научная статья по теме К ВОПРОСУ О ЖАНРЕ “ЗОЛОТОЙ ЛЕГЕНДЫ” ИАКОВА ВОРАГИНСКОГО Языкознание

Текст научной статьи на тему «К ВОПРОСУ О ЖАНРЕ “ЗОЛОТОЙ ЛЕГЕНДЫ” ИАКОВА ВОРАГИНСКОГО»

ИЗВЕСТИЯ РАН. СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА, 2015, том 74, № 2, с. 47-53

_ МАТЕРИАЛЫ _

И СООБЩЕНИЯ

К ВОПРОСУ О ЖАНРЕ "ЗОЛОТОЙ ЛЕГЕНДЫ" ИАКОВА ВОРАГИНСКОГО © 2015 г. А. В. Топорова

В статье рассматривается проблема жанра одного из самых популярных в Средние века сборника житий - "Золотой легенды" Иакова Ворагинского. Традиционно это сочинение причисляли к жанру так называемых легендариев. В недавнее время известный французский медиевист Ж. Ле Гофф назвал "Золотую легенду" суммой сакрального времени. Автор статьи вступает с ним в полемику, предлагая определение жанра как суммы святости (агиографической суммы) и объясняя причины небывалого успеха этого сочинения именно его жанровой спецификой. В статье анализируются также - исходя из последних исследований в области византийской агиографии - причины непонимания и заниженной оценки "Золотой легенды" в Новое время.

We examine the genre of the very popular medieval collection of saints' lives, Jacobus de Voragine's Golden Legend. This work has traditionally been attributed to the so-called genre of "legendaria". The prominent French medieval scholar Jacques Le Goff has recently called the Golden Legend a summa of sacral time. Disagreeing with Le Goff, we define the genre of the work as a summa of sanctity (hagiographical summa), to which we attribute its unprecedented success. We also make use of recent research in Byzantine hagiography to explain the reasons for the misunderstanding and underassessment of the Golden Legend in modern times.

Ключевые слова: средневековая религиозная литература; агиография; теория жанра; Итальянская литература Средних веков; Иаков Ворагинский.

Key words: medieval religious literature; hagiography; genre theory; Medieval Italian literature; Jacobus de Voragine.

Иаков Ворагинский (1229-1298), монах-доминиканец, прошедший все ступени монашеской жизни от послушника до генерала ордена, архиепископ Генуи, активно участвовавший в церковной и светской политике, реорганизовавший церковное законодательство, успешно примирявший противоборствующие политические партии гвельфов и гибеллинов и написавший "Хронику города Генуи", известен, в первую очередь, как автор агиографического сборника "Золотая легенда" ("Legenda aurea"), имевшего колоссальный успех на протяжении почти трех столетий - начиная со времени написания (60-90 гг. XIII в.) до начала XVII в. (последнее издание на итальянском языке перед длительным периодом забвения датируется 1613 г.)1.

1 Ж. Ле Гофф приводит такую статистику: сохранилось более тысячи рукописей "Золотой легенды", на латыни и в переводе на основные европейские языки, что выводит ее на первое место по популярности после Библии; с началом книгопечатания "Золотая легенда" выдержала 10 изданий на итальянском, 17 - на французском, 10 - на нидерландском, 18 - на верхненемецком, 7 - на нижненемецком, 4 - на английском, 3 - на чешском. За период 1470-1500 гг. было 49 изданий, 1500-1530 - 28, 1531-1560 - 13. См. [1, с. 2-3].

"Золотая легенда" представляет собой собрание житий святых (sanctoral), включенных в годовой литургический цикл (temporal). Общей рамой является история спасения, разделенная на четыре периода: время заблуждения (от Адама до Моисея), время обновления (от Моисея до Воплощения и Рождества Христова), время примирения (от Воскресения Христова до Пятидесятницы) и время странствия ("настоящее время"). Первому периоду соответствуют церковные праздники Великого поста (до Пасхи), второму - Рождественского поста, третьему - от Пасхи до Вознесения и Троицы, четвертому - оставшаяся часть литургического года, т.е. от второй половины мая до конца ноября. Главы, повествующие о церковных праздниках, чередуются с главами, содержащими жития святых. Всего в "Золотой Легенде", состоящей из 178 глав, приведены жития 153 святых.

"Золотая легенда" вписывается в средневековую традицию так называемых сокращенных легендариев, т.е. сборников житий святых, написанных на латыни и предназначавшихся для проповедников. Авторы-компиляторы таких сборников использовали множество источников,

значительно упрощая их, исключая богословские рассуждения, отсекая "лишние" детали, облегчая язык. Основателем жанра считается Жан де Майи, автор составленного для приходских священников (как это указано в предисловии) "Сокращенного изложения деяний и чудес святых" ("Abbreviatio in gestis et miraculis sanctorum", середина XIII в.), которое широко использует в своей "Легенде" и Иаков Ворагинский, иногда дословно воспроизводя целые абзацы. Другим источником того же времени, на который опирался Иаков, был "Эпилог деяний святых" ("Epilogus in gesta sanctorum") Варфоломея из Тренто, предназначенный для проповедников, доминиканских, в первую очередь.

В этой связи возникает вопрос о специфике "Легенды" и соответственно о причинах небывалого успеха, а затем полного и несправедливого ее забвения и пренебрежения ею; вопрос, на который пытаются ответить все исследователи, обращающиеся к "Золотой легенде". Ответ на вторую часть вопроса - о критике "Золотой легенды" - оказывается более простым: смена культурно-исторических эпох, влияние Реформации с ее настороженным отношением к культу святых в целом и католической житийной традиции в частности сформировали новое отношение к этому памятнику и породили обвинения в недостоверности, искажениях, неточности в передаче исторических фактов, в фантазии. "Золотая легенда" (кстати, как и в случае с "Божественной комедией" эпитет был дан не автором, а читателями) стала называться железной, свинцовой, кожаной, стеклянной, соломенной2. Критический анализ текста "Золотой легенды", предпринятый Ж. Болландом и его последователями, полностью развенчал этот "средневековый бестселлер", как его называет Ш.Л. Римс3.

Что касается вопроса о причинах успеха "Золотой легенды", то их видят, как правило, в ее простоте, информативности, энциклопедичности, использовании большого количества источников, назидательности и увлекательности, что делает из этого сборника идеальное пособие для проповедников. На наш взгляд, основная причина успеха "Золотой легенды" кроется в ее жанре, который целесообразнее обозначить не как легендарий, а как агиографическую сумму. "Золотая легенда" принадлежит к весьма популярной в XIII в. традиции сумм, или, как их принято называть в за-

2 Истории взлета и падения "Золотой легенды" посвящена работа [2].

3 Так названа глава в его книге [2] (гл. 10 - On the Legenda as a Medieval Best-Seller).

падном литературоведении, досовременных или средневековых энциклопедий [3; 4].

В XIII в., веке энциклопедизма, по словам Ле Гоффа [5, с. 25], когда были созданы многочисленные суммы, сформировались критерии этого жанра (постоянные характеристики, присутствующие во всех сочинениях этого типа, хотя и не фиксируемые их авторами как таковые), объединяющие суммы весьма разнообразные по объему, содержанию, целям, которые ставит автор, форме и названию сочинения. Это, прежде всего, тенденция к масштабному охвату материала по определенной теме, широкое использование многочисленных источников; четкая классификация и систематизация материала, не просто утилитарная, но и нравственная цель, выдвигаемая или подразумеваемая автором [6; 7].

"Золотая легенда" Иакова Ворагинского в полной мере соответствует этим критериям. Она представляет собой обширное и идеально структурированное описание литургического цикла с особым акцентом на жития святых. Расположение житий святых в соответствии с церковным календарем оказалось на редкость удачным приемом, позволившим создать впечатление целостности и завершенности произведения, его совершенства. При такой структуре неважно, сколько житий и каких именно святых приводит автор, поскольку и не упомянутые им святые имплицитно все равно присутствуют в ней. Годовой литургический цикл, в свою очередь, включен во всеобщую историю спасения, ведущую свое начало от Адама и завершающуюся в Царстве Небесном, которое, с одной стороны, обозначено как цель странствия, а с другой, как уже достигнутое святыми состояние души. Таким образом, охват материала намного превышает возможные границы: материалом "Золотой легенды" становится вся история человечества на его пути к спасению, или, иначе говоря, человечество sub specie святости. В этой перспективе становится понятным приводимое в конце сочинения своего рода приложение, материал, не вписывающийся в церковный календарь. Это выборка эпизодов из "Жизни Отцов"; житие Варлаама и Иосафата восточного происхождения; так называемая Historia langobardica - изложение исторических событий на территории Лангобар-дии/Ломбардии с VI в. по 1250 г. (т.е. до времени самого Иакова Ворагинского); и Посвящение церкви (Dedicatio ecclesiae), в котором рассматривается роль Церкви в деле спасения. Такой эпилог еще раз подчеркивает единство личного пути, истории и церковной жизни в их устремленности к Богу (примеры греха, отпадения от Бога лишь подчеркивают правильный вектор движения).

Структура житий единообразна: начинается житие с этимологии имени, иногда их несколько, их правдоподобность не имеет никакого значения, так как главное - передать глубинный смысл духовного устроения святого, выявить характерные черты его личности, приведшие его к святости. Иногда даются и хронологические указания, тоже не всегда верные, что, впрочем, в контексте "Легенды" не так и важно, существенно наличие исторического компонента жития. Далее предлагается последовательное описание жизни святого, но не подробное, а скорее пунктирное, многие события, даже важные, могут опускаться. В связи с этой особенностью французский исследователь А. Буро пишет о "стратегии списка" ("stratégie de la liste"), в соответствии с которой отдельные эпизоды в житиях никак не связаны друг с другом, автономны, ни один из них не является главным [8, с. 213]. Это представляется лишь отчасти верным, поскольку в подавляющем большинстве случаев Иаков Ворагинский выделяет два ключевых момента: обращение и смерть. Они служат своего рода опорами, на которых держится все жизнеописание, вокруг которых группируются другие жизненные эпизод

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком