научная статья по теме К ВОПРОСУ О СОЮЗАХ ИВАНА ГРОЗНОГО С КНЯЗЬЯМИ ЧЕРКЕСИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «К ВОПРОСУ О СОЮЗАХ ИВАНА ГРОЗНОГО С КНЯЗЬЯМИ ЧЕРКЕСИИ»

Статьи

© 2011 г. Ф. А. ОЗОВА*

К ВОПРОСУ О СОЮЗАХ ИВАНА ГРОЗНОГО С КНЯЗЬЯМИ ЧЕРКЕСИИ

Конец XV - первая половина XVI в. - время наибольшего могущества Османской империи и военного усиления зависимого от нее Крымского ханства. Монархи стран Европы находились тогда в поисках военно-политических союзников. Не была исключением в этом отношении и Черкесия, правители которой предпринимали энергичные меры для защиты своих владений. С этой целью в середине XVI в. был предпринят ряд посольств от владетельных князей Черкесии к русскому царю Ивану IV.

История посольств Иналидов к Ивану IV была объектом значительного внимания советских историков. Это дало мощный импульс развитию адыгского источниковедения и историографии. Большим достижением советского кавказоведения стали подготовка и издание 2-томного сборника документов по истории кабардино-русских отношений XVI-XVIII вв.1 По сей день это издание остается основной источниковой базой для исследований по истории Черкесии XVI в. Однако несмотря на сотни научных разысканий, внесших заметный вклад в изучение русско-черкесских связей середины XVI в.2, многие аспекты этих отношений остаются неизученными. В значительной мере это обусловлено пропагандой тезиса о «добровольном присоединении Черкесии к России», противоречившего как историческим источникам, так и результатам изучения русско-черкесских отношений.

В последние десятилетия XX - начале XXI в. исследование русско-черкесских отношений середины XVI в. получило новый импульс и достигло определенных успехов. Особенно следует отметить монографию А.М. Некрасова, посвященную международному положению черкесов на рубеже XV-XVI вв. Значительное число исторических источников, прежде всего турецкого происхождения, впервые введенных в научный оборот Некрасовым, существенно расширили исследовательскую базу. Они позволили подтвердить вывод о том, что именно османо-крымская агрессия, которой адыги сопротивлялись к тому времени более 75 лет, вынудила черкесских князей искать себе союзника в Москве3. К.Ф. Дзамихов выдвинул концепцию, согласно которой итогом черкесских посольств 1550-х гг. стал военно-политический союз Черкесии и России4. Б.Х. Бгажноков выявил ряд признаков асимметризма военно-политического сотрудничества России и Кабарды на протяжении XVI-XVIII вв., которые со временем стали действовать разрушающе как на само сотрудничество царя и черкесских князей, так и на общественную жизнь Кабарды5. Сегодня представляется актуальным изучение условий военно-политических союзов между русским царем и черкесскими князьями, трансформации этих союзов под воздействием различных факторов, а также причин их разрыва.

Как уже упоминалось, источников по данной проблеме крайне мало. Подлинные документы, связанные с самыми ранними приездами черкесских князей в Москву, были утрачены. До наших дней дошла лишь опись этих дел, составленная в 80-х гг. XVI в.6 Выдающийся археограф С.А. Белокуров, осуществивший первую публикацию

* Озова Фатима Анатольевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований.

документов по истории русско-черкесских отношений из фонда Посольского приказа с 1580-х гг. по 1613 г., писал: «Памятники дипломатических сношений Московского государства с Кавказскими владетелями, сохранившиеся до нашего времени, начинаются... только с 1587 года, хотя точно также несомненно, что сношения существовали и ранее. Все наши сведения о первых сношениях ограничиваются теми известиями, которые мы находим в наших летописях и вскользь, мимоходом брошенных заметках иностранцев, бывших в России или встретившихся с русскими послами при иноземном дворе»7. При существующей бедности источниковедческой базы, как указывает Е.Н. Кушева, «исследование неизбежно принимает в ряде случаев характер научной реконструкции и гипотезы»8. В связи с этим представляется также актуальным изучение ранних документов в сопоставлении с более поздними.

Как отмечалось выше, побудительной причиной обращения черкесских князей за покровительством к русскому царю стала османо-крымская экспансия в Черкесию, начавшаяся в последней четверти XV в.9 Свои притязания на вассалитет черкесских владетелей крымская дипломатия основывала на некоем кабардинском народном предании, которое было записано турецким историком Джевдетом. Согласно этому преданию, некоторые черкесские княжества прибегли к покровительству крымского хана в царствование султана Баязида II (1480-1512 гг.).

Действительно, в 1491 г. Иналиды, которые пытались наладить отношения с вассалами султана, крымскими ханами, не преуспев в этом из-за противоречивой политики последних, отправили в Константинополь к султану Мухаммеду II Фатиху делегацию с просьбой о покровительстве, обещая султану в случае необходимости свои конные части. Преемник Мухаммеда II Баязид II, вняв просьбам крымского хана Менгли-Ги-рея (1479-1515 гг.), попытался передать черкесскую конницу на службу хана. «Эта зависимость, - писал выдающийся востоковед В.Д. Смирнов, - никогда не выражалась в определенных и правильно организованных формах практического осуществления ханской власти над землями, лежащими вне пределов Крымского полуострова»10. Такие отношения крымских ханов с черкесскими князьями вызывали их беспрестанную борьбу. Хан стремился заполучить в свое распоряжение черкесов, так как их привлечение на сторону Крыма могло привести к удвоению военного потенциала ханства11.

После неудачных попыток завязать длительные союзнические отношения с турецким султаном и крымским ханом черкесские князья продолжили поиск союзников на Кавказе. Это проявилось в их связях с Астраханским ханством и Грузией, враждовавших с Крымским ханством и Турцией12. Союзы астраханских, грузинских и кабардинских правителей были закреплены династическими браками13. Однако события середины XVI в. указывали на необходимость поиска союзников среди государей, чьи страны обладали технической оснащенностью, сопоставимой с характером вооружения Османской империй14. Изоляция Черкесии от стран Западной Европы вследствие оккупации ее приморской части османами; военно-техническая отсталость крупнейших стран Азии и Ближнего Востока, с которыми она была традиционно связана; военно-техническая слабость кавказских стран перед османо-крымской угрозой - все эти факторы повлияли на решение черкесских князей о союзе с русским царем, который начал демонстрировать в начале 1550-х гг. успешную борьбу с Казанским и Астраханским ханствами.

Основы антикрымской внешнеполитической линии в России были заложены в начале 1550-х гг. В Москве было заявлено, что царь «вперед с ним (крымским ханом. -Ф.О.) хочет промышляти... потому ж, как с казаньскым». Московская знать была решительно настроена на скорейшее покорение Крымского ханства. Иналиды осознавали деструктивное влияние османо-крымской оккупации причерноморской Черкесии на жизнь страны. М.А. Полиевктов отмечал, что к середине 1550-х гг. в Черкесии усилилось стремление к выходу из зависимости от Крымского ханства15. Антикрымская внешнеполитическая линия России в 1550-х гг. совпала с внешнеполитическим курсом Иналидов на сохранение своих владений от внешней агрессии.

Высокий уровень оснащенности русской армии огнестрельным оружием делал царя привлекательным союзником в глазах многих государей Востока. По сведениям члена голландского посольства в Москву Николаса Витсена, в середине XVII вв. черкесы еще не умели делать огнестрельного оружия, привозные пищали были у них редкостью. Россия же стала к середине XVI в. крайне милитаризированным государством: при Иване IV русская артиллерия считалась одной из лучших в Европе16. Персидское посольство, посетившее Москву в 1552-1553 гг., просило русский двор о заключении союза и о помощи огнестрельным оружием17. Несмотря на то что оружие в России относилось к категории изъятых из свободного торгового обращения заповедных товаров, его вывоз в Ногайскую Орду был хорошо налажен18.

Наряду с этим существенное значение имел религиозный фактор. Черкесия на протяжении тысячелетия была христианской страной, и в рассматриваемое время значительная часть ее населения исповедовала православие19, основой политических объединений выступало религиозное единство20. Черкесские князья в середине XVI в. продолжали осознавать себя и свою страну частью христианского мира. Они скрепили союз с русским царем клятвой по христианскому обычаю - «целовали крест»21. Анто-нио Поссевино (1582 г.) называл черкесов христианами греческого обряда22. Вопрос союзничества с православной страной имел наибольшую актуальность в конце XV -70-х гг. XVI в., т.к. именно на эти десятилетия пришлись наиболее опустошительные и крупномасштабные военные походы османо-крымской коалиции против областей Черкесии23. Решению Иналидов рассматривать Россию как страну, которая может им помочь в освобождении от крымской агрессии, в значительной степени способствовало и то, что в XVI в. она оставалась единственным независимым православным государством. В это время Россия начала позиционировать себя преемницей Византии, центром православного мира. Сохранение православия считалось не только главной религиозной, но и главной государственной задачей России24.

Каков же был характер русско-черкесских отношений в середине XVI в.? С.А. Белокуров отмечал, что утверждать, будто кавказские владетели обращались в середине XVI в. к русскому царю с просьбой о подданстве, неправомерно: «В то время Московское государство не настолько было сильно и не настолько было близко к Кавказу, чтобы у кого-либо из его народов могла явиться подобная мысль - обратиться с просьбою о подданстве к государству, которое и само только что освободилось от татарского ига, под которым оно пребывало долгое время. Что не о подданстве шла речь, это видно из того, что русские документы и официальные акты ничего не знают об этом»25. Более того, институт подданства в строго юридическом смысле сформировался лишь в Новое время26. Связи, установившиеся между царем Иваном Васильевичем и черкесскими князьями дома Инала, представляли собой отношения покровите

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком