научная статья по теме K ВОПРОСУ О ЦЕРКОВНОМ КУЛЬТЕ КОРОЛЯ СВ. ИШТВАНА Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «K ВОПРОСУ О ЦЕРКОВНОМ КУЛЬТЕ КОРОЛЯ СВ. ИШТВАНА»

СООБЩЕНИЕ

Славяноведение, № 4

© 2013 г. Ф. ХИДАС

K ВОПРОСУ О ЦЕРКОВНОМ КУЛЬТЕ КОРОЛЯ СВ. ИШТВАНА

В статье дается общее представление о культе первого венгерского короля св. Иштва-на (Стефана). Большое внимание уделено житийной литературе, библейским и литургическим текстам, музыкальным произведениям, иконописи, зодчеству и т.д.

The article gives some general idea about the cult of the first Hungarian king St. Stephan (Istvan). It focuses on the hagiographic literature, biblical and liturgical texts and musical compositions, iconography, architecture and so forth.

Ключевые слова: Венгерское государство, Иштван I, культ св. Десницы, агиогра-

Перед тем, как приступить к главной теме статьи, считаю целесообразным кратко изложить основные вехи жизни и деятельности Иштвана I, основателя Венгерского государства, с именем которого связана христианизация Венгрии. Историки предполагают, что он родился между 967 и 975 г. Матерью его быта Шарлотта, дочь трансильванского князя Дюлы, а отцом - венгерский князь Геза [1. 148 old.]. Иштван (языческое имя - Вайк) был крещен в Эстергоме, по всей вероятности, св. Адальбертом, по римскому обряду. При крещении он получил имя в честь перво-мученика архидиакона Стефана (греч. венчанный). Гартвик, автор жития Иштва-на, считал, что имя предопределило его жизнь и деятельность. В 996 г. в немецком городе Шейерн Иштван обвенчался с Гизеллой, дочерью умершего к тому времени герцога Баварии Генриха II.

В 997 г. Иштван стал по завещанию отца великим князем. По праву старшинства на трон претендовал его двоюродный брат Коппань1, он пошел войной на избранного престолонаследника, но под г. Веспрем потерпел поражение. Коппаня по старому языческому закону четвертовали.

Важным моментом в жизни Иштвана стала его коронация аббатом Астриком, который добился для него короны, папского благословения2 и апостольского кре-

Хидас Ференц - священнослужитель, член Ордена францисканцев, филолог, переводчик.

1 Есть предположение, что в это время Коппань уже был христианином. При раскопках в комитате Шомодь найдено много фундаментов христианских церквей XI в., а, как известно, именно этот комитат был во владении Коппаня. Имя Коппаня, по мнению ряда исследователей, является не собственным, а производным от тюркского по происхождению титула 'капкан'/ «кавхан» (см. [2.

2 Противоположного мнения придерживаются медиевисты Й. Герич и П. Ваци. Придворный историк Оттона II Титмар Мерзебургский в связи с присылкой короны из Рима писал, что Вайк получил венец и благословение (coronam et benedictionem) от папы. Герич и Ваци доказали, что эта формулировка не что иное, как юридическое признание состоявшейся коронации со стороны римского престола post factum (см. [2. 97 old.]). До сих пор идут острые дискуссии о происхождении и датировке св. Короны. По академической версии она состоит из двух частей: византийской (нижней) и латинской (верхней) и изготовлена в XI-XII вв. В сентябре 2012 г. в Венгрии, в рамках

фия.

107 old.]).

3*

67

ста. В честь этого события в 1010 г. в Эстергоме была возведена огромная базилика.

Первый король Венгрии приступил к объединению разрозненных племен, создал новое государство, основу единой христианской Церкви, выстроил церковную структуру и основывал много церквей. Монастыри создавались преимущественно по западным образцам, но несколько монастырей соответствовали византийскому обряду (например в г. Веспрем). О количестве действующих в то время византийских храмов мнения историков расходятся.

В 1007 г. родился сын Иштвана Имре (Emericus - Henrik), в его воспитании активно участвовали немецкие миссионеры, в том числе и итальянский епископ Геллерт, который позже был убит язычниками-венграми. Его сбросили с горы, которая сегодня, в его честь, называется горой Геллерта.

В 1023 г. Иштван написал для сына, будущего короля, «Наставления»3 в десяти главах, в которых обрисовывал идеал христианского короля и поведения наследника трона. Эти наставления и по стилю, и по содержанию отличаются личным обращением к сыну (fili mi, fili carissime, fili amabilissime - дитя мое, дитя милое, дитя возлюбленное) без трафаретных оборотов, свойственных для такого рода произведений. Несмотря на то, что сегодня большинство историков не признают за Иштваном авторства «Наставлений», все же можно сказать, что это краткое сочинение содержит суть главнейших мыслей первого короля-христианина. Фон эпохи, политические реалии соответствуют венгерской истории первой половины XI в. Автор был, вероятнее всего, высокообразованным клириком, владеющим литературным мастерством своего времени. По мнению известного венгерского византолога И. Капитаффи, автора «Наставлений» следует искать среди учеников св. Адальберта4, ибо ряд слов и оборотов жития характерны для вышеназванного клирика. Вазул, двоюродный брат Иштвана, совершил на него покушение, наме-

программы, посвященной сакральному искусству (Ars sacra), в зале Гизеллы Веспремской архиепархии выступила с докладом искусствовед Ю. Кольба о коронационных регалиях и в частности, о св. Короне. Она полагает, что к нижней части короны (corona latina) была присоединена верхняя часть короны (corona graeca), которую в 1172 г. король Бела III привез с собой из Византии. Докладчик ни словом не обмолвилась о том, что имеются серьезные доказательства другой версии, по которой корона исходно целостна (см. [2. С. 78-81]). В соответствии с результатами исследований инженеров-специалистов и ювелиров эта теория выглядит правдоподобной (см. [2. 17-132 old.]). Кажется латинское изречение (audiatur et altera pars) актуально и поныне.Что касается богословских умозаключений, сделанных Чомор, то он зашел слишком далеко в предположениях. По его словам «св. Корона является одним из совершеннейших изображений Пресвятой Троицы» [2. 163 old.].

3 «In primis principio, consilior sive consulo et suadeo fili carissime, si regalem cupis honestare coronam, ut fidem catholicam et apostolicam tali diligentia et custodia conserves, ut omnibus tibi a deo subiectis exemplum prebeas. Fides ergo, de qua loquor, hec est: ut patrem deum omnipotentem, factorem totius facture et unigenitum eius filium, dominum nostrum Ihesum Christum de Sancta Maria virgine angelo nuntiante natum ac pro totius mundi salute in crucis patibulo passum et spiritum sanctum, qui per prophetas et apostolos atque evangelistas locutus est, unam deitatem perfectam, indissolubilem, incontaminatam esse firmiter credas et sine omni ambiguitate teneas. Hec est fides catholica, quam sicut Athanasius dicit: nisi quisqe fideliter firmiterque crediderit, salvus esse non potest» (см. [3. 621 old.]). Славянский вариант Символа веры Афанасия Великого, находящийся в предисловии Псалтыри: «Иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держати кафолическую веру, еяже аще кто целы и непорочны не соблюдает, кроме всякаго недоумения, вовеки погибнет. Вера же кафолическая сия есть: да единаго Бога в Троице, и Троицу во Единице почитаем, ниже сливающе ипостаси, ниже существо разделяюще.» [4. С. А].

4 И. Капитаффи рассматривает проблему интерпретации этнонима «Greci», встречающегося в восьмой главе «Наставлений» Св. Иштвана. «Quis Grecus regeret Latinos Grecis moribus, aut quis Latinus regeret Grecos Latinis moribus? Nullus. Idcirco consuetudines sequere meas, ut inter tuos habearis precipuus et inter alienos laudabilis». Он пришел к выводу, что этнонимы «Greci et Latini» употребляются в значении «ritus», т.е. «обряд». Таким образом, речь идет о совместном проживании в одном и том же монастыре монахов греческого и латинского обрядов. Пусть каждый из них, по мнению Иштвана, живет по своему уставу, чтобы не было между ними разногласия. Этот же принцип предлагается Иштваном и для политической жизни страны. Имре должен следовать примеру своего отца: уважать традицию предков, ибо это - залог правильного управления королевством [5. 19, 35 old.].

реваясь стать королем. Попытка не удалась, Вазул был схвачен и ослеплен, но Иштван дал возможность его сыновьям уехать за границу (двум в Киев, а одному - в Польшу)5.

В 1038 г. Иштван, чувствуя приближение смерти и не имея наследника (в 1031 г. Имре погиб во время охоты), посвятил свою корону и страну Деве Марии (в истории это первый случай подобного рода), которую с тех пор венгерский народ почитает своей царицей (Regina-Urnö), владычицей и заступницей страны6. Через пять дней, 20 августа 1038 г., Иштван скончался и был погребен с великими почестями в базилике г. Секешфехервар (Alba Regia), созданной им в честь Богородицы, которая с тех пор стала коронационным храмом венгерских королей7. Через 45 лет, в 1083 г., он был здесь же канонизирован. В его лице Церковью почитается первый король Венгрии, причисленный к лику святых. Канонизированный вместе с ним Имре являет собой идеал принца-девственника, а немного позднее идеалом короля-рыцаря стал Ласло. В образах этих трех святых в Европе появились новые типы святости [7. 305-311 old.]. Г. Кланицаи утверждает, что причисление к лику святых Иштвана, Имре и Ласло было осуществлено исключительно по политическим причинам. В процессе канонизации политический аспект несомненно имеет свое место, но на наш взгляд этого недостаточно для распространения культа, например, Иштвана.

Культ Св. Иштвана начался с обретения его мощей. Согласно данным Д. Дёрф-фи [8. 384-394 old.], гроб Св. Иштвана дважды вскрывали. Первый раз в смутное время (в 50-е годы XI в.) во избежание кощунства со стороны язычников-венгров. Дёрффи утверждает, что при этом вскрытии гроба каноники базилики в г. Сэкеш-фегервар подняли забальзамированное тело и в каменном римском саркофаге похоронили под нефом храма8. Но перед этим они отделили сохранившуюся в целостности св. Десницу, которую в казне капитула хранил каноник Меркурий, позже присвоивший ее себе и по поручению короля Ласло увезший с собой в храм аббатства, построенный на берегу реки Береттьо (комитат Бихар, ныне Румыния). Этот храм стал центром культа св. Десницы. Второе вскрытие саркофага было произведено 20 августа 1083 г. с разрешения Папы римского. Это пос

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком