. отчетливо прослеживается определенное сходство с нынешним этапом развития нашей страны: социально-политическая напряженность, экономическая нестабильность, нравственная и духовная разобщенность, идейная борьба.

Новые постсоветские методологические подходы требуют «во всякой творческой деятельности исходить из многообразия (плюрализма) проектов жизни, философских учений и научных концепций, между которыми существуют отношения не только

л

взаимодействия и диалога, но и дополнительности...»'. В этих условиях весьма важно обращение к традициям русских научных школ, осмысление их основных теоретико-социальных достижений.

Дмитрий Иванович Менделеев, будучи ученым-естествоиспытателем с мировым именем, оставил многообразное наследие, в том числе множество работ системного характера в области общественно-философского и социального развития нашей страны. Изучение идейного наследия мыслителя, особенно его трудов в области россиеведения, открывает новые ориентиры для будущей модернизации страны. Идеи Менделеева, социального реформатора, должны занять свое достойное место в современном научном сознании России и мира.

Подвергшиеся еще дореволюционной цензуре, политические воззрения Менделеева также стали объектом искажения и замалчивания в советское время: были исключены все места, где он положительно высказывался о действиях царского правительства, критически отзывался о социалистах, революционерах и их учениях и т.п.

Многие заветы Менделеева представляют не только исторический интерес. В знаменитых работах «К познанию России» и «Заветные мысли», глубоко исследуя вопросы образования, промышленности,

* Карташова Наталия Андреевна, e-mail: alpixia@gmail.com

1 История русской философии / Под ред. М.А. Маслина. М., 2008, с. 614-615.

внешней торговли, народонаселения и другие, Менделеев создал законченную концепцию социально-экономического обустройства страны, целью которого являлось, как неоднократно подчеркивал сам ученый, «общее народное благо».

Актуальным для современности является его научный анализ таких основополагающих социальных категорий, как эволюция, революция, социализм (коммунизм), монархия, реализм, в качестве методологического основания естественнонаучных и социальных построений мыслителя.

Реализм, по Менделееву, занимает середину между идеализмом и материализмом, которые он считал крайностями: «Он стремится выразить свою действительность с возможною для людей объективностью, то есть по здравому смыслу, без окраски предвзятыми суждениями, которыми пропитан не только идеализм, но и материализм...»2.

Таким образом, реализм, согласно Менделееву, представляет собой мировоззрение, стремящееся узнать «действительность в ее полноте без одностороннего увлечения и достигать успеха или прогресса путем

о

исключительно эволюционным»3. В сравнении с идеализмом и материализмом, говорил ученый, реализм - «дело новое» и более всего соответствует русскому народу. Менделеев не любил односторонних и предвзятых мнений. Он противился всякому доктринерству, и справа, и слева, полагая, что основу теоретического построения составляет не должное, а сущее, реальное и конкретное.

Традиционно Менделеева воспринимают как «шестидесятника», человека, чье мировоззрение сложилось во второй половине 1850-х -начале 1860-х гг., в эпоху подготовки и начала реализации «великих реформ». Многие особенности менталитета Менделеева были близки менталитету разночинцев, в частности безоглядная вера во всемогущество естественнонаучных методов в решении социально-экономических проблем и др. Вместе с тем ему не был свойствен радикальный и разрушительный нигилизм, он верил в позитивность жизненных усилий, в способность активно противостоять неблагоприятной жизненной среде.

Несомненно, что решая государственные проблемы развития России, Менделеев не мог не касаться проблем ее политического и социального устройства, когда в стране набирало силу радикальное революционно-демократическое движение в лице народнических и марксистского течений.

Известно, что социальные и политические умонастроения ученого отличались неприятием революционного насилия и убежденностью в возможности прогрессивного капиталистического развития России, за что

2 Менделеев Д.И. Собр. соч. В 25 т. М.-Л., 1950, т. 19, с. 5.

3 Там же, с. 60.

он подвергался большевистским нападкам. Одним из их инициаторов был Л. Троцкий, который заявлял, что «основная ткань общественного миросозерцания Менделеева была консервативна», что он «с недоброжелательством и даже презрением относился к проблеме общественного переустройства», взамен этого ожидая «лучшего будущего от положительной науки»4.

В свою очередь Д.И. Менделеев писал: «Признавая, что свобода в ее основах много приобрела от революций, утверждаю, что только развитие просвещения и промышленности ее развило, развивает и развивать будет, от тирании предохранит, незыблемой поставит и права с обязанностями уравновесит»5. В то же время превращение страны из сельскохозяйственной в промышленно развитую державу, по мнению ученого, должно осуществляться «ни путем переворотов революционного свойства, ни способом быстро исполняемых административных постановлений»6.

Отсюда его ориентация на эволюционные средства совершенствования общественного строя. В этом пункте он категорически расходился со всеми теориями общественного развития, предполагавшими скачкообразные, революционные изменения общественного уклада. Менделеев всегда твердо стоял на позиции постепенности, как часто говорил сам ученый.

Менделеев всесторонне анализировал капиталистическую и социалистическую общественные системы, отмечая и достоинства, и недостатки обеих. Как в вопросе философской онтологии он пытался преодолеть материализм и идеализм, объявляя себя сторонником реализма, так и в поиске пути спасения для России из двух социальных систем ученый приходил к выводу, что «истина в срединном сочетании»: это многоукладный тип экономики, сочетающий элементы капитализма и социализма7.

Главным недостатком капитализма Менделеев считал его способность к «всемерному разобщению рядовых граждан»8.

Еще более категорично Менделеев отвергал социализм и коммунизм как псевдоучения: «...коммунизм, в основе которого лежит неестественная идея общего равенства и дряхлая идея революционных передряг. Всякая концепция, исходящая из начал полного всеобщего равенства. должна быть считаема простым заблуждением мысли»9.

Вместе с тем Менделеев признавал, что в социалистических учениях впервые были поставлены многие наболевшие вопросы в развитии общества, но не мог не критиковать слабости этих учений, их

4 Троцкий Л.Д. Соч. Серия VI. Проблемы культуры. Т. XXI. Культура переходного периода. М.-Л., 1927, с.17.

5 Менделеев Д.И. Собр. соч. В 25 т. М.-Л., 1952, т.25, с. 360.

6 Там же, с. 388.

7 Менделеев Д.И. Заветные мысли. М., 1995, с. 230.

8 Там же, с. 413.

9 Менделеев Д.И. Собр. соч. В 25 т., М.-Л., 1954, т.24, с. 352.

несоответствия, по его мнению, реальной жизни. «Социалисты тут кое-что увидели и даже отчасти поняли, но сбились, следуя за латинщиной, рекомендуя прибегать к насилиям, потворствуя животным инстинктам черни и стремясь к переворотам и власти»4.

Д.И. Менделеев считал, что «увлечение социализмом...нельзя правильно понимать, если не принять во внимание лучших его стремлений к достижению общего блага и если не видеть, что основную ошибку социализма составляет подавление личной инициативы, которая в сущности своей ведёт ко всем видам прогресса, заставляя... массы народа «подражать» единоличному примеру. Словом, утопия социализма есть крайняя противоположность утопии индивидуализма. Истина в срединном сочетании»5.

Признавая, что «социализм ответил, известным образом, требованию времени», хотя в целом отрицательно относился к социалистическим идеям, ученый считал, что они способны увлечь только «малоразвитых людей, в которых погашена живая струна личной

инициативы и впереди видится только потребность в хлебе насущном и

- 10

в удовлетворении низких склонностей»10.

В то же время государство должно умело сочетать личные интересы граждан и общие интересы, не допускать уравнительности, что пагубно для прогресса, обеспечить удовлетворение потребностей всех жителей страны.

Для Менделеева очевидно, что неубедительные для него социалистические и революционные идеи оказались столь привлекательными для русской учащейся молодежи по следующим причинам:

- первая: падение уровня русской системы образования: «дело политики ни под каким видом нельзя смешивать с делом обучения»11;

- и вторая: беспорядки, спровоцированные под влиянием совершенно чуждых России и пришедших из-за границы сил, которые

Л о

стремятся приостановить прогресс в развитии российского общества12.

Еще в середине 70-х гг. XIX в. деловая поездка в Америку разочаровала Менделеева и разрушила его надежды увидеть благополучное и процветающее американское общество, основанное на принципах буржуазной демократии. Он писал: «...было ясно, что в С.-А. Штатах выразились и получили развитие не лучшие, а средние и худшие стороны европейской цивилизации: пресловутая всеобщая подача голосов, стремление политикой, компанейскими приемами и всякими неправдами нажить и нажиться, пользование трудом тех безответных,

4 Менделеев Д.И. Собр. соч. В 25 т. М.-Л., 1952, т.21, с. 493

5 Там же, с.168.

10 Менделеев Д.И. Собр. соч. В 25 т. М.-Л., 1952, т. 21, с. 168.

11 Там же, с. 430.

12 См.: Менделеев Д.И. Собр. соч. В 25 т. М.-Л., 1952, т. 23, с. 209.

которые лишены капитала, и беззаветное желание со

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком